Елена Дорошенко
Интегрированное занятие «Хлеб — всему голова» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие "Хлеб - всему голова" Старшая группа воспитатель Дорошенко Е. П. г. Зеленокумск 2014г
Цель:
продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, учить анализировать производство хлеба от зерна до каравая, дать детям почувствовать глубину русских обрядов и обычаев, развивать навыки ручного труда при изготовлении кукол – стригушек.
Предварительная работа:
Публикация «Интегрированное занятие „Хлеб — всему голова“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Заучивание стихов и пословиц о хлебе,
Посещение городского музея с целью ознакомления детей с бытом и предметами обихода людей в прошлом, рассматривание картин с изображением хлебного поля, поездка на хлебное поле, рассматривание последовательной цепочки изготовления хлеба на наглядном материале, рассматривание зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса; просмотр фильмов о пахарях.
Материал для занятия :
Каравай, солонка с солью, скатерти, клеенка, рушник, розетки с землей, розетки со злаками, стеки, лейки по количеству детей, фартуки, солома и нитки для изготовления кукол – стригушек, серп, камни, цепь, ступка.
Словарная работа: волость, серп, жернова, нива, жатва, жницы.
Ход занятия:
Интерьер группы оформлен под русскую избу, звучит русская народная мелодия
Воспитатель: (в русском народном наряде)
Жду гостей я дорогих, жду я с нетерпением.
Избу чисто подмела, пирогов я напекла, хлебушка душистого.
Что – то гостюшки мои не торопятся!
Аль забыли обо мне?
(стук в дверь, под русскую народную мелодию, в русских народных костюмах заходят дети)
1 – й ребенок:
Ехали мы мимо, да завернули до дыму
2-й ребенок:
Дома сидеть - ничего не высидеть!
Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Воспитатель:
Проходите, гости дорогие, гостю почет – хозяину честь!
3-й ребенок:
Туда и голуби летают, где их привечают!
Воспитатель:
Заходите, гостюшки, покушать, хлеба свежего порушить.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником, хлеб – соль по старинному подношу, поклоняясь отведать попрошу!
(дети подходят к воспитателю, кланяются, отламывают кусочек хлеба, опускают в соль и едят, садятся на лавки за стол)
Воспитатель:
Собралось ко мне гостей со всех волостей.
Ну, что ж, хорошее начало половина дела!
Приготовила я для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому песню, кому правду.
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли слышно, всем ли видно,
Всем ли места хватило?
4- й ребенок:
Гостям – то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяюшке?
Воспитатель:
А в тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком. А вот о чем поговорим, угадайте.
«мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. Без него плохой обед, вкусней его на свете нет»
Дети:
Дают полный ответ : «В загадке говорится о хлебе»
Воспитатель:
Вы правильно ответили, это хлеб. А какие слова в загадке позволили вам догадаться, что это хлеб?
( Дети дают полные ответы : «я догодался (сь, что это хлеб, потому что в загадке есть слова : «пышный, душистый, белый, черный, вкусный, и. т. д»)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, мы уже много говорили о хлебе, а из чего его делают?
( полные ответы детей : «Хлеб делают из муки. Мука бывает пшеничная и ржаная, из ржаной муки пекут черный хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб»)
Молодцы, ребята. У вас у каждого на столе стоят розетки с зернами. Вы их внимательно рассмотрите, да ответ скорей скажите, где пшеница, где овес, у меня для вас вопрос. (Дети рассматривают зерна и дают полные, исчерпывающие ответы)
Зерна все мы рассмотрели, пора сев начинать, пшеницу да овес в поле высевать.
5-й ребенок:
Что ты, хозяюшка, землю перед севом проверить надо!
Воспитатель:
И то правда! Пойдемте в мой огород, землю – матушку потрогаем, да проверим, пора ли зернышкам в борозде ужиться, чтобы летом колоситься.
(дети подходят к столам, на которых стоят горшочки с землей, надевают фартуки)
6-й ребенок:
В старину наши предки прикасались к вспаханной земле раскрытыми ладонями, определяли пора ли сев начинать. Если от земли исходил холод, то рано, а если веяло теплом, то пора. Говорили : «Всякое семя знает свое время»
Воспитатель:
Давайте проверим, хороша ли земля для нашего зерна.
(дети пробуют ладонями землю, объясняют свои ощущения, делают выводы)
Воспитатель:
Народная мудрость всегда была для крестьян верным помощником.
Ребенок:
- Овес сей, когда береза распустится.
Ребенок:
- Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
Ребенок:
- Комары появились – сей рожь.
Ребенок:
- Не сей пшеницу раньше дубового листа.
Ребенок:
А еще в старину наши предки – мужчины перед севом мылись в баньке перед началом сева, надевали чистые рубахи кланялись в пояс земле – матушке, просили землю дать хороший урожай :
«Нива золотая, добрая, медовая,
Принеси нам хлеба, стебелек до неба»
Воспитатель:
И наша рожь, да пшеница вырастут зернистыми и колосистыми.
(дети сеют зерно в горшки с землей, под легкую музыку)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, хорошо потрудились, но а какая же работа без задушевной песни. Ведь песня поется так и легче трудится и живется.
«Песня о хлебе»
Воспитатель:
Да, ребята, хлеб – это дар матушки – земли, но вырастить его стоит огромного труда.
(дети берут со стола карточки с изображением последовательности выращивания хлеба и держа в руке читают каждый своё стихотворение)
Ребенок :
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Ребенок :
Сеют в поле зерна раннею весною,
А над ними светит солнышко родное,
На ветру веселом зашумят колосья,
Будет урожайной золотая осень.
Ребенок :
Трактора выходят в степи, тянут плуги на прицепе,
Режьте, плуги, как ножом сочный, жирный чернозем.
Ребенок :
Гребнем частым борона расчеши земельку,
Приготовим для зерна мягкую постельку.
Ребенок :
Роет борозды проворно сеялка –кудесница,
В них укладывает зерна ровненько и бережно.
Уж, ты, семечка – зерно, ляжешь в борозду на дно,
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.
Ребенок :
Поднимается росток, зеленеет стебелек,
Скоро будет колосок, станет щедрой нивой :
Рослой, сильной, златогривой.
Ребенок :
Хлеб созрел,
В полях моторы песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры, полевые корабли.
Хлеб созрел, но к нам на стол, прямо с поля не пришёл,
Он уселся на машины и спешит на элеватор.
Ребенок :
Едет хлеб на мельницу.
Богатырь –муковоз на завод муку повёз,
От завода – автомата, льётся теплый, хлебный запах.
Так и скачут из печи плюшки, сушки, калачи,
И в машине в темной будке, где стоит названье «Хлеб»
Едут булочки и сушки в магазин!
Воспитатель:
Вот какой огромный путь проделывает зерно, чтобы стать пышным, ароматным караваем. У меня есть бабушка, бабушка – забавушка, любит очень заморочки, песни, игры, посиделки. Научила она меня одной игре и я хочу в неё с вами поиграть.
Игра «Галя по садочку ходила»
Воспитатель:
Вот уж весело играли, свою удаль показали, отдохнули, а сейчас я вас зову в свой чудо – сарайчик. Чего там только нет, все нужное! А зачем нужен сарайчик?
Дети :
В сарайчике хранятся необходимые для работы предметы.
(дети берут предметы и рассказывают о них)
Серп – серпом срезали колосья и укладывали их в снопы.
Цепь- цепью обмолачивали колоски
Камни – служили жерновами ими мололи зерна в муку
Ступка – в ступке очищали зерна от шелухи и размельчали их в крупу.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
В народном календаре есть место труду и празднику. Когда заканчивали жатву – это был праздник! Последний сноп завязывали на поле не срезанным, называли его «борода козла». Колоски сплетали с травой, чтобы силу земле вернуть, а жницы – катались по полю, чтобы вернуть утраченную во время жатвы силу и приговаривали : (девочки катаясь по полу проговаривают)
«Нива моя нива,
Подай мою силу,
Я тебя жала, силу потеряла, ой, нива, нива.»
Ребенок:
Последний сноп украшали лентами и бусами и с песнями несли в село.
Из первого снопа делали кукол – стригушек. Их называли «ржаная баба», «хлебная матушка», «пшеничная кукла».
Ребенок:
По полям, садам и селам, по стране из края в край,
Загорелый и веселый ходит в поле урожай.
Хочет он чтоб полной чашей жизнь у нас с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше наша родина цвела.
Ребенок: (выходит с подносом на рушнике и булочками)
Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый,
В каждый дом на каждый стол чтоб он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
Хлебу честь воздаем, ведь он – голова всему,
В нем чудесное тепло!
Угощайтесь, гости дорогие!
(угостить булочками присутсвующих на занятии)
Воспитатель:
Спасибо вам, ребятушки, за то что в гости ко мне пришли, помогли мне время скоротать.
Я вам за это приготовила сюрприз, а кукол – стригушек подарите гостям на память о нашей встрече. Пусть у каждого в доме будет тепло и уют и дом будет полной чашей.
Если вам понравилась наша встреча, возьмите колосок, если не очень, - цветочек. (дети берут предметы и обосновывают свой выбор)