Лучший педагог года

Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования

Петренко Лилия
Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования

Инновационная управленческая деятельность в ДОУ - важный фактор повышения качества образования

Петренко Лилия Михайловна - заместитель заведующей по образовательной деятельности

муниципальное образовательное учреждение № 33 «Тополек» г. Тирасполь Приднестровье

В настоящее время система дошкольного образования претерпевает большое количество преобразований, обусловленных переходом на государственный образовательный стандарт (ГОС ДО ПМР). Одно из главных требований современного общества — это повышение качества образования на всех его ступенях. Перед руководителем дошкольного образовательного учреждения стоит очень важная задача - повышение эффективности и качества образовательной деятельности, выдвижения качества образования в разряд приоритетных задач.

Публикация «Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования» размещена в разделах

Деятельность любого образовательного учреждения направлена на поиск нового механизма управления, которое в свою очередь, способствовало бы профессиональному росту каждого члена организации и достижению наивысших результатов деятельности всей организации.

Один из путей возможного повышения качества дошкольного образования и собственно эффективного управления – это необходимость перехода от интуитивного к системному управлению.

Основная цель управления - достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований.

Эффективность организации управления трактуется как создание благоприятных условий для достижения коллективом поставленных целей в кратчайшие сроки при наивысших качественных и количественных показателях и наименьших затратах.

Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень достижения запланированных целей. Таким образом, деятельность, которая частично или полностью приводит к достижению поставленных целей, считается эффективной. Чтобы достичь высокой эффективности необходимо четко знать положение дел. А это возможно сделать только на основе всестороннего анализа разных сторон деятельности ДОУ.

Основными проблемами оценки эффективности управления образовательной организацией на данном этапе является: отсутствие методик измерения эффективности управления; наличие единых критериев оценки эффективности управления.

Для того чтобы, как говорится, сдвинуться с мертвой точки в этом вопросе в нашем дошкольном учреждении разработан Проект Инновационной управленческой деятельности в ДОУ, который измененил в структуре управлении ДОУ и был полезен как минимум в трех аспектах:

Социальном: удовлетворенность семей воспитанников качеством образовательного процесса в ДОУ, рост профессиональных компетенций педагогических работников;

Педагогическом: включенность в реализации ГОС ДО ПМР образовательной инициативы инновационной управленческой деятельности;

Организационном: компетентность управления инновационной деятельностью, изменениями в организационной структуре, позволяющими добиться большей результативности труда за счет организации и кооперации деятельности педагогических работников; включенности в со-управление группы резерва управленческих кадров из числа педагогических работников ДОУ.

Цель проекта: создание эффективной модели инновационной управленческой деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ГОС ДО ПМР, а также разработка критериев эффективности управленческой деятельности, с помощью которых можно было отследить и корректировать управленческую деятельность в учреждении.

Данный проект согласован Советом педагогов, утвержден приказом заведующего, проект долгосрочный, рассчитан на 2 года

Проект предусматривал работу в 4-х направлениях:

Инновации в управленческой и методической деятельности;

Инновации в работе с педагогическими кадрами;

Инновации в содержании образования;

Инновации в работе с родителями

Работа осуществлялась поэтапно.

1-й этап Информационно-аналитический.

Цель: выявление инновационных потребностей ДОУ, создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

2-й этап – практический

Целью этого этапа: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

3-йэтап – основной

Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

4-й этап – заключительный

Цель: анализ и оценка результатов реализации системы, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего совершенствования опыта, который предусматривал следующую работу:

В ходе второго этапа был разработан следующий диагностический инструментарий к проекту:

Инновационный банк «Характеристика инноваций и нововведений»;

• Выявление результативности инновационной деятельности;

• Диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов;

• Оценка реализации потребности педагога в развитии;

• Отношение к педагогическим инновациям;

Индивидуально-образовательный маршрут педагога;

• Выявление проблем и затруднений при использовании информационно-коммуникативных технологий в собственно педагогической деятельности;

• Вопросник для ежегодного анализа и отчета по проекту

С помощью данного инструментария выделили слабые места, недоработки, над которыми следовало работать:

1) Определена степень новаторства педагогов;

2) Недостаточное владение педагогами ДОУ информационно-коммуникативными технологиями;

3) Выделена группа молодых и вновь прибывших педагогов, которым необходима помощь и психологическая поддержка.

4) Недостаточное владение новыми педагогическими технологиями проведения непосредственно-образовательной деятельности.

5) У некоторых, особенно молодых педагогов, складываются партнерские отношения с родителями, не сформированы коммуникативные навыки общения с родителями воспитанников и т. д.

А также в ходе второго этапа использовали карту оценки эффективности управленческой деятельности руководителей ДОУ.

Критерий — это важнейший отличительный признак, который характеризует качественные стороны явления, его сущность.

В практической деятельности дошкольного образовательного учреждения мы использовали не только сам критерий, но и систему показателей, построенных на его основе, таким образом, критерий — это и есть система показателей, определяющая конкретный элемент образовательного процесса.

Критерии и показатели эффективности управления вытекают из направлений деятельности руководителя ДОУ. Основные направления работы руководителя дошкольной образовательной организации и соответствующие им критерии и показатели эффективности управленческой деятельности :

1. Ресурсы ДОУ;

2. Качество управления ДОУ;

3. Качество учебно-воспитательной работы ДОУ;

4. Психологический климат в ДОУ;

5. Достижения воспитанников ДОУ;

6. Работа с родителями

Карта оценки эффективности управленческой деятельности ДОУ, разработанная в результате реализации вышеназванного проекта. В ней прописаны, направления деятельности, критерии и показатели эффективности работы.

Необходимо раскрыть и такой важной показатель, как работа с родителями воспитанников, такой пункт, как отсутствие (наличие) жалоб со стороны родителей неспроста, поскольку этот показатель будет иметь значение даже во время аттестации и аккредитации ДОУ, лучше заранее активно работать в этом направлении

Остановимся более подробно на таком важном показателе, как кадровое обеспечения образовательного процесса.

В настоящее время во многих детских садах, остро стоит проблема кадрового обеспечения по многим, не зависящим от них причинам.

В нашем дошкольном учреждении разработан и внедряется проект «Педагогические кадры», утвержденный Приказом заведующего, целью которого является:

- обеспечение ДОУ компетентными, высококвалифицированными педагогами;

-создание условий для формирования творческого, социально-активного педагогического потенциала;

-использование в работе с кадрами современных кадровых технологий, личностно-ориентированного подхода в кадровой политике;

- скорейшая адаптация молодых педагогов к условиям дошкольного учреждения

Проект «Педагогические кадры» нужен в целях скорейшей адаптации вновь принятых сотрудников, а именно программы тренингов «Путешествие в мир взаимопонимания» и «Путь к себе». Педагогом-психологом разработан и введен в реализацию план проведения тренингов на учебный год.

Результаты подобной работы, тренинги помогут быстрее влиться в коллектив новым педагогам, скорее адаптироваться, так как коллектив всегда славился своей сплоченностью, особым отношением к детям, желанием учиться и воспринимать все новое.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышение требований к качеству образования дошкольников, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога.

В целях развития системы мотивации и стимулирования педагогов используется такая наглядная схема работы, как экран рейтинга педагогов, их педагогической активности. Такая форма работы применяется в различных дошкольных учреждениях, и мы убедились в том, что она работает.

Он позволяет наглядно видеть работу педагогов в коллективе, планировать дальнейшую работу, прогнозировать контрольную деятельность. Экран рейтинга педагогов, находится в методическом кабинете, для родителей он не доступен, но все педагоги могут наглядно увидеть свое личное участие в деятельности дошкольного учреждения, что, конечно же, подстегивает особенно молодых и амбициозных педагогов.

Реализация Проекта инновационной управленческой деятельности, следующие результаты:

1. Внедрение инновационной модели управленческой деятельности

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Постоянное обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогических работников

4. Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива.

5. Повышение активности педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта на различных уровнях

6. Формирование положительного имиджа ДОУ и повышение его престижа.

7. Распространение методического продукта, разработанного в ходе реализации данного проекта.

8. Уменьшение текучести педагогических кадров и их оттока из дошкольного учреждения.

9. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что используя механизм оценки эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации с помощью карты оценки эффективности управленческой деятельности, можно адекватно оценить актуальный уровень управленческой деятельности и стремиться к дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

А также в дошкольном учреждении разработан и утвержден на Педагогическом совете Проект Инновационной управленческой деятельности, основные задачи которого:

• Расширение и систематизация знаний педагогов по актуальным направлениям психолого-педагогической науки и практики в педагогике, модернизации образования в целом;

• Создание эффективной системы методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса;

• Организация научно – исследовательской, опытно-экспериментальной работы по прогнозированию, проектированию и моделированию деятельности ДОУ в режиме развития.

В организации инновационной управленческой деятельности важны последовательные действия или шаги в решении задач по реализации данного проекта:

Шаг 1 - изучение и анализ педагогического коллектива

Конечно же, руководителю важно уметь оценивать инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями:

1. Восприимчивость педагогов к новому;

2. Подготовленность к освоению новшеств;

3. Степень новаторства педагогов в коллективе

Шаг 2 - непрерывное повышение квалификации и компетентности

педагогов

Шаг 3 - создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью

Шаг 4 - систематический анализ результатов инновационной деятельности

Шаг 5 - выявление и распространение инновационного опыта

Шаг 6 - стимулирование педагогов к инновационной деятельности. Мотивацию творческого педагогического труда обеспечивают моральные и материальные стимулы. Так, как о материальных стимулах говорить не приходится, то приходится выискивать моральные стимулы для поддержания желания творить.

Результат:

1. Включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Расширение работы методической службы ДОУ;

4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

5. Повышение качества образовательного процесса.

6. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод оценка эффективности управленческой деятельности дошкольной образовательной организации дает положительные и продуктивные результаты. Подобранные критерии, представленные выше, помогут в адекватной оценке управленческой деятельности и дальнейшему совершенствованию работы дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.

2. БелаяК. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

3. Волобуева Л. М. работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2004

4. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. М., 1998.

6. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение : Управление по результатам. М., Новая школа, 2001.

7. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М. : Аркти, 2004

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Инновационная деятельность в ДОУ Инновационная деятельность в МБДОУ № 43 «Аленький цветочек» Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Инновационная деятельность по работе с родителями. Воспитатели МДОУ №9"Теремок" Иванова Д. В. Коротина С. В. В наше время, когда большинство.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная управленческая деятельность в ДОУ — важный фактор повышения качества образования
Опубликовано: 21 октября 2020 в 11:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД