журавлева наталья
Интегрированная деятельность педагогов в работе с детьми в области музыкального воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
материал подготовили:
Журавлева Наталья Николаевна- музыкальный руководитель
Винникова Ольга Евгеньевна - педагог -психолог
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Но, учитывая физиологические и психические особенности детского организма, необходимо строить работу с детьми на таком уровне, чтобы занятия носили не только обучающий и развивающий, но и оздоравливающий характер. В этом и заключается новизна предлагаемой методической разработки : использование технологии сотрудничества между музыкальным руководителем и педагогом-психологом детского учреждения, которая позволяет не только улучшить результат восприятия детьми нового материала, но и приводит к оздоравливающему эффекту от данных занятий, ведь ни для кого не секрет, что пение и занятия музыкой способствуют приобретению навыка правильного дыхания, нормализации эмоционального состояния, что в свою очередь является профилактикой заболеваний органов дыхания. Таким образом, проблема организации работы с музыкально-способными детьми стала актуальной и значимой для специалистов ДОУ.
Публикация «Интегрированная деятельность педагогов в работе с детьми в области музыкального воспитания,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Так с чем ещё связана актуальность организации дополнительных занятий с музыкально-способными детьми?
Во-первых, она связана с тем, что на сегодняшний день проблема организации работы с музыкально-способными детьми не оформлена в систему теоретических и методических разработок.
Во-вторых, упражнения, включаемые в каждое занятие, являются важным элементом, позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для здорового образа жизни и улучшения восприятия детьми нового материала.
В-третьих, она связана с результатами изучения социально-психологической адаптации дошкольников: с необходимостью формирования самоуважения и самопринятия, которое идёт за счё т двух источников: от самого себя – самопринятие, уважение и гордость своими положительными качествами и достижениями, - и через других – восприятие уважения и принятия себя, своих качеств и достижений со стороны других.
В-четвёртых, актуальность занятий связана с поиском новых технологий воспитания и обучения дошкольников.
На основании вышеизложенного можно выделить основную цель данной работы – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребёнка, повышать его уровень социально-психического развития. Цель конкретизируется в следующих задачах:
• выявление детей с выраженной музыкальностью и организация кружковой и индивидуальной работы с ними;
• развитие у дошкольников навыков социального поведения - самостоятельности и ответственности;
• развитие коммуникативных способностей – научение общению друг с другом и со взрослыми;
• оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания.
Содержание занятий строится на идеях развивающего обучения, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития.
Учебно-методическая разработка состоит из трёх блоков, перед каждым из которых стоят свои задачи.
Первый блок решает диагностические задачи. Без предварительной диагностики невозможно выявить музыкально-способных детей. Такие сведения можно получить с помощью разных методов: наблюдения, проективных методик, социометрии, анкетирования. Полученные данные позволят правильно построить работу с детьми, а также определить результативность занятий. Диагностику проводят как музыкальный руководитель, так и педагог-психолог.
Второй блок – это развивающие занятия, которые проводятся в условиях Сенсорной комнаты, как метод практической саморегуляции - именно он наиболее целесообразен и эффективен на занятиях с музыкально-способными детьми разных возрастов. Занятия в тёмной Сенсорной комнате развивают личностные качества и способствуют проявлению индивидуальности.
Третий блок – это музыкальные занятия, на которых уже непосредственно строится музыкальная работа с детьми.
Рекомендуемые технологии при проведении занятий:
Технология наблюдения необходима при оценке эффективности используемых форм, методов и средств, ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Технология сотрудничества. Музыкальному руководителю необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с детьми на групповом занятии, чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить волю к творческой деятельности, а с другой – предоставить возможность выразиться другим детям. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной, поэтому так необходимо сотрудничество музыкального руководителя и психолога.
Интерактивная технология просто необходима: Сенсорная комната – это «волшебная комната», заполненная разнообразным оборудованием, которое помогает развитию различных сторон психики ребёнка. Здесь происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира – кинестетический, аудиальный и визуальный – тактильными ощущениями, звуком и цветом.
Технология результативности. Дети реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, праздничных программах, конкурсах.
Методические приёмы, используемые на занятиях в Сенсорной комнате:
-использование классической музыки для регуляции эмоционального состояния ( для снижения чувства тревоги и неуверености: Ф. Шопен «Мазурка»; для уменьшения раздражительности: Л. Бетховен «Лунная соната» (ч. 1); для общего успокоения: И. Брамс «Колыбельная»);
-совмещение процесса расслабления с различными вариантами звукового фона (плеск воды, шум дождя, звуки природы);
-дыхание против стресса: вдох связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох – с её торможением.
Методические приёмы при обучении детей вокально– хоровым навыкам:
- формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом - это дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка («сдулся мячик», «зазвенели комары», «ветер»);
- формированию правильных дыхательных движений ребёнка способствует развитию навыка в пении кантилены («Катаемся с горки» голосом и «Поднимаемся на горку»);
- артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк; развить мимику; дикцию («Да-дэ-ди-до-ду» – c-d-e-f-q-f-e-d-c);
- речевые ритмо–интонационные упражнения способствуют развитию речевого и музыкального слуха : чувства ритма, темпа, тембра, речевого и певческого дыхания, выразительности речи (пение «цепочкой»);
- распевание помогает развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса (распевка «Брей –бра-бро-бру», «Рей-рей-рей» - с2-д-е-с1).