Инна Колодяжная
Инновационный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Колодяжная Инна Сергеевна, МДОУ ЦРР Детский сад «Полянка», пгт Шерловая Гора
«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» А. Бертольд
Введение
Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Публикация «Инновационный проект „Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов развития ребёнка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле –продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Без сформированных первичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Актуальность и социальная значимость проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т. д.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр-квестов и игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.
Постановка проблемы:
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Цель проекта : формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
2. Раскрыть взаимосвязь понятий: труд -продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
3. Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
4. Подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
5. Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
6. Научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
7. Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
8. Способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
9. Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Развивающие:
Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость самостоятельность.
Воспитательные:
1. Активизировать коммуникативную деятельность детей;
2. Стимулировать интерес к изучению мира финансов;
3. Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
4. Способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Название проекта : «КвестФинанс»
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, социальные партнеры экономического сектора.
Тип и сроки реализации проекта : долгосрочный, групповой, информационно- практико – ориентированный, проект рассчитан на реализацию в течение 2020/2022 учебного года (сентябрь 2020 г. – май 2022г.)
Предмет проекта : финансовая грамотность.
Практическая значимость проекта : реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
• обеспечение работы в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы»;
• развитие детей 5-7 лет в сфере экономики и финансовой грамотности;
• формирование инфраструктуры, содействующей развитию образования детей экономической направленности;
• формированию имиджа детского образовательного учреждения;
• удовлетворенности родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения;
• повышению профессионального уровня педагогов;
• участию педагогов и детей в конкурсах различных уровней.
Этапы и сроки реализации проекта :
• Первый этап – организационно –подготовительный (май 2020 г. – сентябрь 2020г.)
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
Подбор художественной литературы
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
Анкетирование родителей
• Второй этап – основной (внедренческий) – сентябрь 2020г. – апрель 2022г.
Реализация проектных мероприятий
• Третий этап – заключительный (май 2022 г.)
Подведение итогов реализации проекта.
Интеллектуально –познавательная игра «Путешествие по стране Экономике».
Презентация методических разработок «Основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Представление материалов реализации проекта на странице официального сайта детского сада.
Обобщение педагогического опыта с СМИ.
Управление и обеспечение проекта :
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов». Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей : социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие. Для повышения мотивации к познавательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности в образовательной деятельности используется игровой персонаж гномик Экономик. Истории о приключениях гномика являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал.
Принципы:
В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
-Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
-Амплификации детского развития;
-Учет индивидуальных особенностей детей;
-Системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);
-Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);
-Принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;
-Сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Формы работы :
С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность.
С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий, дни открытых дверей.
С педагогами: семинары, РПТО, открытые просмотры, консультации.
• Беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, обсуждение, дискуссия.
• Просмотр мультимедийных презентаций.
• Коллекционирование.
• Чтение художественной литературы.
• Игровые ситуации.
• Решение проблемных ситуаций.
• Деловые, сюжетно –ролевые игры.
• Экскурсии.
• Использование электронных образовательных ресурсов.
• Продуктивная деятельность.
• «Познавательные маршруты».
Реализация проекта :
Пространственно – образовательная среда :
Предметно – пространственная экономическая среда важное условие для успешного осуществления педагогического процесса.
Положение предметно – пространственной экономической среды:
Статичность и подвижность предметного окружения (заранее смоделированные ситуации сюжетно – дидактических игр, предоставление набора функционально – игровых предметов и т. д)
Гибкость изолирования предметно – пространственного окружения (свободное и лёгкое трансформирование оборудования)
Комфортность предметно – пространственной среды (удобное место для занятий для каждого ребенка, комфортность с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия)
Открытость – закрытость предметно – пространственного окружения ( помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования:) себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира)
Способность предметно – пространственной среды обеспечить развитие половых различий (необходимы предметы, стимулирующие принадлежность ребёнка к определённому полу).
Зоны предметно – пространственной среды:
Информационная зона (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, герои художественных произведений, экономические «всезнайки», экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета, издержек и др).
Занимательно – экономическая зона: (кроссворды, лабиринты, головоломки, метограммы, логогрифы, занимательные экономические задачи, ребусы и др).
Деятельностно – экономическая зона: (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки предметы для организации сюжетно – ролевых игр, наборы различных материалов, инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др, моделирование денежных знаков, различных видов валюты, ценников).
Комплекс дидактических материалов:
-копилка с набором разных монет и банкнот;
-счеты;
-рисунки -схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями);
-обложка для экономического словарика;
-модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;
-тетрадь по финансовой грамотности;
-карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;
-конверты разного цвета с карточками;
-картинки с изображением людей разных профессий;
-картинки с изображением инструментов;
-схемы для составления описательных рассказов;
-плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты;
-макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;
-«товары» для магазина: муляжи продуктов;
-«товары» для дома;
-таблички с ценами на все товары;
-изображение пластиковой карты, две пластиковые карты;
-таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;
-«ценники»;
-плакат с изображением пар товаров;
-плакат с изображением внутреннего устройства банка;
-таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;
-иллюстрации: договоры, чековая лента;
-таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист»;
-полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;
-сюжетные картинки;
-карточки-картинки с изображением сказочных героев;
-план-карта города, фото предприятий.
Произведения детской художественной литературы:
С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.,
Сказки авторские и народные:
«Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.,
Сказки, рассказы
Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)
С. Михалков «Как старик корову продавал»
Х. -К. Андерсен «Новое платье короля»
Х. -К. Андерсен «Огниво»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Народная сказка «Мена»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»
Народная сказка «Жадная старуха»
Народная сказка «Чудесная рубашка»
Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов/
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника.
Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Цель: повышение экономической образованности родителей.
Задачи работы с родителями:
• повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
• изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
• воспитания;
• вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
• семинары, рекомендации
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
• родителей;
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей;
• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями :
• родительские собрания на социально- экономические темы;
• открытые показы воспитательно – образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий;
• индивидуальная работа;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
• выставки детских работ и дидактических игр;
• экскурсии.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Компьютерное оборудование
• Денежные знаки современных, других стран, недавнего прошлого
• Карта «Путешествие денежки»
• Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
• Атрибуты к сюжетно –ролевой игре «Магазин»
• Материалы для продуктивной деятельности
• Художественная литература:
Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»
Попова Т. Л., Меньшова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»
Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»
Сказка Л. Ястребовой, Н. Мальчиной «Хранители бюджета»
Романов А. «Чудеса в кошельке»
К. И. Чуковский «Муха цокотуха».
Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
• Настольные игры:
«Монополия»
«Денежный поток»
«Менеджер»
Игры для формирования финансовой грамотности :
Игра «Груша и яблоко»
Игра «Размен»
Дидактическая игра «Кто кем работает», «Кто как работает»
Игра «Услуги и товары»
Практика «Мини банк»
Игра «Что и когда лучше продавать»
Игра «Домино»
Игра «Назови монету»
Игра «Хочу и надо»
Игра «Копилка»
Игра «Какие бывают доходы»
Ожидаемые результаты:
(5 –6 лет) :
-Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);
-Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
-Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт -деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
-Видят красоту человеческого творения;
-Признают авторитетными качества человека -хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
-Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
-Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовойграмотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
2. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений,
обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и
дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.