Ольга Крикленко
Инновационный педагогический проект по работе с родителями «Я дарю тебе словечко»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, учитель-логопед.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Проблематика проекта
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.
Публикация «Инновационный педагогический проект по работе с родителями „Я дарю тебе словечко“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Актуальность темы
Одна из основных особенностей детей логопедических групп – значительное отставание пассивной и активной речи. Даже формально развитая активная речь оказывается самым слабым звеном. Дети имеют ограниченный словарный запас, способны называть предметы и некоторые действия. У них отмечается отсутствие или грубое недоразвитие связной речи. Дети используют только простые предложения из 2-3 слов. Они допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, имеют трудности с использованием предлогов.
Цель проекта : формировать и развивать активный и пассивный словарь детей, развивать у них навыки общения с взрослыми и сверстниками.
Задачи проекта :
1) привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ДОУ, обозначить перед ними проблему, связанную с формированием и развитием словарного запаса их детей;
2) развивать педагогическую наблюдательность родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;
3) прививать интерес детей и родителей к художественному слову, любовь к книге, воспитывать бережное отношение к ней;
4) развивать память, мышление, восприятие, коммуникативные навыки детей, творческие способности при составлении, придумывании небольших устных произведений (рассказов, сказок, загадок);
5) закрепить у детей понятие «библиотека» в рамках групповой мини-библиотеки;
6) формировать у родителей умение оформлять читательский дневник и лист с «подаренным» словом совместно с детьми.
Основные направления работы по реализации проекта :
1) непосредственно образовательная деятельность по коррекции общего недоразвития речи детей;
2) экскурсии в детскую районную библиотеку;
3) организация групповой библиотеки;
4) оформление читательских дневников детей, папки для «подаренных» слов родителями, журнала контроля «подаренных» слов учителем-логопедом;
5) совместная работа ребёнка и взрослого;
6) домашнее чтение художественной литературы;
7) самостоятельный выбор книг для домашнего чтения в групповой библиотеке детьми или детей с помощью родителей;
8) проведение семинара-практикума «Развиваем и обогащаем словарь ребёнка в семье», заполнение тест-карты «Словарь моего ребёнка»;
9) индивидуальные консультации и беседы учителя-логопеда с родителями;
10) чтение воспитателями устных произведений с «подаренными» словами, придуманных родителями совместно с детьми;
11) изготовление медалей для родителей «Мы знаем много слов».
Создание условий для реализации проекта
Оборудовать место для создания мини-библиотеки в группе, подбор литературы по различным разделам (сказки, стихи, рассказы о животных и т. д.).
Подготовить презентацию для родителей по теме «Развиваем и обогащаем словарь ребёнка в семье".
Разработать тест-карту для родителей «Словарь моего ребёнка».
Разработать памятку для родителей о том, как вместе с детьми заполнять читательский дневник и лист с «подаренным» словом.
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап:
- формулирование целей и задач, разработка плана реализации проекта;
- подборка книг для организации групповой библиотеки, оборудование её в группе;
- оформление учителем-логопедом детских читательских дневников;
- проведение консультации «Как оформлять читательский дневник вместе с ребёнком»;
- проведение экскурсии в детскую районную библиотеку воспитателями;
- проведение семинара-практикума для родителей «Развиваем и обогащаем словарь ребёнка в семье»;
- заполнение родителями тест-карты «Словарь моего ребёнка»;
- сообщение информации родителям о предстоящей деятельности.
Основной этап:
- индивидуальные беседы с родителями о том, с каким проблемным словом нужно «познакомить» ребёнка;
- индивидуальные консультации с родителями о том, как оформляется лист с «подаренным» словом;
- заполнение учителем-логопедом журнала по контролю «подаренных» слов;
- дополнение папки новыми «подаренными» словами;
- чтение воспитателями придуманных родителями совместно с детьми устных произведений с «подаренными» словами (рассказов, сказок, стихов, загадок).
Заключительный этап:
- анализ, обобщение результатов проекта учителем-логопедом;
- отчет учителя-логопеда по коррекционной логопедической работе с детьми, результатов обследования детей на конец учебного года;
- вручение медалей родителям «Мы знаем много слов»;
-рекомендации родителям по развитию активного и пассивного словаря их ребёнка в дальнейшем;
- подготовка презентации и выступление с ней на педсовете по итогам инновационного проекта;
- создание статьи о выполнении проекта и размещение её на сайте детского сада.
Предполагаемые результаты
При реализации инновационного проекта «Я дарю тебе словечко» рассчитываю получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по формированию словаря детей, их связной речи. Родители перестанут отстраняться от работы по развитию речи своих детей, т. к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребёнком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. И как результат этого у детей значительно вырастит количество словарного запаса, улучшится качественная его сторона.