Кузьмина Татьяна
Интеграция развивающего пространства ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
При моделировании образовательного развивающего пространств, необходимо выделить компонент среды для построения ее модели. Поскольку мы понимаем основную функцию обучения и воспитания как стимулирование саморазвития обучающегося, то та же функция должно быть представлена и в модели образовательного развивающего пространства образовательного учреждения.
Публикация «Интеграция развивающего пространства ДОУ» размещена в разделах
Существуют и другие требования к модели: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий и средств его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно. В связи с последним требованием возникает необходимость выделения компонентов процесса или явления, а также их взаимосвязей и взаимозависимостей и взаимоподчиненности. Из этого вытекает возможность построения структурной модели образовательного развивающего пространства в системе образования, как совокупности компонентов среды и их взаимосвязи.
Среди наиболее значимых компонентов образовательного развивающего пространства, кроме субъектов системы образования, мы выделяем пространственно-предметную, социально-контактную и информационную компоненту среды.
Пространственно-предметная компонента включает в себя материальное окружение - архитектура учебных корпусов и дизайн учебных помещений, планировка городка образовательного учреждения, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов образования, а также материальные условия жизни и учебы (одежда, питание, учебные пособия, оборудование и т. д.)
Социально-контактная часть среды включает: личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы и их представителей, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; устройство группы, класса (своего) и коллективов, с которыми контактирует обучающийся, реальное место данного ученика в структуре «своего» класса, включенность его в другие группы, классы и группировки.
Информационная часть включает: правила внутреннего распорядка; «неписаные законы», традиции данного общества; правила личной и общественной безопасности; средства наглядности, рекламы, любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы и т. д., т. е. персонально адресованные воздействия.
Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня в современном образовательном учреждении должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, обучающихся, родителей, воспитателей направленную на всестороннее развитие обучающегося, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспитание и саморазвитие учащихся. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самопознанию в новых образовательных и иных системах. Это необходимо сделать, для того чтобы учащийся научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.
Модель образовательного развивающего пространства включает в себя : организацию стабильного функционирования всех компонентов образовательного пространства, обеспечивающих усвоение учащимися теоретических основ саморазвития, самоопределения, самопознания, а значит формирование опыта деятельности по развитию личности обучающегося обеспечение готовности педагогов к формированию у себя потребности к духовному, профессиональному, личностному, педагогическому самосовершенствованию, творческой реализации в профессиональной деятельности; создание поликультурной, развивающей среды, выработку и усвоение всеми участниками учебно-воспитательного процесса основополагающих личностных ценностей и смыслов, обеспечивающих акмеологическое саморазвитие человека; осуществление педагогической поддержки и сопровождения развития обучающегося, реализуемые при активном участии самого школьника, овладевшего навыками самооценки и саморегуляции; расширение педагогического пространства образовательного учреждения за счет установления отношений с различными социальными институтами, органичного сочетания возможностей основного и дополнительного образования, создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения учащегося.
Хочу представить на ваше обозрение свою модель интеграции.