Чекулаева Кристина
Инновационный проект «Подарочные пакеты? Да это же подарок!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта – долгосрочный (начало 2020г. - ноябрь 2020г.);
Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги (воспитатели и специалисты)
Основное направление проекта – все виды детской деятельности: творческая, исследовательская и продуктивная;
Введение
«Бросовый материал – это всё то,
что можно без жалости выкинуть,
а можно и использовать,
дав волю безграничной
детской фантазии» (О. Шлосс)
Публикация «Инновационный проект „Подарочные пакеты? Да это же подарок!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Целлофановые, полиэтиленовые, мусорные пакеты. Поделки
- Темочки
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла необходимость разработки новых образовательных технологий, соответствующим принципам развивающего образования, интеграции образовательных областей, решения образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей.
Актуальность.
В нашу жизнь подарочные пакеты вошли не так давно. Мы, рано или поздно, с жалостью или нет, выбрасываем их, пакеты везут на свалки, где они, такие красивые, вместе с остальным мусором, наносят огромный вред экологии, а, следовательно, и нашему здоровью. Но, как оказалось, подарочные пакеты – это, с одной стороны, экологическая проблема, а с другой - настоящий клад для воспитателя в педагогическом процессе - при правильном подходе, можно добиться впечатляющих результатов в интеллектуальном развитии ребёнка. Конечно, «всё гениальное просто», в основном, мы используем пакет как цветную бумагу хорошего качества с покрытием, «изобретая» много интересных игр и занятий, попутно существенно обогащая предметно-развивающую среду детского сада и экономя бюджет родителей.
Кроме этого у ребёнка, да и у родителей появляется шанс, заменить время, проведённое у телевизора или гаджета, на интереснейшие развивающие игры, что, безусловно, положительно сказывается на развитии творчества, интеллекта и на сохранение здоровья.
Тема работы с подарочными пакетами раскрыта и в интернете, и в литературе недостаточно. Самый действенный способ развития познавательной активности ребёнка и активизации его творческого потенциала – интеграция образовательных областей. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному», «от простой игры до соревнования».
Мы открыли для себя безграничные возможности обыкновенного, можно сказать, бросового материала - подарочного пакета : придумали интересные дидактические игры, что-то адаптировали под свой материал, систематизировали информацию по всем образовательным областям; и в итоге создали картотеку игр и упражнений, которая регулярно пополняется новым интересным материалом. Все игры, упражнения легко вписываются как в образовательную, так и в самостоятельную деятельность детей. Главенствующее место в проекте занимает игра. Две одинаковые стороны пакета дают возможность работать и играть в паре, что очень актуально на современном этапе. Игры, в которые дети играют неоднократно, мы превращаем в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелищного аттракциона.
Гипотеза. Начав работать по данному проекту, мы предположили, что у детей на более высоком уровне разовьются эстетическое восприятие, логическое мышление, улучшится и станет богаче речь, координация, ориентация в пространстве, внимание, память, воображение, обогатится сенсорный опыт ребёнка. В то же время у детей сформируются личностные качества (самоконтроль, выдержка, упорство, усидчивость, коммуникативные навыки.
Уверены, что после данного проекта, дети и родители, прежде чем выбросить пакет, подумают, можно ли «подарить» ему вторую, вполне возможно, даже более интересную жизнь, стоит только приложить немного творческих усилий, подключить фантазию и желание. Всё это не только решит хоть чуть-чуть экологическую проблему, но и даст шанс почувствовать себя творцом, и что немаловажно - совместные игры, занятия ещё больше сплотят и укрепят семью.
Ценность проекта «Подарочные пакеты? Да это же подарок!» заключается в том, что действия с пакетами содействуют развитию интеллекта, мышления, памяти, внимания, а также усидчивости, сосредоточенности, воспитание характера. Самый действенный способ развития познавательной активности ребёнка и активизации его творческого потенциала – интеграция образовательных областей.
Цель. Формировать определённые знания, умения и навыки детей посредством использования подарочных пакетов во всех видах детской деятельности творческой, исследовательской и продуктивной, показать детям широту их возможного применения.
Задачи.
Обучающие
• Познакомить детей с историей подарочных пакетов и пакетов вообще, способами их использования в быту;
• Познакомить с экологической проблемой с целью формирования у детей ЗОЖ;
• Учить нетрадиционным приёмам использования пакетов, продолжить формировать умение моделировать, выкладывать из картинок от пакетов различные изображения.
Развивающие
• Развивать познавательную активность, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные
• Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию;
• Продолжить развивать ощущения собственных движений и положительного настроя на совместную работу.
Этапы проекта :
I-ый этап. Подготовительный:
• Разработка проекта, формулирование цели и задач;
• Создание совместно с родителями и педагогами ДОУ развивающей среды (сбор пакетов, изготовление игр);
II -ой этап. Основной, реализация проекта (работа с детьми) :
• Беседы – диалоги;
• Образовательная деятельность;
• Продуктивная деятельность;
• Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);
• Работа с родителями.
III – ий этап. Заключительный:
• Проведение досуга совместно с родителями с использованием изобразительной деятельности «Великий фантазёр»;
• Организация выставки поделок и дидактических игр.
Практическая часть
Работа по проекту «Подарочные пакеты? Да это же подарок!» аккуратно вписалась практически во все режимные моменты: утренний круг, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, чтение волшебных сказок перед сном.
Весь материал, каждая игра решает сразу несколько задач из разных образовательных областей. Самый действенный способ развития познавательной активности ребёнка и активизации его творческого потенциала – интеграция образовательных областей. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному», «от простой игры до соревнования».
Интересное название игр стимулировали детей на выполнение заданий.
Познавательное развитие
• Беседы-диалоги «Знакомьтесь, я – Подарочный пакет»;
• «Жить на свалке не хочу, лучше с вами подружусь» (экологическая направленность);
• «Вы и со мной хотите экспериментировать! Да, мы красивые, но такие разные…» (экспериментальная деятельность);
• Игры на математическое развитие «Составь узор из геометрических фигур», «Весёлые бабочки на ромашках» (Большие - маленькие, сколько, на котором месте; чего больше и на сколько; ориентировка в пространстве («Ромашка растёт в левом нижнем углу, а бабочка летит с верхнего правого угла, она покружилась вокруг маленькой ромашки, которая находится в центре листа и опустилась на большую ромашку и т. д.); «Волшебные цветы» (Продолжи логическую цепочку; найди два одинаковых цветка, используя приём наложения; «Наряди ёлочку» (ориентировка на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, в центре) и т. д. ;
Речевое развитие
• Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях: «Царевна-лягушка», (р. н. с.); «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» (А. С. Пушкин); «Золушка», «Кот в сапогах» (Щарль Перро) и др. ;
• Рассматривание пакетов, составление описательных рассказов, придумывание сказочных сюжетов, загадывание загадок и нахождение ответа на предложенных картинках и т. д.).
Художественно-эстетическое развитие
• Продуктивная деятельность (дети самостоятельно изготавливают поделки из бросового материала, использованных пакетов)
• «Юный модельер» (дети моделируют одежду для определённого времени года или для похода в гости, или для занятия в спортзал и т. д.);
• «Собери радугу» (закрепление цветов радуги при использовании многих приёмов «Найди ошибку», «Который по цвету?», «На каком месте? и т. д.);
• «Цветочная поляна» (дети составляют цветочный узор, называют цветы, раскладывают цветы по оттенкам, выполняют задания по ориентировке на листе бумаги, составляют описательные рассказы по цветку, остальные должны догадаться о каком цветке шла речь и т. д.);
• «Я плету, плету ковёр»;
• «Ах, какая бабочка, мне б такую!»
• «В красоте я знаю толк!»;
• Создание театра «Кто, кто в теремочке живёт?»
Физическое развитие
• Подвижная игра «Весёлая дорожка»
• Дыхательная гимнастика «Ты лети, лети листок», «Это не пакет, а игровое поле! Не ругайте футболиста, он играет, как умеет!»
Отдельно хочется остановиться на таких любимых детьми играх, как «Собери паззлы», «Разрезные картинки», «Кто сказал, что в тетрис играть можно только на планшете?», «Крестики – нолики – мы тоже их пакетов», «Удивительные картинки» (правил у этой игры – великое множество: «Повтори ряд по памяти», «Что изменилось?», «Чего не стало? и т. д. и т. п.)
В процессе этих игр у детей активизируются мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, дети учатся обобщать и искать правильные решения, делать элементарные выводы.
Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Социально-коммуникативное развитие
В ходе занятий, совместных игр (а пакеты с двухсторонним рисунком дают именно такую возможность – играть в парах, командами) у детей формируются первичные ценностные представления, воспитываются способности к общению (коммуникативные способности, развиваются умения самостоятельно объединяться для совместных занятий (игры, труда и т. д., способность совместно заниматься выбранным делом, договариваться, планировать, обсуждать и реализовывать планы, воспитываются организаторские способности, развивается инициатива.
В заключение проекта был организован досуг совместно с родителями с использованием изобразительной деятельности, «Великий фантазёр»; а также организована презентация проекта, выставка поделок и дидактических игр.
Работа с родителями
Привлечение родителей к реализации проекта способствовало продуктивной работе. Они не только организовали сбор пакетов, но и стали активными участниками при изготовлении дидактических материалов.
Педагогами ДОУ проведены с родителями мастер-классы, собрания, консультации по работе с пакетами, объяснена ценность данного проекта для развития детей, продемонстрированы работы детей, показав огромные возможности простого праздничного пакета.
Заключительная часть
Результаты педагогической диагностики
В рамках реализации проекта проведена диагностика уровня развития детей на начало и на конец года с использованием следующих методов: наблюдение, анализ деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.
Цель мониторингового исследования - оценить динамику развития познавательных процессов воспитанников детского сада.
Диагностика оценивалась тремя уровнями: низкий, средний, высокий.
Вывод
Проект «Подарочные пакеты? Да это же подарок!» стимулировал детей на более быстрое формирование первичных ценностных представлений, мотивов, интересов, системы ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативности, критического мышления.
В ходе проекта дети овладели умениями работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Воспитанники стали более любознательными, на достаточно высоком уровне научились анализировать, составлять целое из частей, классифицировать. Они умеют доказывать, аргументировать и защищать свои идеи. Благодаря работе парами и коллективом, дети научились общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности и игре.
Список использованной литературы
1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. - М. : Скрипторий, 2006
2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. – М. : Педагогическое общество России, 2005
3. Проектная работа : «Вторая жизнь упаковочного материала» https://www.infourok.ru
4. Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала. – Воронеж: Лакоцетин, 2006
5. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. /А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.- С 21-30; №4. –С. 10-20; №12. – С. 21-30
6. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушина, А. Е. Чистякова. –П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
7. Шатокина Е. К. Я – экспериментатор. Игры и забавы для светлой головы / Е. К. Шатокина // Детский сад со всех сторон. – 2007. - №17. – С. 3-12; №18. – С. 2
8. Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1999.
Приложение 1
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Волшебное превращение подарочного пакета»
Цель: создание условий для творческой деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания и умения при работе с бумагой и ножницами.
• Закреплять умение обводить по шаблону.
• Развивать точность и согласованность движений кистей и пальцев рук.
Развивающие:
• Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения.
• Формировать умение самостоятельно излагать план действий.
• Развивать точность и согласованность движений кистей и пальцев рук.
• Развивать фантазию, творчество
Воспитательные:
• Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, терпение, усидчивость, аккуратность.
• Воспитывать стремление настойчиво добиваться результатов труда,
• Формировать качества: самостоятельность, организованность.
Оборудование: подарочные пакеты, ножницы.
Ход занятия:
Дети свободно играют.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран телевизора. Видеоролик 1
Фея. Здравствуйте, ребята, Я – Фея Творчества и Фантазии. Недавно мы гуляли вместе с моей подругой Феей Экологией и увидели, как люди после праздника, выбрасывают в мусор подарочные пакеты. «Стойте!» - крикнули мы. «Нельзя засорять природу!» - сказала Фея Экология. «Этим мы навредим и природе и своему здоровью!» «Ох, какая красота!» - воскликнула я. «Эти пакеты ещё могут принести огромную пользу!» Самое удивительное, что мы обе были правы. А вы, как думаете, почему?» (рассуждения детей) Видеоролик 2
Фея. Вы правы, дорогие, ребята. Я собрала много подарочных пакетов, посмотрела на каждый пакет внимательно : они такие разные, трудно встретить два одинаковых. И ещё у них есть одна особенность: рисунок на одной стороне полностью совпадает с рисунком другой стороны. И тогда я придумала сделать из них интересные игры для детей, я же Фея Творчества и Фантазии. Я фантазировала, вырезала, наклеивала – сделала очень много игр и устала. Оказывается. Феи тоже могут уставать. А пакеты у меня ещё остались. Не знаете ли вы, где мне найти хороших помощников?
Воспитатель. Дети, мне очень жалко Фею, а вам? Она такая добрая, делала для нас игры. Кто же должен помочь Фее? (ответы детей)
А вот и пакеты, из которых Фея творчества и Фантазии не успела сделать игры. Давайте рассмотрим их. (Дети рассматривают пакеты, решают, какую игру можно сделать из них, определились в своих действиях).
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам выбрать на двоих один пакет и начнем работать в парах.
(Воспитатель подходит к каждой паре, ещё раз обсуждает план действий. Дети занимаются продуктивной деятельностью: делают паззлы, вырезают фигуры к играм «Найди две одинаковых картинки», «Что изменилось?»).
Видеоролик 3
Фея. Ребята, какие вы молодцы! Я очень правильно сделала, что обратилась за помощью к вам. Я думаю, вы немного устали. А моя подруга Фея Здоровье советует сделать физкультминутку. В этом вопросе я всегда к ней прислушиваюсь.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте побежали.
Воспитатель. А теперь обратите внимание на эти пёрышки. Фея Творчества и Фантазии уже нам их подарила. Их она тоже сделала из подарочных пакетов.
Подойдите, подтянитесь, подышите, улыбнитесь.
Пёрышки летят-летят, с вами поиграть хотят
Дыхательная гимнастика
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игры. которые вы сделали сами.
(Дети играют парами, меняются играми).
Видеоролик 4
Фея. Ребята, какие же вы умники. Вы не только любите играть, но вы ещё прекрасно думаете, рассуждаете, анализируете. Мои игры и рассчитаны на таких детей. А теперь мне пора уходить. Для Феи Творчества и Фантазии всегда найдётся много работы. А чтобы вы помнили обо мне я подарю вам игры, которая сделала сама из подарочных пакетов. Я уверена, вы славно проведёте время. Если вам понравилась наша встреча – похлопайте в ладоши, если не очень – потопайте ногами. (дети выполняют определённые действия)
Воспитатель анализирует ответы детей.
Воспитатель. До свиданья, Фея. А если тебе будет нужна помощь, мы всегда рядом.