Интегрированное занятие «Хлеб — всему голова» (старшая группа)

Елена Дорошенко
Интегрированное занятие «Хлеб — всему голова» (старшая группа)

Интегрированное занятие "Хлеб - всему голова" Старшая группа воспитатель Дорошенко Е. П. г. Зеленокумск 2014г

Цель:

продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, учить анализировать производство хлеба от зерна до каравая, дать детям почувствовать глубину русских обрядов и обычаев, развивать навыки ручного труда при изготовлении кукол – стригушек.

Предварительная работа:

Заучивание стихов и пословиц о хлебе,

Посещение городского музея с целью ознакомления детей с бытом и предметами обихода людей в прошлом, рассматривание картин с изображением хлебного поля, поездка на хлебное поле, рассматривание последовательной цепочки изготовления хлеба на наглядном материале, рассматривание зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса; просмотр фильмов о пахарях.

Материал для занятия:

Каравай, солонка с солью, скатерти, клеенка, рушник, розетки с землей, розетки со злаками, стеки, лейки по количеству детей, фартуки, солома и нитки для изготовления кукол – стригушек, серп, камни, цепь, ступка.

Словарная работа: волость, серп, жернова, нива, жатва, жницы.

Ход занятия:

Интерьер группы оформлен под русскую избу, звучит русская народная мелодия

Воспитатель: (в русском народном наряде)

Жду гостей я дорогих, жду я с нетерпением.

Избу чисто подмела, пирогов я напекла, хлебушка душистого.

Что – то гостюшки мои не торопятся!

Аль забыли обо мне?

(стук в дверь, под русскую народную мелодию, в русских народных костюмах заходят дети)

1 –й ребенок:

Ехали мы мимо, да завернули до дыму

2-й ребенок:

Дома сидеть - ничего не высидеть!

Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Воспитатель:

Проходите, гости дорогие, гостю почет – хозяину честь!

3-й ребенок:

Туда и голуби летают, где их привечают!

Воспитатель:

Заходите, гостюшки, покушать, хлеба свежего порушить.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником, хлеб – соль по старинному подношу, поклоняясь отведать попрошу!

(дети подходят к воспитателю, кланяются, отламывают кусочек хлеба, опускают в соль и едят, садятся на лавки за стол)

Воспитатель:

Собралось ко мне гостей со всех волостей.

Ну, что ж, хорошее начало половина дела!

Приготовила я для вас забавушек на всякий вкус: кому сказку, кому песню, кому правду.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли слышно, всем ли видно,

Всем ли места хватило?

4- й ребенок:

Гостям – то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяюшке?

Воспитатель:

А в тесноте, да не в обиде!

Сядем рядком, да поговорим ладком. А вот о чем поговорим, угадайте.

«мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. Без него плохой обед, вкусней его на свете нет»

Дети:

Дают полный ответ: «В загадке говорится о хлебе»

Воспитатель:

Вы правильно ответили, это хлеб. А какие слова в загадке позволили вам догадаться, что это хлеб?

(Дети дают полные ответы: «я догодался (сь, что это хлеб, потому что в загадке есть слова: «пышный, душистый, белый, черный, вкусный, и. т. д»)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, мы уже много говорили о хлебе, а из чего его делают?

(полные ответы детей: «Хлеб делают из муки. Мука бывает пшеничная и ржаная, из ржаной муки пекут черный хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб»)

Молодцы, ребята. У вас у каждого на столе стоят розетки с зернами. Вы их внимательно рассмотрите, да ответ скорей скажите, где пшеница, где овес, у меня для вас вопрос. (Дети рассматривают зерна и дают полные, исчерпывающие ответы)

Зерна все мы рассмотрели, пора сев начинать, пшеницу да овес в поле высевать.

5-й ребенок:

Что ты, хозяюшка, землю перед севом проверить надо!

Воспитатель:

И то правда! Пойдемте в мой огород, землю – матушку потрогаем, да проверим, пора ли зернышкам в борозде ужиться, чтобы летом колоситься.

(дети подходят к столам, на которых стоят горшочки с землей, надевают фартуки)

6-й ребенок:

В старину наши предки прикасались к вспаханной земле раскрытыми ладонями, определяли пора ли сев начинать. Если от земли исходил холод, то рано, а если веяло теплом, то пора. Говорили: «Всякое семя знает свое время»

Воспитатель:

Давайте проверим, хороша ли земля для нашего зерна.

(дети пробуют ладонями землю, объясняют свои ощущения, делают выводы)

Воспитатель:

Народная мудрость всегда была для крестьян верным помощником.

Ребенок:

- Овес сей, когда береза распустится.

Ребенок:

- Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.

Ребенок:

- Комары появились – сей рожь.

Ребенок:

- Не сей пшеницу раньше дубового листа.

Ребенок:

А еще в старину наши предки – мужчины перед севом мылись в баньке перед началом сева, надевали чистые рубахи кланялись в пояс земле – матушке, просили землю дать хороший урожай:

«Нива золотая, добрая, медовая,

Принеси нам хлеба, стебелек до неба»

Воспитатель:

И наша рожь, да пшеница вырастут зернистыми и колосистыми.

(дети сеют зерно в горшки с землей, под легкую музыку)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, хорошо потрудились, но а какая же работа без задушевной песни. Ведь песня поется так и легче трудится и живется.

«Песня о хлебе»

Воспитатель:

Да, ребята, хлеб – это дар матушки – земли, но вырастить его стоит огромного труда.

(дети берут со стола карточки с изображением последовательности выращивания хлеба и держа в руке читают каждый своё стихотворение)

Ребенок:

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Ребенок:

Сеют в поле зерна раннею весною,

А над ними светит солнышко родное,

На ветру веселом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень.

Ребенок:

Трактора выходят в степи, тянут плуги на прицепе,

Режьте, плуги, как ножом сочный, жирный чернозем.

Ребенок:

Гребнем частым борона расчеши земельку,

Приготовим для зерна мягкую постельку.

Ребенок:

Роет борозды проворно сеялка –кудесница,

В них укладывает зерна ровненько и бережно.

Уж, ты, семечка – зерно, ляжешь в борозду на дно,

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.

Ребенок:

Поднимается росток, зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок, станет щедрой нивой:

Рослой, сильной, златогривой.

Ребенок:

Хлеб созрел,

В полях моторы песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры, полевые корабли.

Хлеб созрел, но к нам на стол, прямо с поля не пришёл,

Он уселся на машины и спешит на элеватор.

Ребенок:

Едет хлеб на мельницу.

Богатырь –муковоз на завод муку повёз,

От завода – автомата, льётся теплый, хлебный запах.

Так и скачут из печи плюшки, сушки, калачи,

И в машине в темной будке, где стоит названье «Хлеб»

Едут булочки и сушки в магазин!

Воспитатель:

Вот какой огромный путь проделывает зерно, чтобы стать пышным, ароматным караваем. У меня есть бабушка, бабушка – забавушка, любит очень заморочки, песни, игры, посиделки. Научила она меня одной игре и я хочу в неё с вами поиграть.

Игра «Галя по садочку ходила»

Воспитатель:

Вот уж весело играли, свою удаль показали, отдохнули, а сейчас я вас зову в свой чудо – сарайчик. Чего там только нет, все нужное! А зачем нужен сарайчик?

Дети:

В сарайчике хранятся необходимые для работы предметы.

(дети берут предметы и рассказывают о них)

Серп – серпом срезали колосья и укладывали их в снопы.

Цепь- цепью обмолачивали колоски

Камни – служили жерновами ими мололи зерна в муку

Ступка – в ступке очищали зерна от шелухи и размельчали их в крупу.

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

В народном календаре есть место труду и празднику. Когда заканчивали жатву – это был праздник! Последний сноп завязывали на поле не срезанным, называли его «борода козла». Колоски сплетали с травой, чтобы силу земле вернуть, а жницы – катались по полю, чтобы вернуть утраченную во время жатвы силу и приговаривали: (девочки катаясь по полу проговаривают)

«Нива моя нива,

Подай мою силу,

Я тебя жала, силу потеряла, ой, нива, нива.»

Ребенок:

Последний сноп украшали лентами и бусами и с песнями несли в село.

Из первого снопа делали кукол – стригушек. Их называли «ржаная баба», «хлебная матушка», «пшеничная кукла».

Ребенок:

По полям, садам и селам, по стране из края в край,

Загорелый и веселый ходит в поле урожай.

Хочет он чтоб полной чашей жизнь у нас с тобой была,

Чтобы ярче, чтобы краше наша родина цвела.

Ребенок: (выходит с подносом на рушнике и булочками)

Слава миру на земле, слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый,

В каждый дом на каждый стол чтоб он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

Хлебу честь воздаем, ведь он – голова всему,

В нем чудесное тепло!

Угощайтесь, гости дорогие!

(угостить булочками присутсвующих на занятии)

Воспитатель:

Спасибо вам, ребятушки, за то что в гости ко мне пришли, помогли мне время скоротать.

Я вам за это приготовила сюрприз, а кукол – стригушек подарите гостям на память о нашей встрече. Пусть у каждого в доме будет тепло и уют и дом будет полной чашей.

Если вам понравилась наша встреча, возьмите колосок, если не очень, - цветочек. (дети берут предметы и обосновывают свой выбор)

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

«Труд людей осенью». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) 1-6 недели здесь 7 неделя. Тема: Труд людей осенью (6-10 октября 2014 года) Коммуникация. "Что посеешь, то и пожнёшь. ". Программное.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Хлеб — всему голова» (старшая группа)
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 12:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...
Фотоотчет «Как мы Яблочный Спас отмечали…»
Уважаемые коллеги! 19 августа большинство детских садов отметили один из самых ярких праздников лета - Яблочный Спас! Наш детский сад "Ивушка" с Цыпка не...