Наталия Черкасова
Интегрированное занятие для детей 4–7 лет «Кошачьи мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание окружающего мира ребёнком и развитие его чувственной природы не может происходить без комплексного восприятия действительности через имеющиеся сенсоры. К ним относится слух, зрение, обоняние, осязание (прикосновение и движение). В 4-7 лет внимание и интерес ребёнка ограничены и нуждаются в новых стимулах и смене деятельности. Тем не менее, воспитание и обучение детей предполагает определённую выдержанность тем, материала по ним и, как итог, усвоение. Я разработала комплекс занятий, посвящённых теме колыбельной в жизни ребёнка. Сам жанр - Колыбельная - древний, жизненный, формирующий связь малыша с матерью и миром и по сути своей - магический. Роль кошки в данном жанре оправдана схожестью образа и характера: мягкий, плавный, тягучий, напевный, ласковый, вокальный, спокойный. Множество старинных колыбельных упоминают присутствие кота и кошки "Уж ты котенька, коток", "Кот Баюн в лесу живёт", "У кота ли у кота колыбелька золота" и другие. Дети, в семьях которых содержатся добрые и ласковые кошки, лучше воспринимают такие понятия как мягкий, пушистый, добрый. Музыка, подкреплённая тактильными прикосновениями, движениям и зрительными образами, воспринимается ребёнком как целостный образ, не замыленный одним лишь видом сенсорного восприятия. Если к такому интегрированному занятию прибавить ещё игровой момент: пальчиковую гимнастику, мини-спектакль - занятие для ребёнка становится не только интересным, но и радостным, так как игра - главный двигатель развития личности в детстве. Мой комплекс занятий не оканчивается только лишь на ознакомительном этапе. Детям предлагается выполнить творческое задание: создать аппликацию "Кошечка" из предлагаемых соответствующих по тактильности о образу материалов. Материалы для аппликации рекомендуется использовать разнообразные, чтобы ребёнок имел право выбора всего необходимого для воплощения его творческой идеи. Это может быть беленькая, серенькая или любая другая кошечка. Ребёнок, получив знания на занятиях, закрепит их в виде выполнения творческой работы как продукта своих новых образов и идей. Формируя образное мышление у ребёнка, мы формируем полноценную, самостоятельную и разностороннюю личность, способную не только выполнять задания и работы по шаблону, но и способную свободно мыслить, рассуждать, рождать новые идеи и воплощать их в жизнь.
Публикация «Интегрированное занятие для детей 4–7 лет „Кошачьи мотивы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Описание интегрированного занятия
Возраст детей : 4-7 лет
Особенности развития: норма, а также ОВЗ (лёгкая степень умственной отсталости, ЗПР, ЗРР, логопедические нарушения, ДЦП и др.
Занятие проводится либо в один этап либо в несколько (1-4, в зависимости от уровня усвоения ребёнком материала.
Продолжительность каждого занятия : 30 – 45 минут.
Цель занятий : развитие у детей эмоциональной сферы через знакомство с образом кошки в игровой, музыкальной и прикладной деятельности.
Задачи:
развитие образного мышления через тактильные ощущения.
развитие воображения и образного мышления через рассуждения и представления.
развитие мелкой моторики.
развитие реакции в игре.
развитие координации в дирижировании.
развитие звукопроизношения и артикуляции.
развитие чувства ритма.
развитие памяти через запоминание.
развитие музыкального слуха в пении.
приобщение к народной культуре через фольклор.
Методические приё мы: рассказ, обсуждение, рассуждение, поисковая ситуация, игровая деятельность, музыкально-изобразительная деятельность, предметно-практическая деятельность.
Задание направлено на формирование следующих компетенций у детей :
- информационные – умение воспринимать, анализировать и преобразовывать информацию в деятельность;
- коммуникативные – способность к взаимодействию с окружающими через творческие средства выражения, умение рассуждать, изъясняться, давать определения, работать в группе;
- социальные – умения исполнять разные социальное роли, усваивать нормы и правила поведения, способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми;
- образовательные – способность к обучению и самовыражению, умение пользоваться полученными знаниями и умениями.
Структура занятия
1 этап: сенсорно-тактильный (прикосновения, беседа об ощущениях, размышление)
2 этап: художественно-прикладной (аппликация + игра)
3 этап: музыкально-изобразительный (вокализация, знакомство с жанром колыбельной)
4 этап: двигательно-игровой (игра, движение).
Средства
Листы бумаги с контуром кошки, вата, клей-карандаш (либо ПВА, цветная бумага, мех в мешочке или коробочке, картинки с изображениями кошек, карандаши, фломастеры, бумага, запись русской народной колыбельной.
Ребёнку предлагается с закрытыми глазами потрогать предмет (мех, искусственную шёрстку) и описать его.
Вопросы: что ты чувствуешь?
Что это такое? На что похоже? Тебе приятно его гладить? Кому бы этот мех принадлежал? А какая это кошка? Опиши её (цвет, имя, характер и т. д.)
Ребёнку предлагается с закрытыми глазами потрогать предмет (мех, искусственную шёрстку) и описать его.
Вопросы: что ты чувствуешь?
Что это такое? На что похоже? Тебе приятно его гладить? Кому бы этот мех принадлежал? А какая это кошка? Опиши её (цвет, имя, характер и т. д.)
После выполнения аппликации ребёнку предлагается погладить «кошку», рассказать о ней, придумать ей имя.
3 этап: музыкальный
Знакомство с колыбельной
Попросить ребёнка произнести «Мяу» – медленно, затем растянуть это слово и попробовать пропеть.
Спросить: на какую песню это похоже? Это будет петься быстро или медленно?
Рассказ о колыбельной: почему она так называется, зачем она нужна. (В колыбельных часто встречаются коты, потому что они …. мурлыкают, убаюкивают детей)
Спеть колыбельную со словами.
Попросить ребёнка продирижировать под исполнение.
Разучить с детьми 1-2 куплета и пропеть.
После разучивания песни, показать детям схему дирижирования. Потренироваться на «раз-два». Затем попросить их спеть песню вместе с дирижированием: сначала сидя, затем стоя.
4 ЭТАП: ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ
Ребёнку предлагается поиграть в игры с ладошками.
Игра «Кись – брысь» Ребёнок кладёт ладошку на стол. Взрослый со словами «Кись, кись, кись…» гладит ладошку ребёнка. Затем внезапно взрослый ударяет своей ладошкой ладошку ребёнка, резко произнося «Брысь!» задача ребёнка – успеть убрать свою ладошку до удара. После освоения игры можно поменяться ролями.
Правила игры
Киска, киска, киска, брысь!
(Одна рука лежит на столе в кулаке, другая её гладит. На слове «брысь» - тихонько бьёт её – и та одёргивается)
На дорожку не садись!
(Рука грозит кулачку пальчиком)
Наша деточка пойдёт
(одна рука пальчиками «идёт» к другой, сложенной в кулачёк)
Через киску упадёт.
(пальчики шагают по кулачку «слог – шаг», перешагивают через него и ударяются фалангами пальцев о стол на слоге «. дёт»).
Нужно стремиться, чтобы пальчики ребёнка «шагали» ритмично под слоги.