Инновационный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования»

Инна Колодяжная
Инновационный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования»

Автор: Колодяжная Инна Сергеевна, МДОУ ЦРР Детский сад «Полянка», пгт Шерловая Гора

«Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» А. Бертольд

Введение

Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов развития ребёнка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле –продаже и других финансово – экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Без сформированных первичных представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Актуальность и социальная значимость проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т. д.

Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формированиенравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр-квестов и игрового интерактивного оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров.

Постановка проблемы:

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи проекта:

Обучающие:

1. Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

2.Раскрыть взаимосвязь понятий: труд -продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

3. Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

4. Подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

5. Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

6. Научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

7.Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

8. Способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

9. Подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Развивающие:

Развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость самостоятельность.

Воспитательные:

1. Активизировать коммуникативную деятельность детей;

2. Стимулировать интерес к изучению мира финансов;

3. Сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

4. Способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Название проекта: «КвестФинанс»

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников, социальные партнеры экономического сектора.

Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный, групповой, информационно- практико – ориентированный, проект рассчитан на реализацию в течение 2020/2022 учебного года (сентябрь 2020 г. – май 2022г.)

Предмет проекта: финансовая грамотность.

Практическая значимость проекта: реализация проекта значима для развития системы образования,так как способствует:

• обеспечение работы в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы»;

• развитие детей 5-7 лет в сфере экономики и финансовой грамотности;

формирование инфраструктуры, содействующей развитию образования детей экономической направленности;

формированию имиджа детского образовательного учреждения;

• удовлетворенности родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения;

• повышению профессионального уровня педагогов;

• участию педагогов и детей в конкурсах различных уровней.

Этапы и сроки реализации проекта:

• Первый этап – организационно –подготовительный (май 2020 г. – сентябрь 2020г.)

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

Подбор художественной литературы

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта

Анкетирование родителей

• Второй этап – основной (внедренческий) – сентябрь 2020г. – апрель 2022г.

Реализация проектных мероприятий

• Третий этап – заключительный (май 2022 г.)

Подведение итогов реализации проекта.

Интеллектуально –познавательная игра «Путешествие по стране Экономике».

Презентация методических разработок «Основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Представление материалов реализации проекта на странице официального сайта детского сада.

Обобщение педагогического опыта с СМИ.

Управление и обеспечение проекта:

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов». Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей: социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие, физическое развитие. Для повышения мотивации к познавательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности в образовательной деятельности используется игровой персонаж гномик Экономик. Истории о приключениях гномика являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал.

Принципы:

В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

-Полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

-Амплификации детского развития;

-Учет индивидуальных особенностей детей;

-Системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие);

-Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);

-Принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;

-Сотрудничество организации с семьей.

Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Формы работы:

С детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность.

С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий, дни открытых дверей.

С педагогами: семинары, РПТО, открытые просмотры, консультации.

• Беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, обсуждение, дискуссия.

• Просмотр мультимедийных презентаций.

• Коллекционирование.

• Чтение художественной литературы.

• Игровые ситуации.

• Решение проблемных ситуаций.

• Деловые, сюжетно –ролевые игры.

• Экскурсии.

• Использование электронных образовательных ресурсов.

• Продуктивная деятельность.

«Познавательные маршруты».

Реализация проекта:

Пространственно – образовательная среда:

Предметно – пространственная экономическая среда важное условие для успешного осуществления педагогического процесса.

Положение предметно –пространственной экономической среды:

Статичность и подвижность предметного окружения (заранее смоделированные ситуации сюжетно – дидактических игр, предоставление набора функционально – игровых предметов и т. д)

Гибкость изолирования предметно – пространственного окружения (свободное и лёгкое трансформирование оборудования)

Комфортность предметно – пространственной среды (удобное место для занятий для каждого ребенка, комфортность с точки зрения его эмоционального состояния и благополучия)

Открытость – закрытость предметно – пространственного окружения (помогает заглянуть в разграничение внешнего и внутреннего миров существования:) себя и других, одного ребёнка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и окружающего мира)

Способность предметно – пространственной среды обеспечить развитие половых различий (необходимы предметы, стимулирующие принадлежность ребёнка к определённому полу).

Зоны предметно –пространственной среды:

Информационная зона (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, герои художественных произведений, экономические «всезнайки», экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, бюджета, издержек и др).

Занимательно –экономическая зона: (кроссворды, лабиринты, головоломки, метограммы, логогрифы, занимательные экономические задачи, ребусы и др).

Деятельностно –экономическая зона: (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки предметы для организации сюжетно – ролевых игр, наборы различных материалов, инструментов, приспособления для обеспечения технологического процесса (приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление игрушек и др, моделирование денежных знаков, различных видов валюты, ценников).

Комплекс дидактических материалов:

-копилка с набором разных монет и банкнот;

-счеты;

-рисунки -схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями);

-обложка для экономического словарика;

-модель круга, карточки, которые являются секторами расхода;

-тетрадь по финансовой грамотности;

-карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров;

-конверты разного цвета с карточками;

-картинки с изображением людей разных профессий;

-картинки с изображением инструментов;

-схемы для составления описательных рассказов;

-плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты;

-макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;

-«товары»для магазина: муляжи продуктов;

-«товары» для дома;

-таблички с ценами на все товары;

-изображение пластиковой карты, две пластиковые карты;

-таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами;

-«ценники»;

-плакат с изображением пар товаров;

-плакат с изображением внутреннего устройства банка;

-таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка;

-иллюстрации: договоры, чековая лента;

-таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист»;

-полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы;

-сюжетные картинки;

-карточки-картинки с изображением сказочных героев;

-план-карта города, фото предприятий.

Произведения детской художественной литературы:

С. А. Маршак «Откуда стол пришел», В. Маяковский «Конь-огонь», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «Кто построил этот дом», А. Барто «Помощники», В. Осеева «Сыновья», «Синие листья», А. Ивич «Твоя одежда» и др.,

Сказки авторские и народные:

«Морозко», В. Катаев «Волшебное кольцо», «Дудочка и кувшинчик», «Мена», Ш. Перро «Кот в сапогах», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Э. Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Э. Успенский «Дядя Федер, пёс и кот», Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Как солдат из топора кашу варил» и др.,

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х. -К. Андерсен «Новое платье короля»

Х. -К. Андерсен «Огниво»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К. И. Чуковский «Федорино горе»

К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

Картотеки загадок, поговорок и пословиц по финансовой грамотности, картотека мультфильмов/

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника.

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

• повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

• изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного

• воспитания;

• вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,

• семинары, рекомендации

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основанана следующих принципах:

• совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием

• родителей;

• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития

педагогической культуры каждого из родителей;

• содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

• опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

• родительские собрания на социально- экономические темы;

• открытые показы воспитательно – образовательного процесса;

• вечера вопросов и ответов;

• проведение совместных учебных мероприятий;

• индивидуальная работа;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,

• выставки детских работ и дидактических игр;

• экскурсии.

Ресурсное обеспечение проекта:

• Компьютерное оборудование

• Денежные знаки современных, других стран, недавнего прошлого

• Карта «Путешествие денежки»

• Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

• Атрибуты к сюжетно –ролевой игре «Магазин»

• Материалы для продуктивной деятельности

Художественная литература:

Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»

Попова Т. Л., Меньшова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»

Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»

Сказка Л. Ястребовой, Н. Мальчиной «Хранители бюджета»

Романов А. «Чудеса в кошельке»

К. И. Чуковский «Муха цокотуха».

Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

Настольные игры:

«Монополия»

«Денежный поток»

«Менеджер»

Игры для формирования финансовой грамотности:

Игра «Груша и яблоко»

Игра «Размен»

Дидактическая игра «Кто кем работает», «Кто как работает»

Игра «Услуги и товары»

Практика «Мини банк»

Игра «Что и когда лучше продавать»

Игра «Домино»

Игра «Назови монету»

Игра «Хочу и надо»

Игра «Копилка»

Игра «Какие бывают доходы»

Ожидаемые результаты:

(5 –6 лет):

-Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);

-Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

-Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд -продукт -деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

-Видят красоту человеческого творения;

-Признают авторитетными качества человека -хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

-Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

-Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовойграмотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка» (деньги)Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка» (деньги) Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Инновационный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей в условиях модернизации дошкольного образования»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 03:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 декабря. 100 дней с начала учебного года

Отмечаем оригинальный юбилей, бывающий лишь один раз в году: прошло 100 дней с Дня знаний, с начала очередного учебного года. Почему бы не воспользоваться такой круглой датой и не закрепить с ребятами...

8 декабря. Международный день художника

Сегодня живописцы всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Этот день празднуют не только художники, но и все, кто любит рисовать или считает себя ценителем изобразительного искусства.


Горячие темочки