Галина Шкилевич
Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в современном дошкольном учреждении практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич) :
Публикация «Инновационная методическая работа в дошкольном учреждении» размещена в разделах
• обеспечение работы учреждения в режиме развития;
• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.
• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;
• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Признаки, характеризующие процесс самообразования, когда педагог:
• осознает свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;
• требователен к себе, стремится стать лучше, осознает необходимость самообразования;
• умеет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, имея идеалы;
• имеет определенную программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;
• знает методику самообразования, средства и способы над собой, владеет ими;
• конкретно действует в одном или несколько направлениях своего развития;
• имеет результаты в самообразовании.
Выделяют две формы самообразования педагогов
• индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
• коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. В нашем учреждении, детском саду комбинированного вида подразделяются следующие группы: 1 группа – это педагоги, требующие усиленного внимания, 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме.
Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом, воспитанников и педагогов.
К наиболее эффективным формам и методам в нашем учреждении относятся :
участие педагогов в методических объединениях, организация и проведение теоретических и научно-практических конференций, педагогические семинары-практикумы, наставничество, создание методических центров помощи молодым специалистам, моделирование и анализ методических ситуаций. Последний метод является одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе, он помогает найти обоснованное решение возникающим проблемам, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу. Так же следуе отметить деловые игры, смотры-конкурсы, разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества, отчеты по самообразованию, работу творческой группы "Поиск" по опытно-экспериментальной работе по теме"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих технологий"
В дошкольной педагогике существуют следующие формы методической работы (С. Г. Молчанов)
• репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
• репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции,
• эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры,
• эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок,
• продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп).
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы необходимо помнить, что он определяется:
• целями и задачами, поставленными перед ДОУ;
• количественным и качественным составом данного коллектива;
• качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов;
• содержанием методической работы и уровнем развития её основных направлений;
• сравнительной эффективностью форм и методов работы;
• особенностями образовательного процесса;
• материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
• реальными возможностями руководителей;
• передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.
Одна из особенностей работы с коллективом – уйти от опеки, предоставить право каждому решать основные вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. Результатом методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.