Ольга Большакова
Интегрированная ННОД с элементами театрализации «Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам» Видео
Представляю вам мой конспект открытого занятия, проведённого в рамках большого проекта «Буккроссинг как приобщение старших дошкольников к русским народным сказкам при сотрудничестве семьи и ДОУ»
можно ознакомиться здесь с проектом
Интегрированная ННОД с элементами театрализации
Публикация «Интегрированная ННОД с элементами театрализации „Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам“ Видео» размещена в разделах
«Путешествие буккроссеров по русским народным сказкам»
Цель: развивать устойчивый интерес к русским народным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Задачи:
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
- содействовать доброжелательному общению детей друг с другом в различных формах и ситуациях;
- формировать потребность делиться своими впечатлениями.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Задачи:
- повторять русские народные сказки;
- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;
- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;
- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и т. д.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Задачи:
- поощрять любознательности, развивать и выявлять интересы ребенка;
- продолжать формировать действия, направленные на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности;
- развивать творческие задатки и воображение;
- продолжать формировать знания об окружающей среде и свойствах различных предметов, помочь осознать причины и следствие;
- познакомить детей с театром через мини-спектакли и представления;
- учить следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; замечать, сколько персонажей в сказке, какие явления встречаются в сказках
Образовательная область «Речевое развитие» :
Задачи:
- пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора;
- формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора, интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры;
- создавать условия, способствующие выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
- учить детей объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков
Активизация словаря: мимика, буккроссинг, буккроссер,
Интеграция ОО : Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная.
Предварительная работа: Чтение сказок, прослушивание фонограмм с записями сказок в исполнении профессиональных артистов, знакомство с различными видами кукольных театров, самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами, просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
Материалы и оборудование: Карточки с изображениями фрагментов из р. н. с. ; карточка с соответствующей цифрой; книги – р. н. с. «Заяц – хвастун», «Снегурочка», «Лиса и волк», экран, мультимедийный проектор, ноутбук, видеоинсценировка р. н. с. «Лиса и волк»; виды театров – пальчиковый, рулонный; объёмный прозрачный шар – ваза, разноцветные камушки для игры «Наполни душу добротой»; музыкальное сопровождение
Ход ННОД:
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня хорошее, давайте поиграем в мимическую игру «Покажи настроение».
Что такое мимика? (это выражение нашего лица)
Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…
В: Здорово! Ребята, вы любите сказки? Сможете угадать сказку по нескольким словам?
Игра «Угадай сказку по фразе» :
«Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост…» «Волк и лиса»
«…стань передо мной, как лист перед травой…» «Сивка – бурка»
«Яблонька, яблонька, спрячь нас…» «Гуси – лебеди»
«В правое ушко влезла, в левое вылезла…» «Хаврошечка»
«-Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое…» «Царевна – лягушка»
«… говорит Марьюшка:— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! …» «Финист – ясный сокол»
«… стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.» «Крылатый, мохнатый, да масляный»
В: Молодцы, теперь я предлагаю вам необычное путешествие по русским народным сказкам. Хочу спросить у вас – на чём отправимся в путь? На ковре? Или на стульчиках?
Затем в качестве проездного билета детям выдаются карточки с изображением сюжета русской народной сказки. Задание: сосчитать количество персонажей и найти своё место (пока дети считают, воспитатель раскладывает соответствующие цифры).
2. Основная часть:
В: Ребятки, вы знаете, что в нашей группе появилась волшебная полка «Путешествие книг или буккроссинг группы «Звёздочки».
Кто хочет рассказать о ней?
Д: у нас проходит обмен книгами или книговорот, или путешествие книг, или как его еще называют букроссинг. (англ. BookCrossing) .
Все, кто посещает нашу группу, наш детский сад, может принести прочитанную книгу, поставить на нашу полочку и взять любую книгу с этой же полки, так происходит обмен (круговорот) книгами среди наших ребят, их родителей, близких, работников детского сада и гостей детского сада, эти книги остаются навсегда и могут перейти насовсем в другие руки, но взамен, надо принести ещё какую-нибудь книгу.
В: Верно. Идея буккроссинга довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому»
В: На нашу полочку поступили новые книги, о которых мы скоро узнаем. А помочь должны вы, ребята. Вы готовы? Скажите, кто принёс эту книгу?
Д: отвечает ребёнок, который принёс р. н. с. «Заяц – хвастун»
В: Покажи фрагмент из этой сказки с помощью пальчикового театра.
Ребёнок разыгрывает фрагмент р. н. с. «Заяц – хвастун» с помощью пальчикового театра.
«…Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
—Вот ты молодец, не хвастун, а храбрец!»
В: Так кто же главный персонаж сказки? (заяц)
Какой он в этой сказке? (ответы детей)
Как похвалила ворона зайца? (Ты, заяц, молодец! Не хвастун, а храбрец)
В: Правильно. Теперь ребятки старшей подгр. покажут фрагмент сказки, и мы узнаем следующую книгу.
Театрализация фрагмента р. н. с «Снегурочка» с помощью рулонного театра.
«…Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе…»
Д: р. н. с. «Снегурочка»
В: Из чего вылепили дедушка и бабушка Снегурочку? (из снега)
Когда бывает снег? (зимой)
Какие осадки выпадают летом? (дождь, град)
Почему Снегурочка стала облачком? (снег при нагревании становится водой, а затем вода при нагревании становится пАром, отсюда облачко пара)
Верно, теперь прочтём записку, которая вложена в книгу и узнаем, от кого же она. (читаем)
В: Предлагаю немного отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка:
На неведомых дорожках,
Где растёт дремучий лес,
Избушка там на курьих ножках,
Да сосны вьются до небес.
Кто в избушечке живёт?
Песню громкую поёт?
Там Бабушка Яга – костяная нога!
Ох, и скучно же старушке,
Жить одной в такой глуши.
Когда вокруг одни лягушки! Ква!
Да густые камыши!
Вот бы было б хорошо,
Кабы в гости кто пришёл, ко мне,
К Бабушке Яге, костяной ноге!
Бабка-Ёжка, выгляни в окошко!
Бабка-Ёжка, выгляни в окошко!
Не боимся мы тебя, тру-ля-ля!
Выходи скорей гулять,
Будем петь и танцевать!
В: Кто хочет рассказать о персонаже физминутки? Какая она?
(Ответы детей)
В: Давайте поиграем в игру «В какой русской народной сказке Баба Яга не живёт?» (воспитатель перечисляет сказки : «Теремок», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Красная шапочка», «Финист – ясный сокол» и др.)
В: Молодцы, какие вы внимательные. Верно, заметили, «Красная шапочка» не русская народная сказка (Ш. Перро)
В: Ребята, а следующую книгу мы узнаем по сюжету на экране
Просмотр фрагмента видеоинсценировки р. н. с. «Лисичка-сестричка и Серый волк» детьми, отснятой ранее, с помощью платкового театра.
«…Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
— Ловись, рыбка, и мала, и велика!
Ловись, рыбка, и мала, и велика!
Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
— Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама, плутовка, поминутно твердит:
— Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!
Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь! — думает он…»
Д: р. н. с. «Лиса и волк»!
В: Что случилось в этой сказке с зайцем? (в этой р. н. с нет зайца; перечесляют персонажей) Какие они? (лиса хитрая, жадная, а волк доверчивый)
3. Итог
В: Молодцы! Вы со всем справились! Теперь мы знаем, какие русские народные сказки появились на нашей волшебной полочке.
Назовите их. («Заяц – Хвастун», «Снегурочка», «Лиса и волк»)
Скажите, что с этими книгами мы теперь можем делать как маленькие буккроссеры? (взять домой почитать с родителями, посмотреть иллюстрации, можем оставить себе, но взамен принести другую русскую народную сказку, можем почитать в группе, посмотреть иллюстрации и поставить на место)
Ребята, чем заканчиваются сказки? (в сказках всегда добро побеждает зло) Как вы думаете, сказки – это добро? (ответы детей)
Давайте поиграем в игру «Наполни душу добротой» ( вариант игры: называть любую русскую народную сказку и опускать камушек в наш сосуд, чем больше сказок мы вспомним, тем полнее наполнится наш сосуд добром)
(можно подключить гостей)
Проводится игра.
В: Умницы, очень добрые детишки в нашем садике, сосуд скоро совсем наполнится добротой. Любите ли вы получать подарки? А дарить?
Может вручим нашим гостям памятки по буккроссингу, и они проведут такую же акцию в своём детском саду.
(Дети раздают памятки)
В: Тем временем, путешествие буккроссеров по р. н. с. подходит к завершению…
Раздаётся шум, суматоха… Влетает Баба Яга…
Б-Я: Как это – подходит к концу? А как же я? А про меня забыли? Я ведь тоже хочу стать буккроссером, и я принесла книги про себя на вашу волшебную полочку! (дарит книги)
В: Большое спасибо тебе, бабушка, ты очень добрая и щедрая, конечно, мы тебя принимаем в ряды буккроссеров! А ещё ребята знают про тебя замечательную песенку и подарят её сейчас.
Исполняется песня «Баба Яга»
В: Мы совершили замечательное путешествие по русским народным сказкам, и я приготовила вам раскраски по русским народным сказкам.
(Отдаю раскраски для свободной деятельности в уголке изо)
Предлагаю вам видео занятия и отчётный ролик по проекту