Надежда Шимко
Инновационные методы организации педагогического процесса в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в век активного внедрения инноваций во все сферы жизни. Инновации окружают современного человека всюду, существенным образом меняя его жизнь и смысловые ориентиры. Процессы глобализации ускорили внедрение инноваций вначале в экономические сферы, а затем и в системы управления и культурную сферы. Не обошли инновации и систему образования на всех ее уровнях. Все большее число педагогов еще со второй половины ХХ века стали использовать инновационные методы обучения и воспитания детей. В начале ХХI века инноватика даже стала одним из приоритетов государства, которое стало разрабатывать в рамках Болонского процесса новые стандарты образования. Это было связано с тем, что инновации, их внедрение в экономику стали настолько стремительными, что образования перестало поспевать за ними. Поэтому перед педагогикой была поставлена задача не столько научить учащихся, сколько создать условия для того, чтобы выпускники школ и вузов занимались самообразованием всю жизнь.
Публикация «Инновационные методы организации педагогического процесса в ДОО» размещена в разделах
Актуальность данной работы была обусловлена тем, что инновации стали активно проникать в дошкольное образование. Там тоже были соответствующие государственные образовательные стандарты. Многие педагоги стали разрабатывать новые инновационные методики образования и воспитания дошкольников. Здесь также был сделан акцент на возможность саморазвития ребенка в дальнейшем.
Правительством РФ была принята Концепция развития образования РФ до 2020 г. ее главной задачей было внедрение инновационных методик образования на всех уровня системы образования в стране.
Еще одной задачей была провозглашена модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.
Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В. И., Рубцов В. В., Кудрявцев В. Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.
Общая суть модернизации как раз и связана с созданием системы непрерывного образования детей начиная с детского сада.
Целью данной работы является изучение инновационных методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи работы:
1)изучение понятия и сущности инновационных методов организации педагогического процесса в ДОУ;
2)изучение видов и форм и особенностей инновационных методов организации педагогического процесса в ДОУ;
3)изучение методики инновационных форм организации педагогического процесса в ДОУ;
4)разработка методических рекомендаций по внедрению инновационных методов организации педагогического процесса в ДОУ.
1 Понятие инновационных методов организации педагогического процесса в ДОУ
Инновации активно проникли во все сферы жизни современного человечества, в том числе и в сферу дошкольной педагогики. Без внедрения инноваций любая деятельность, в том числе и образовательная, неминуемо будет отставать от действующих трендов и становится менее эффективной. В системе образования инновации связаны со сменой образовательной парадигмы в рамках так называемого Болонского процесса. Современная образовательная парадигма ориентируется на так называемый компетентностный подход.
Если прежняя образовательная парадигма, которая доминировала до второй половины ХХ века ориентировала педагогику на передачу знаний и формирование определенных умений и навыков, то современная парадигма ориентирована на создание условий для овладения учащими необходимых компетенций в условиях глобализации, ужесточения конкуренции и стремительного развития информационных технологий.
Становление так называемого информационного общества привело к глобальной информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Развитие современных компьютерных и информационных технологий, развитие Интернета существенно повлияло на классические стандарты образования.
Современные знания не являются статичными, они стали быстро «устаревать». Фактически в некоторых сферах жизни общества знания устаревают перманентно. Это обстоятельство предъявляет иные требования, как к преподавателям (учителям, воспитателям, так и к учащимся. Теперь недостаточно просто дать учащемуся необходимый объем знаний, умений и навыков, так как они устаревают постоянно. Необходимо сформировать у нихопределенные компетенции, которые бы позволили им постоянно обновлять свои знания, умения и навыки в течение всей жизни.
Все это повлекло и изменения в системе дошкольного образования.
Вслед за новым ФГОС 3 и 4 поколений для системы высшего образования появился и новый ФГОС для дошкольного образования (Приказ Министерства образования РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Инновационные методы воспитания – это такие методы, которые ориентированы на создания условия для развития творческого начала у детей, создания условий для дальнейшего самостоятельного саморазвития ребенка.
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:
- общие ( глобальные концепции современного образования: оптимизация учебно-воспитательного процесса, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);
- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в организациях образования).
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны :
- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании,
- организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
- профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);
- профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании.
Принципиальные отличия нового ФГОС:
- изменение направленности образовательного процесса с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (сохраняя одновременно ее достоинства) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса;
- формирование новых возможностей ДОУ к опережающей адаптации своей деятельности;
- указание в стандартах перспектив развития, ориентирующих выпускникаДОУ на эффективную деятельность в будущем;
- взаимодействие с перспективными учителями при выработке общих и специальных компетенций;
- установление соответствия стандартов образования с европейским пространством образования;
- использование в практике образования новых критериевоценки эффективности процессов обучения и воспитания;
- внедрение модульной организации основных образовательных программ;
- усиление направленности на диагностику достижений детей, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны демонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий;
- существенное расширение свобод ДОУ относительно определения содержания образования;
- повышение степеней свободы учащихся в выборе ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.
Новая парадигма образования осуществляется в соответствие со следующими принципами:
Принцип целостности образовательного и воспитательного процессов - предполагает усиление познавательного мотивационного эмоционально-ценностного компонента проявляющегося в практической деятельности.
Принцип индивидуально-личностной ориентации в дифференциации образования - утверждает необходимость реагирования на конкретный индивидуальный уровень культуры ребенка, отбор содержания, форм и методов работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Принцип творческого начала в образовании - это возможность проявления разнообразной творческой деятельности в личном становлении ребенка.
Таким образом, основной и главной направленностью современных инновационных технологий в системе дошкольного образования является личность ребенка. Это вовсе не означает чрезмерно либеральный европейский подход, при котором личность ребенка имеет приоритет над системой нравственных и моральных ценностей, сложившихся в обществе. Здесь также нет приоритета личности ребенка над взрослыми. Российская модель инновационного воспитания предполагает творческое взаимодействие педагога и ребенка для осуществления стратегий воспитания с целью формирования творческой личности в рамках традиционалистского мировоззрения. То есть инновационные методы воспитания в нашей образовательной среде не направлены на воспитание личности, которая ставит себя выше традиции, выше сформировавшихся морально-нравственных и мировоззренческих (религиозны) установок, как это происходит в большинстве западных стран.
2 Виды, формы и особенности инновационных методов организации педагогического процесса в ДОУ
Существуют различные формы и виды инновационных методов организации педагогического процесса в детских дошкольных учреждениях.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология и др.
Рассмотрим их подробнее.
Здоровьесберегающие технологии.
Такие технологии направлены на такое развитие ребенка, которое бы сохранило ему здоровье. Вторая направленность – это формирование у ребенка компетенций, навыков, умений по ведению здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии представлены:
- медико-профилактическими технологиями (обеспечивающими сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме-дицинского персонала на основе медицинских требований и норм, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи-лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительными технологиями (направленными на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающими психическое и социальное здоровье ребенка и направленными на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- технологиями здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленными на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- образовательными технологиями (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- технологиями обучения здоровому образу жизни (использование физкультурных занятий, коммуникативных игр, системы занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционных (арт-терапия, технология музыкального воз-действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- педагогической технологией активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности.
Проект – это особая часть воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку дошкольников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.
Теоретические основы организации проектной деятельности затрагивались в трудах таких исследователей, как Господникова М. К., Дубова М. В., Зак А. З., Куревина О. А., Пахомова Н. Ю., Полат Е. С., Чечель И. Д. и др.
Исторический опыт использования метода проектов представлен в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б. Валясэка, Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, С. Т. Шацкого и др.
Понятие «метод проектов» или «метод проблем» связано с американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Х. Килпатриком. Понятие «проектный метод» наиболее полное представлено в исследованиях И. Д. Чечель. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В. В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г. К. Селевко. По его мнению, метод проектов является системообразующим компонентом при описании и характеристике различных технологий.
Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению.
Технология исследовательской деятельности
Компетентностно-ориентированное образование делает акцентна практические аспекты обучения, подчеркивает важность опыта, умения использовать знания в самых разнообразных ситуациях.
Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность дошкольников - это деятельность, ориентированная на решение творческих задач, в которых решение заранее неизвестно (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательскойдеятельности :
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии.
В современный век информационных технологий важно место приобретает использования информационно-коммуникационных технологий.
Современный дошкольник должен получить все необходимые компетенции в сфере коммуникационных и информационных технологий, соответствующих его возрасту. Поэтому в ДОУ должны иметься достаточное число компьютеров и программного обеспечения.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- исследовательский характер;
- доступность для самостоятельных занятий детей;
- развитие широкого спектра навыков и представлений;
- соответствие возрасту;
- занимательность.
Классификация программ:
- развитие воображения, мышления, памяти;
- говорящие словари иностранных языков;
простейшие графические редакторы;
- игры-путешествия;
- обучение чтению, математике;
- использование мультимедийных презентаций.
Личностно-ориентированные технологии.
Цель воспитания всегда должна быть обусловлена самоценностью личности. И. Кант говорил, что в человек всегда нужно видеть цель, но не средство ее достижения.
Уильям Глассер, изучая личностные особенности школьников, испытывающих постоянные неудачи в учебе, игре, общении, пришел к выводу о том, что не существует разнообразных неудач, если даже они преследуют человека на протяжении всей жизни. Согласно его точки зрения, в основе всех неудач лежит заниженная самоценность личности, рассогласование вербальных и невербальных (экспрессивных) выражений своих чувств.