Ольга Молокотина
Интегративный подход к организации развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Развитие способности нравственно – художественного и эстетического осмысления искусства и окружающего мира. Воспитание чуткости, способности откликаться на прекрасное, доброе.
Задачи:
• Способствовать формированию эмоционально – целостного восприятия художественных, сказочных образов.
• Знакомить детей с комплексом выразительных музыкальных и художественных средств в передаче этих образов, ощущая их непрерывную связь с эмоциональным содержанием музыки.
Публикация «Интегративный подход к организации развития художественного восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
• Развивать образное мышление детей, их фантазию, воображение, умение создавать художественные образы в пластике движений, словесном творчестве, изобразительной деятельности.
• Умение использовать пластические свойства цвета для передачи характера и настроения художественного образа в рисунках.
«Музыку называют зеркалом души человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наши отношения – это, как известно, наши эмоции.
Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка».
Кроме того, она способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует творчество, как качество личности.
В моей работе, важной частью является театрализованная деятельность. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально – творческом развитии ребенка. Все постановки наших спектаклей сопровождает музыка, в них много образов, движений, действия. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок сыграет на сцене детского театра, тем легче он будет ощущать себя на сцене и в жизни.
С младших групп я начинаю ставить с детьми небольшие инсценировки, такие как «Теремок», «Под грибом», «Катин зонтик».
Чем старше становится ребенок, тем больше эмоций в его поведении, проявление действий и стремление выделится и показать себя в музыкальных постановках. Мой репертуар с детьми усложняется, это уже «Заюшкина избушка», «Муха – цокотуха», «Одуванчик», «Лесная аптека», «Буратино», «Репка», «Федорино горе», «Щелкунчик».
Была мечта поставить музыкальную постановку «Новогодние приключения Маши и Вити», если кто помнит, эта сказка полностью построена на музыке и где добро побеждает зло, а роль деда – Мороза играл бывший выпускник Быков Евгений (лауреат городского конкурса «Уральская звездочка»). Его красивый бас ввел наших родителей в заблуждение, и они думали, что мы пригласили артистов из театра. Наши бывшие выпускники нас не забывают и радуют нас своими творческими победами, а так же участвуют в праздниках и памятных датах своего родного детского сада.
В 2011 году году мы приняли участие в городском конкурсе «Радуга талантов». Был постановлен мюзикл «Волк и семеро козлят», а так же сказка «Репка» на новый лад, где наш коллектив занял I место. Была отмечена слаженность, как в ансамблевом, так и в сольном исполнении, выразительность образов, свобода исполнения привело гостей в восторг и умиленье, запомнилась их фраза: «Просто нет слов».
Такие моменты запоминаются надолго в жизни наших замечательных, творческих детей.
В декабре 2012года наш детский сад занял II место за постановку музыкальной сказки «Заюшкина избушка».
Были показаны новые технологии и в художественно – изобразительном творчестве. К каждой постановке было нарисовано тематическое панно «Времена года». Всю эту красоту делает наш художник Ядрышникова Елена Владимировна.
При работе над образами выстраиваю тесную взаимосвязь с художественным творчеством, развиваю интерес к эстетической стороне действительности, т. к. у детей есть потребность в творческом самовыражении. Стараюсь, чтобы они больше проявляли самостоятельности и инициативности в воплощении художественного замысла в своих творческих работах.
Расширяю кругозор детей через знакомство с произведениями поэтов и художников, а также формирую умение слушать и слышать музыку, сопоставлять, сравнивать музыкальные образы с цветом и поэтическим словом.
А самое главное, что дети охотно включаются в сказочно-игровую ситуацию, где краски или карандаши встречаются друг с другом и разговаривают на своем творческом языке. Музыка имеет образ, ведь сказочные персонажи являются наиболее оптимальными для восприятия ребенка, а при знакомстве со сказкой подбираются репродукции художников – живописцев. Рисование сказки способствует той возможности, которая открывается перед ребенком – художником, чувствующим выражение колорита, «цветовых настроений».
После выступления дети получают домашнее задание на тему «Сказка, глазами детей».
Представляю вашему вниманию выставку детских работ не только наших воспитанников, но и бывших выпускников. Всё это хранится у нас в музыкальном архиве детского сада. Сразу хочу сказать, что родители помогают детям, это совместное творчество, и оно приносит большое удовлетворение от сделанного. В заключении хочу сказать: музыкальная сказка, она является важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей», которые тесно связанны с жизнью. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Музыка вводит ребенка в мир добра и она дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке»