Лариса Иванова
Интегрированное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мы поедем, мы помчимся»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
-Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю.
-Расширять и обогащать представления детей о родном крае; жизни и быте коренного населения, ненецкой одежде-малица,паница.
-Расширять представление детей о животном мире тундры.
-Продолжать знакомство детей с народными узорами ненцев, которыми они украшают свою одежду.
-Совершенствовать у детей умение украшать паницу ненецким узором «Подобный чуму» и «Головки»,развивать композиционные умения, мелкую моторику.
-Развивать умение у детей умение выразительно двигаться под музыку, ориентироваться в пространстве.
Публикация «Интегрированное развлечение по реализации национально-регионального компонента в старшей группе „Мы поедем, мы помчимся“» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова: орнамент, чум, малица, паница.
-Продолжать знакомство с ненецким фольклором.
-Воспитывать бережное отношение к животным, чувство уважения к жизни народов ненцев, желание больше узнать об их жизни.
Интеграция областей :
-Социализация.
-Познание.
-Художественное творчество.
-Коммуникация.
-Музыка.
Предварительная работа: просмотр слайдов про быт и жизнь коренного народа севера; чтение художественной литературы; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды жизни и занятиях северных народов; разучивание стихотворений ненецких поэтов; выкладывание узора по образцу; дидактические игры ’’животные и птицы севера’’, ’’составь узор’’ и т. д; экскурсии в краеведческий музей.
Материал к непосредственно образовательной деятельности:
-игрушка олененка;
-Слайды с изображением животных и птиц;
-музыкальные записи по теме НОД:;
-Ненецкий костюм паница;
-Декорации чума;
-Картинки с изображением ненецких узоров.
-Фломастеры.
-Силуэты вырезанных паниц.
-Ненецкие музыкальные инструменты «оленьи копыта и рожки»
Воспитатель: Ребята сегодня утром когда я шла на работу в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка.) Мне стало жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем городе.
Воспитатель: И откуда в нашем городе появился олененок? Как вы думаете, ребята? (Варианты предлагают дети.)
Какие вы молодцы! И как я сразу не догадалась, что в нашем северном крае живет народ ненцы, который разводит оленей. Наверное, этот олененок, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, заблудился и оказался в нашем городе. А как называется наш город?
Дети. Нарьян-Мар
Воспитатель: Чтобы олененку не было грустно давайте споем ему песню.
Исполнение песни олененок.
Воспитатель: Надо помочь олененку отправится домой, а разве можно отпускать олененка одного в тундру? (Нет.)
Воспитатель: Почему? (олененок еще маленький, его могут съесть хищные звери.)
Воспитатель: И как же нам тогда быть, если олененка нельзя одного отпускать? (Пойти вместе с ним.)
Воспитатель: Но вот, теперь можно отправляться в путь.
Воспитатель: А в какое именно животное мы превратимся, чтоб быстрее оказаться в тундре вы узнаете из загадки:
Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это – северный … (олень)
Отгадав загадку про оленя, дети бегут, высоко поднимая колени, руки держат скрещенными над головой, изображая “рожки”.
Воспитатель: Вот мы и в тундре.
А тундра наша хороша. Кусты темнеют мехом рысьим
Снежинки кружат не спеша, блестят на солнце словно бисер.
Звучит музыка- голоса птиц.
Воспитатель: Слышите, кто это так красиво поет. (Птицы.)
Воспитатель: Очень много птиц живет в нашей тундре.
Воспитатель:Посмотрите, вам знакомы эти птицы?
Просмотр слайдов птиц. Описание птиц по схеме.
Воспитатель. А еще в тундре живет птичка пуночка. Маленькая птичка, птичка- невеличка
Где наступит лапкой- там снежок растает.
Пуночка птичка с величиной с воробья. У пуночек густой теплый пух им холод нипочем.
Мы сейчас с вами превратимся в пуночек.
ТАНЕЦ «ПУНОЧКИ».
Воспитатель:В тундре много рек и озер
Лето в тундре короткое, но очень красивое от разнообразия красок.
Зима длинная и холодная, зимой солнце почти не появляется, потому что стоит полярная ночь.
Угадайте кто из животных живет в тундре?
Воспитатель загадывает загадки о животных. (Песец, Волк, Лиса, Заяц, Белый медведь, Олень).Просмотр слайдов животных. Описание животных по схеме.
Дидактическая игра «Олень-символ жизни».
Воспитатель: А теперь мы пойдем дальше. Посмотрите ребята (ведущий показывает на чум) как называется это жилище? (Чум)
Выходит хозяйка чума
Хозяйка. Ань торово! Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Не ваш ли это олененок?
Хозяйка: Как! Вы его нашли? А я так переживала! (Гладит олененка.) Иди домой, малыш.
Хозяйка: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.
Все рассаживаются, и проводится беседа.
А почему, как вы думаете, в чуме так тепло (он утеплен оленьими шкурами).
- А почему я в чуме одна?
-Ребята, вы уже знаете, что мы живем далеко в тундре и ведем кочевой образ жизни, мужчины ненцы занимаются оленеводством охотой, рыболовством.
-А чем занимаются ненецкие женщины? (Готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются хозяйством)
-Ребята, а кто знает, как называется мужская верхняя одежда? А женская?
(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур; паница – женская меховая одежда из оленьих шкур.)
Хозяйка:Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую паницу я себе пошила (демонстрирует свою одежду).
- Ребята, а чем расшита паница у меня? (Орнаментом,узором)
Хозяйка: А давайте сейчас мы с вами поиграем.
Д/И «угадай ненецкий узор»
Хозяйка: Ребята, я тут приготовилась расшивать узорами паницы для своих детей. Вы мне поможете. (Да)
-Мы с вами будем украшать паницу ненецкими узорами «Подобный чуму» и «Головки»
Дети украшают паницу. Звучит музыка
Хозяйка: Ребята,какие вы молодцы, как красиво и правильно выложили узоры. Спасибо вам, вы мне очень помогли.
Воспитатель: Нам пора собираться обратно в детский сад и мы поедем на оленях.
Были мы ребятами, стали оленятами.
(Дети выполняют движения под музыку, изображая оленят.)
-Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро –
Веселье и задор!
- Но вот мы и приехали, были мы оленятами стали мы ребятами. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель:. А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? (Ответы детей.)
-А что больше всего понравилось и запомнилось? (Варианты высказывания детей.)