наталья башкирцева
Инновационный проект «Волшебный мир-Леголандия»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Полное наименование учреждения: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок»
Руководитель
МКДОУ детский сад «Оленёнок» Брачун Валентина Яковлевна
Телефон МКДОУ детский сад «Оленёнок» т. (34940) 2-00-10
Факс МКДОУ детский сад «Оленёнок» тел. /факс (34940) 2-00-15
Электронная почта
МКДОУ детский сад «Оленёнок» mkdou_olenenok@list.ru
Публикация «Инновационный проект „Волшебный мир-Леголандия“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Полное название проекта Инновационный проект «Волшебный мир LEGO ландия» (направленный на творческое моделирование, через интеграцию области художественно-эстетического развития и конструирования)
Составитель проекта Башкирцева Наталья Олеговна
Тип проекта Творческий, долгосрочный
Срок реализации Учебный год
Исполнители и участники проекта • Педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель МКДОУ детский сад «Оленёнок»
• воспитанники старшей группы МКДОУ детский сад «Оленёнок»;
• родители (законные представители) воспитанников.
Основания для разработки проекта • Концепции модернизации российского образования.
Инновационные технологии • Практико-ориентрованный;
• моделирование;
• фантазирование;
• конструирование.
Компьютерные информационные технологии При создании проекта были использованы ресурсы сети Интернет, авторская презентация, создание игр с использованием интерактивной доски
Сроки и этапы реализации проекта Сентября 2018 г. – май 2019г., долгосрочный
I этап. Организационно-подготовительный
На этом этапе предполагается создать интерес к LEGO конструированию;
- формулирование проблемы и задач совместно с педагогом;
- уточнение задач проекта;
- предложение путей решения;
-создание условий для реализации проекта.
II этап. Технологический
На этом этапе предполагается систематизация знаний о деталях конструктора LEGO, изготовление атрибутов для выполнение творческого замысла, разработка календарно-тематического плана, апробация моделирования и музыкальной деятельности с детьми, создание технологических карт и пошаговых инструкций, карт-схем построек. Подбор музыкальных произведений и специальных звуковых эффектов по тематике занятия. Создание фото и видеопрезентаций к защите проекта.
III этап. Заключительный
На данном этапе будет проводиться подведение итогов реализации инновационного проекта посредством организации отчётной творческой работы и демонстрация проектного продукта.
Анализирование деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.
Проектный продукт 1. Созданы необходимые условия для реализации инновационного проекта :
- подобраны наборы конструкторов LEGO;
- созданы дидактические пособия для занятий с детьми;
- подобраны музыкальные произведения и звуковые эффекты для реализации замысла проекта;
- подобрана методическая литература, презентации, интерактивные игры и задания;
- изготовлены атрибуты и карты-схемы для конструктивной деятельности.
2. Разработаны методические пособия и технологические карты для реализации проекта.
3. Представлена видеопрезентация и фотоотчёт по теме проекта.
Контроль за исполнением Результаты контроля проявляются в публичной презентации и публикациях методических разработок в электронных изданиях.
Введение
Деятельность – это первое условие развития у воспитанников познавательных процессов. Чтобы ребёнок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO. А чтобы процесс был более увлекательным, его реализация будет достигнута путём интеграции с областью художественно-эстетического развития и музыкальной деятельностью.
Актуальность
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности. Поэтому был разработан долгосрочный проект «Волшебный мир LEGOландия»
Основной идеей проекта является развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в том, что в проекте формируется исследовательская и экспериментальная деятельность, которая объединяет игру и предоставляет возможность путём сотворчества создать свой собственный мир «Леголандию», в котором нет границ для творческого самовыражения.
Цель проекта : Содействие развития у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность к творческой самореализации посредством овладения LEGO – конструированием.
Объект исследования: Освоение первоначальных навыков конструирования и умение соотносить собственные действия в конструировании объекта в то же время продолжать развивать музыкальные способности внедряя принципы моделирования.
Предмет исследования: Процесс творческого мышления, фантазирования и реализация собственных инновационных идей для решения поставленных задач.
Основные задачи проекта :
1. Развивать навыки коммуникации, умение работать в команде.
2. Формировать познавательную активность, способствовать воспитанию социально-активной личности.
3. Способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем-построек.
4. Воспитывать эстетический вкус в передаче образов, средствами музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел замысел и умел его моделировать. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будет впечатление, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. Музыка поможет видеть мир во всех его красках, что способствует его гармоничному развитию.
Проект разработан с учетом инновационных технологий (проблемно-исследовательские; личностно-ориентированные; игровые; проектные).
Основная часть
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Одной из развивающих технологий в образовательном процессе является технология –LEGO, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует называться интерактивной. Практикум интересен тем, что строясь на интегративных принципах, обеспечивает не только единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса дошкольников, но и целенаправленно осуществляет системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители (законные представители, педагоги.
Территория реализации проекта : МКДОУ детский сад «Оленёнок»
Оценка и ожидаемые результаты:
Критерии оценки результатов формирования навыка подбора необходимых деталей постройки, умение конструировать по пошаговой схеме, умение подбирать специальные музыкальные эффекты для увлекательного и более интересного образовательного процесса.
Интегративные характеристики: Способность к прогнозированию, обогащение словарного запаса, способность к самооценке.
Интеллектуальная сфера: Гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, продуктивность, концентрация внимания.
Творческая сфера: Изобретательность в музыкальной деятельности через выполнение творческих заданий с применением различных методов и приёмов, способности воплощать идеи и находить наилучший результат.
Работа по проекту рассчитана учебный год и включает следующие этапы:
I этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2018г)
На этом этапе предполагается создать интерес к LEGO конструированию;
- формулирование проблемы и задач совместно с педагогом;
- уточнение задач проекта;
- предложение путей решения;
-создание условий для реализации проекта.
II этап. Реализация проекта (октябрь 2018г – май 2019г)
На этом этапе предполагается систематизация знаний о деталях конструктора LEGO, изготовление атрибутов для выполнение творческого замысла, разработка календарно-тематического плана, апробация моделирования и музыкальной деятельности с детьми, создание технологических карт и пошаговых инструкций, карт-схем построек. Подбор музыкальных произведений и специальных звуковых эффектов по тематике занятия. Создание фото и видеопрезентаций к защите проекта.
Работа будет организовываться через совместную образовательную деятельность (1 раз в месяц)
III этап. Заключительный (июнь 2019г)
На данном этапе будет проводиться подведение итогов реализации инновационного проекта посредством организации отчётной творческой работы и демонстрация проектного продукта.
Анализирование деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.
В мае проводится мониторинг воспитанников, с целью: сопоставление результатов с прогнозируемыми, определение перспектив на будущее.
Продолжительность занятия: 25 минут
Учебно-тематический план работы по проекту
Занятие № Тема
Кол-во часов Теория Практика
1 Знакомство с LEGO – конструктором
Создаём карту «Леголандия» (проектируем план постройки по замыслу)
Работа с графическим редактором
Слушание музыкального произведения 25 мин 10 минут 15 мин
2 Изучение названий LEGO–деталей, способы крепления.
Конструирование в парах «Паровозик»
Игра на музыкальных инструментах «Паровозик» (выбор муз. инструментов, музицирование) 25 мин 8 минут 17 мин
3 Изучение названий LEGO–деталей, Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (выбираем деталь и называем по форме, цвету)
Пальчиковая гимнастика с кирпичиком LEGO 25 мин 10 минут 15 мин
4 Проектирование и конструирование по карте-схеме «1 Станция - заповедник»,
Коммуникативная игра
Слушание музыкального произведения 25 мин
8минут
17 мин
5 Проектирование и конструирование по карте-схеме «2 Станция - парк Лимпопо»
Интерактивная игра «Найди музыкальный инструмент» 25 мин 10 минут 15 мин
6
Проектирование и конструирование по карте-схеме «3 Станция - Полярная»,
Беседа о народах Крайнего Севера, подобрать, фигуры людей и атрибуты относящихся к данной станции.
Прослушать этническую музыку (народов Севера, провести беседу о народных промыслах.
Интерактивная игра «Музыкальные инструменты народов Севера» 25 мин
8минут
17 мин
7 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(выбираем декоративные элементы и животных, которые распределим по станциям)
Интерактивная игра (голоса животных)
«Кто как поёт?» 25 мин 5 минут
20 мин
8 Итоговое мероприятие
Сюжетно-ролевая игра «Наша Леголандия», с использованием музыкальных инструментов подобранных на предыдущих тематических занятиях.
Фотоотчёт и создание музыкального видеоролика
В ходе работы по проекту дети научатся :
• Определять основные детали конструктора LEGO
• Простейшие основы механики (устойчивость конструкции, прочность соединения)
• Технологическую последовательность изготовления конструкции
• Творчески использовать и подбирать музыкальные произведения и специальные эффекты и реализовывать свои собственные идеи
Эффективность работы зависит от преемственности в работе педагога с родителями, которая осуществляется в разных формах:
1. Консультации для родителей.
2. Участие родителей в совместных мероприятиях и мастер - классах.
3. Участие в выставках и конкурсах детей и их родителей (законных представителей).
Возможные риски:
- Отказ родителей (законных представителей) и воспитанников от участия в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах.
- Отсутствие финансовых средств.
Методическое обеспечение проекта
Методы и приемы организации деятельности:
1. Основная форма проведения занятий – практикум;
2. Наглядный метод (показ карт-схем, презентаций);
3. Методы организации деятельности: словесные (беседа, обсуждение из которых дети узнают информацию об объектах моделирования);
3. Активные игровые методы (дидактические игры, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые игры);
4. Самостоятельное проектирование для осуществления свих творческих открытий;
5. Метод коллективной работы, где дети могут работать группами, в паре, все вместе;
6. Метод интеграции, где необходимо соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Формы и подведение итогов: наблюдение и мониторинг.
Для диагностирования применятся такой метод, как наблюдение за спонтанной коллективной игрой, что даёт много информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Мониторинг умений и навыков
Уровень развития умения и навыков (по форме и цвету)
• Критерий высокого проявления активности (++) : может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали;
• Критерий достаточный (+) : может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимые детали;
• Критерий не достаточный (-) : может самостоятельно выбрать деталь, но очень медленно, присутствуют неточности;
• Критерий низкий(--) не может без помощи педагога выбрать нужную деталь.
Умение проектировать по образцу
• Критерий высокого проявления активности (++) : может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу;
• Критерий достаточный (+) : может самостоятельно, в среднем темпе проектировать по образцу;
• Критерий не достаточный (-) : может самостоятельно, в среднем темпе проектировать по образцу, но с помощью педагога;
• Критерий низкий(--) не видит ошибок при проектировании, только под контролем педагога.
Умение конструировать по пошаговой схеме
• Критерий высокого проявления активности (++) : может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме;
• Критерий достаточный (+) : может самостоятельно, в среднем темпе исправляя ошибки конструировать по пошаговой схеме;
• Критерий не достаточный (-) : может самостоятельно в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме, но с помощью педагога;
• Критерий низкий (--) : не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать только под контролем педагога.
Материально-техническая база
В дошкольном учреждении имеется свободное место соответствующее необходимым нормам и требованиям для организации деятельности; интерактивная доска, ноутбук, различные наборы для LEGO-конструирования, музыкальные инструменты.
Заключение
Занимаясь LEGO - конструированием и одновременно музыкальной деятельностью дети приобретут навыки культуры труда и художественно-эстетического развития: научатся распределять время и силы при изготовлении построек и, следовательно, планировать деятельность. А по результатам работы, можно будет сделать вывод о том, что участники проекта научатся соотносить реальную конструкцию со схемой, а это и будет – планируемым результатом осуществления данного проекта.
В будущем планирую использовать и другие наборы для конструирования для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем. Дети придумывают сюжет, подбирают музыкальное произведение для сопровождения действий опираясь на декорации в виде карточек, которые послужат фоном к рассказываемой истории и тогда получатся новые тематические мини-проекты.
Дети будут создавать полноценные сказки или описывать определенную сцену своей истории. Наборы также можно использовать и для свободного творчества.
Список используемой литературы
1. Большая книга ЛЕГО в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. – М. : Изд. -полиграф. центр «Маска». – 2015. – 100 с.
2. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию ЛЕГО в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.
3. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала:– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
4. Петрова, И. Лего – конструирование. Развитие интеллектуальных и
креативных способностей детей 3-7 лет [Текст] // Дошкольное воспитание. –
2016.-№ 10.
5. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 144 с.
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А.
Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. : Аркти, 2005.