Гульчачак Кляндина
Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему «Легенда Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №110» г. Братск,
воспитатель Кляндина Г. А.
Интегрированное занятие
«Братск – легенда Сибири»
в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
• Уточнять и расширять представления детей об истории возникновения и строительства города Братск, об особенностях строительства современного города в таежной глуши.
• Продолжать знакомить с образом жизни людей на сибирской земле в старину.
Публикация «Интегрированная совместная деятельность в старшем дошкольном возрасте на тему „Легенда Сибири“» размещена в разделах
• Закреплять и расширять знания детей о строительных профессиях и их значении для жителей строящегося города.
• Развивать у детей интерес к истории родного города.
• Воспитывать уважение к первостроителям Братска.
Материалы к занятию:
• Открытки, иллюстрации, фотографии с видами города Братск разных лет.
• Иллюстрированная книга «Это было на Ангаре»
• Рекламные проспекты предприятий города.
• Макеты, изображения и схемы Братского острога, домов и улиц старого Братска в период строительства ГЭС.
• Модель «Машина времени»
• Песня «Прекрасное далеко» в СД записи.
• Синяя ткань, искусственные елочки для декорации.
• Плотная зеленая бумага для конструирования палаток.
• Мелкий строительный материал
• Бумага и средства для рисования
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами города Братск разных лет – от острога до современности.
• Экскурсии в Ангарскую деревню, в музей Политической ссылки, в библиотеку, на почту, в книжный магазин, в кукольный театр, целевые прогулки по значимым местам города – к мемориальным доскам улиц Малышева, Рябикова.
• Встречи и знакомство с известными людьми города – поэтами и писателями А. Лисицей, В. Корниловым и их творчеством; почетными гражданами Братска – заслуженной актрисой РФ А. Овсянниковой, краеведом В. В. Рудых, ветеранами войны и труда Желтышевым В. Н.,
• Чтение рассказов и стихов: И. Харабаров «Памяти землепроходцев»,
В. Непомнящих «Ангарстрой», Л. Хрилев «Братск 1955 года», «Первая палатка», В. Соколов «На улицах старого Братска», М. Танич «След колеса», Е. Долматовский «Братская былина»,
• Слушание песен о Братске: «Марш строителей», «Таежный вальс», «Прощание с Братском» Н. Добронравова и А. Пахмутовой
• Фотоотчеты, фоторепортажи, фотовыставки об экскурсиях и встречах
• Оформление выставки рисунков детей «Наш город нам дорог»
Ход:
На полу, столах, полках, мольбертах, стендах размещены декорации и наглядный материал по теме.
Беседа с детьми: – Вы любите свой город? Как он называется? Сколько ему лет? Когда наш город празднует свой день рождения? Посмотрите, какой красивый наш Братск! Он растет и хорошеет с каждым днем – показываю фотографии и иллюстрации с видами современного города с помощью слайдовой презентации.
– А как вы думаете, наш город всегда был таким? Что было раньше на месте города? А вы хотите узнать, как построили наш город, почему его назвали Братском? А это было в будущем или прошлом? С помощью чего можно попасть в прошлое?
Вношу модель «Машина времени», нажимаю кнопку «Прошлое», под фонограмму «Прекрасное далеко» говорю слова:
Машина времени,
Неси нас сквозь года
В тайгу сибирскую,
К реке Ангара.
Вместе с детьми выполняем медленные движения: кружение вокруг себя, вращение руками, – Мы с вами очутились в прошлом, на берегу могучей таежной реки Ангара – Рассаживаемся на ковре среди искусственных деревьев и синей ткани, имитирующих тайгу и реку Ангару, продолжаю беседу, во время которой на экране появляются слайды.
– Давным-давно на берегу Ангары жили тунгусы – эвенки, буряты. – Как вы думаете, почему они поселились около реки? Что им давала река? Тайга? (Ответы детей с «волшебной» палочкой)
– В ту пору, русские люди, прослышав о богатой «Брацкой землице», стали собирать отряды. С трудом преодолев непроходимую тайгу и своенравную Ангару, отряд атамана Перфильева добрался до заветного края. А вы знаете, почему эти земли и людей, живущих на них, русские называли «Брацкими»? Ученые-историки говорят, что коренные народы – буряты дали это название. Но мне нравится другая версия – легенда о том, что, когда отряд казаков встретился с коренными племенами, они протянули им руку дружбы и стали называть их «братами» и «Брацкими людьми». А потом, построили острог, т. е. защитное укрепление, потому что среди тунгусских народов – это народы, жившие в районе реки Ангары, встречались и воинственные племена, первопроходцы назвали его тоже «Брацким».
Рассматриваем карту Сибири, находим на ней реку Ангару, приблизительный маршрут отряда казаков, затем показываю макет башни и схему Братского острога, предлагаю построить острог из строительного материала. А для этого объединиться в 2 компании-бригады:
1 компания-бригада детей строит ограждение острога, избу
2 компания-бригада детей строит башню Брацкого острога
– Через много лет люди научились строить многоэтажные дома, заводы, машины, поднимать в небо самолеты и на месте бывшего острога вырос молодой город и его назвали «Братск».
– Сейчас мы продолжим путешествие во времени и перенесемся в то трудное, но романтичное время. – Снова используется «Машина времени» и песня «Прекрасное далеко»
– А вы знаете, почему возникла необходимость строительства города? Могучая сибирская река Ангара как нельзя лучше подходила для строительства гидроэлектростанции. Что такое гидроэлектростанция и зачем она нужна? Да, прошло время керосиновых ламп, стране нужно было электричество. И вот на берегу Ангары появились первые строители – первопроходцы. На чем они приехали и почему их так назвали? Где они жили, ведь кругом лишь сосны и ели, да непроходимая тайга. Конечно же, первостроители жили в палатках.
Показываю фотографию палаточного городка на слайде и предлагаю детям объединиться в три компании – строительные бригады, сложить палатки из листов зеленой бумаги. Расставляем их в три ряда – по количеству бригад – на ковре среди декораций.
– Как можно назвать городок из палаток?
Каждая компания дает свою версию названия палаточного городка.
– Первостроители Братска назвали свой палаточный городок «Зеленым», почему? (Ответы детей) Придумайте названия своим улицам и объясните, почему так назвали?
Каждая компания детей дает версию названия своей улицы
– В таких же палатках размещались магазин и больница, столовая и клуб. На стройку стали съезжаться люди самых разных профессий. А какие профессии нужны молодому строящемуся городу?
Раздаю детям взять картинки с изображением профессий, необходимых на стройке. Это каменщик, бетонщик, монтажник, маляр, плотник, стекольщик, врач, продавец, парикмахер, повар, водитель, лесоруб и др.). Затем предлагаю объединиться в две компании:
1. Строительные профессии
2. Профессии-помощники для строительства города
Каждая компания доказывает необходимость выбранных профессий: лесорубы расчищают площадки для строительства, дорожники прокладывают дороги, повар кормит строителей, врач их лечит, водители подвозят строительный материал и т. д.
Физминутка «Лесорубы» :
Лесорубы в лес пришли,
Инструменты принесли.
Раз, два, раз, два – завизжала пила.
Раз, два, раз, два – рубим мы дрова.
– Трудно было строить город среди непроходимой тайги: зимой строители работали в лютые морозы, а летом их кусала злая мошкара. Но шло время и, благодаря самоотверженному труду героических людей, вырос чудесный город. (Показ слайдовых фотографий Братска 60 – 70-х годов)
Читаю стихотворение:
Здесь сосны и ели стоят на ветру,
Здесь снежные бури метут
Здесь зверь пробегал, свою метя тропу,
Скрываясь в таежную тьму.
Пришел человек в таежный тот край.
Работая в дождь и пургу,
Отчаянно верил в победу свою.
И он покоряет тайгу.
И вырос наш Братск у всех на глазах
От снежной палатки в лесу
До мощных гигантов – БрАЗ, БЛПК.
Высотных домов и дворцов.
Мой город родился в таежной глуши
Морозным декабрьским днем.
Мой город живет, мой город цветет,
И мы вместе с Братском растем.
– С тех пор прошло много лет, прежде чем наш Братск стал таким большим, красивым и современным, каким мы знаем его сейчас. А нам пора отправляться назад, в наше прекрасное настоящее.
Нажав кнопку «Настоящее» на «Машине времени», под фонограмму «Прекрасное далеко» возвращаемся в наше время. – А сейчас наш город возмужал, с каждым годом становится шире и краше.
Показываю презентацию-клип «Любимый город»
После занятия предлагаю детям отразить свои впечатления от путешествия в прошлое в рисунках. Помещаем рисунки на стендовой выставке «Я люблю свой город»