МААМ-картинки

Проект «Волшебный мир театра»

Татьяна Виноградова
Проект «Волшебный мир театра»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №16 «Былина»

Проект

«Волшебный мир театра»

Тема: «Взаимодействие родителей и ДОУ в воспитательно-образовательном процессе дошкольников через театрализованную деятельность»

Тип проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ

По продолжительности: долгосрочный

Выполнила:

Публикация «Проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах

воспитатель Виноградова Т. А.

2017 год

Содержание

1. Содержание…. 2

2. Пояснительная записка…. 3

3. Актуальность…4

4. Концептуальная часть…. 6

5. Список литературы …13

6. Приложение 1 …14

Пояснительная записка

Семья является мощным фактором развития ребенка. Детский сад - это первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное и образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте системы дошкольного образования «Семья рассматривается, как равноправный субъект образовательных отношений. Необходимо пересмотреть отношения ДО с родителям - они должны быть партнерами».

От совместного сотрудничества родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Актуальность

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В. А. Сухомлинский

В современном обществе происходит разобщенность между двумя социальными институтами – ДОУ и семьей. Уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка, но нельзя отвергать значимость развития и воспитания дошкольника в детском саду. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства в развитии ребенка.

В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• Нравственным воспитанием;

• Развитием коммуникативных качеств личности (обучением, и невербальным видам общения);

• Художественным образованием и воспитанием детей;

• Формированием эстетического вкуса;

• Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребенка.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. А совместная деятельность с родителями - пример для подражания в развитии личности ребенка.

Любое совместное мероприятия позволяет родителям:

- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях

- апробировать разные подходы к своему ребенку

- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей группы.

Концептуальная часть.

Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец восемнадцатого- начало девятнадцатого веков) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов, в представлении участвовали все члены семьи.

Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы двадцатого века (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов. Н. И. Сац и др.) позволяет утверждать, что театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.

К. С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоничное целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов и декораторов». Он был убежден, что театр- лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.

Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры мы основываемся на высказываниях русского психолога Л. С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении

Семейным театром ставятся не только спектакли, но и изготавливается декорация, сценические костюмы, атрибуты для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагогов

Для решения проблемы тесного сотрудничества с родителями, мы выбрали новые формы взаимодействия детского сада и семьи - семейный театр.

Семейный театр – неформальное объединение родителей, педагогов и детей для решения практических задач воспитания. Людей сплачивает увлеченность конкретными идеями, совместное творчество взрослых и детей.

Разработали проект «Волшебный мир театра», рассчитанный на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет. Участниками долгосрочного проекта являются творческая группа педагогов, дети и их родители.

Проект «Волшебный мир театра» основан на принципах:

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- поддержки инициативы детей («Не оценивать, а ценить ребенка» - А. Г. Асмолов);

- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогов и детей;

- уважения, добровольности, партнерства.

Целью проекта является :

Содействие развитию конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Оптимизация детско-родительских отношений.

Для реализации проекта поставлены следующие задачи:

1. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми через совместную театрализованную деятельность.

2. Вовлекать родителей и развивать интерес, мотивацию к совместной театрализованной деятельности.

3. Создавать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей.

4. Развивать у детей воображение, фантазию, мышление, память.

5. Воспитывать нравственные качества у всех участников проекта - отзывчивость, внимание, взаимопомощь, взаимоуважение, ответственность, активность, инициативность.

Формы взаимодействия осуществлялись в двух направлениях:

1. Просвещение родителей.

2. Приобщение к совместной театрализованной деятельности.

Просвещение родителей:

- Родительские собрания;

- Дни открытых дверей;

- Индивидуальные консультации;

- Организация обратной связи «Почтовый ящик» через сайт детского сада;

- Анкетирование (Приложение 1);

- Наглядная информация в уголках родителей;

Приобщение к совместной театрализованной деятельности :

- Оформление декорации для представлений;

- Пошив костюмов;

- Постановка спектаклей;

- Совместные праздники и развлечения родителей с детьми;

- Выставка разных видов театра, сделанные вместе с ребенком;

- Фотоальбомы «Творческая семья», «Домашний театр»;

- Участие в авторском конкурсе «Послушай мою сказку»;

- Оформление «Комнаты сказок».

- Коллективный выезд в театры города Бор и Нижнего Новгорода;

- Совместный просмотр спектаклей на базе ДОУ профессиональных артистов гастрольных театров.

Ожидаемые результаты

Активная деятельность семейного театра «Волшебный мир театра» способствует:

- Проявлению желания родителей сотрудничать с детским садом.

- Созданию условий для формирования мотивации и интереса к совместной

деятельности взрослых и детей.

- Повышению активности, инициативности, самостоятельности, творческости у детей, родителей и педагогов в процессе совместной деятельности.

- Созданию условий для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей, воображения, фантазии, мышления, памяти у детей

- Воспитанию нравственных качеств у всех участников проекта - отзывчивости, внимания, взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, активности, инициативности.

Система программных мероприятий

Основой деятельности нашего семейного тетра является добровольность.

В «Волшебный мир театра» вошли самые активные, увлеченные музыкой и культурой родители.

Сотрудничество началось с экскурсии по детскому саду, в ходе которой родители посетили все возрастные группы: растет ребенок – обогащается новым развивающее содержание. В процессе знакомства с условиями развивающей среды в группах, выявили ряд особенностей по развитию детей на каждом возрастном этапе. Наболевшие вопросы, проблемы вынесли на обсуждение. Родители высказывались по поводу интересных форм досугов, которые им известны по своим и другим семьям. Здесь же выявлялись родительские возможности организации таких досугов (профессиональные и личные) : кто что может организовать и провести. Пожелания родителей учитывались при планировании мероприятий. Родители делились своими семейными традициями. Некоторые из этих традиций нам показались очень интересными, и мы их позаимствовали применительно к нашему детскому саду.

В процессе сотрудничества через театральную деятельность создавали ситуацию успеха каждому в реализации себя.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители, что вызывает у детей восторг, и гордость, и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей.

Разрабатывая сценарии мероприятий, мы часто используем приём включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.

В младших группах проводим интегрированные занятия и праздники по театрализованной деятельности совместно с родителями. Используем разные виды театра в зависимости от поставленной цели. Дети учатся азам актёрства – сопереживанию своему персонажу, мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

Совместные творческие проекты позволили родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. А главное помогли перевести родителей от «проживания рядом с детьми» к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости.

Планирование по реализации проекта «Волшебный мир театра»

Наименование мероприятия

Первый этап проекта «Волшебный мир театра» - подготовительный

1.

2.

3.

Организованное собрание родителей групп.

Просветительская деятельность через презентации –

«Значение театра в жизни детей»,

«Знакомство с историей театра»,

«Первый театр на Бору».

Консультации по организации домашних театров :

- знакомство с разными видами театров;

- театрально-развивающая среда в домашних условиях;

- рекомендации литературы по выбору сюжетов для показа домашних спектаклей

Выбор творческой группы родителей в семейный театр «Волшебный мир театра». Назначение ответственных за пошив костюмов, оформление декорации.

Второй этап проекта «Волшебный мир театра» - творческий

1.

2.

Подготовка и показ спектакля по сказке «Теремок».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Теремок».

3.

4.

Подготовка и показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Заюшкина избушка».

5.

6.

Подготовка и показ спектакля по сказке «Колобок».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Колобок».

7.

8.

Подготовка и показ спектакля «Путешествие по сказкам».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сюжета «Путешествие по сказкам».

9.

Фотовыставка «Театр дома», «Мы играем в театр».

10.

Творческий вечер «Угадай-ка» - кукольное представление по народным сказкам.

Третий этап проекта «Волшебный мир театра» - заключительный

1.

Конкурс авторов сказок и рассказов «Послушай мою сказку».

Подготовка и показ спектакля на сюжет победителя в конкурсе.

2.

Фотовыставка «Театр дома», «Мы играем в театр».

3.

Оформление «Комнаты сказок» на базе ДОУ

Таким образом, подводя итог о проделанной работе можно сказать, что семейный театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях. Только живое общение обогащает жизнь детей. Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобрела опыт совместных переживаний, укрепились детско-взрослые и супружеские отношения; взрослые адекватно воспринимают, оценивают и понимают действия ребенка. Кроме того, воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший. Дети не только получали новую познавательную информацию, но и сами являлись активными участниками процесса.

Список литературы:

1. Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду :

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика–Синтез, 2008. [9].

2. Лыкова И. А. Проектирование образовательной деятельности

«Художественно-эстетическое развитие» Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО.

2. Е. П. Арнаутова, В гостях у директора, беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей, Москва 2004г.

3. Л. Свирская, Работа с семьей: необязательные инструкции, Линка-Пресс, Москва, 2007г.

4. Н. Б. Крашенинникова, Социальное развитие дошкольников средствами музыки, Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006г.

Приложение 1.

Анкетирование родителей.

Работа по реализации проекта семейного театра «Волшебный мир театра» началась с анкетирования родителей, где были заданы ряд вопросов:

- знают ли родители, какими видами деятельности занимаются дети в детском саду;

- любимое занятие ребенка;

- совместные досуги;

- знают ли родители о том, с кем дружит их ребенок;

- как часто вместе с ребенком посещают театр, кино, цирк и т. д. ;

- любимые книги (сказки, рассказы, стихи) ребенка;

- семейные увлечения;

- семейные традиции;

- какие проблемы испытывают в воспитании и образовании своего ребенка;

- желание в активном сотрудничестве с ДОУ;

- хотели бы заниматься совместной театральной деятельностью;

- что умеет делать ребенок самостоятельно;

- какие занятия нравятся ребенку тогда, когда он играет один, с родителями или другими детьми;

- в какой форме вы могли и хотели бы участвовать в жизни учреждения.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Программное содержание: • Систематизировать знания о различных видах театра; • Продолжать учить детей выражать разные эмоции (радость,.

Итоговое занятие по театральной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра и кино» .

Волшебный мир театраВолшебный мир театра "Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей".

Волшебный мир театра «Волшебный мир театра!» (Статья.) Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с.

Фоторепортаж «Волшебный мир театра»Фоторепортаж «Волшебный мир театра» Все, хоть раз в жизни были в театре, но или почти все. На кого-то он производить не приятное впечатление, кто-то испытывает смущение, а.

Фотоотчет «Волшебный мир театра»Фотоотчет «Волшебный мир театра» Волшебный мир театраВ преддверии международного Дня театра с 27 по 31 марта в нашем детском саду проходил фестиваль «Сказки гуляют по свету».

Фотоотчет «Волшебный мир театра для малышей»Фотоотчет «Волшебный мир театра для малышей» Каждый ребенок любит сказки, а смотреть их - одно удовольствие. Особенно любят смотреть сказки малыши, это их завораживает, заставляет внимательно.

Итоговый отчет о работе кружка «Волшебный мир театра» в старшей группеИтоговый отчет о работе кружка «Волшебный мир театра» в старшей группе Отчет о проведения кружка «Волшебный мир театра» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра» Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: познакомить детей с.

Положение о смотре-конкурсе театральных уголков «Волшебный мир театра» 1.0бщие положения. 1.1. Настоящее Положение о смотре-конкурсе театральных уголков «Волшебный мир театра» (далее - Положение) устанавливает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебный мир театра»
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 15:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД