Людмила Панченкова
Конспект интегрированного занятия «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, путем формирования представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.
Программные задачи:
1. Обучающие. Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Познакомить с творчеством выдающегося русского пейзажиста И. И. Левитана.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Рассматривание картины И, Левитана „Золотая осень“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
2. Развивающие. Развивать эстетические чувства детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы, эмоционально откликаться на него. Развивать мыслительную и речевую активность детей; диалогическую и монологическую формы речи.
3. Воспитывающие. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к художественному произведению. Формировать представление о красоте на основе получения первых художественных впечатлений.
Образовательные области:
1. Художественно – эстетическое развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Социально – коммуникативное развитие
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
2. Занятие по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация
по осенней тематике.
3. Составление осенних букетов, игра с листьями.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Чтение стихов по теме «Осень» С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, И. Никитина
6. Слушание музыки П. Чайковского «Времена года. Осень».
7. Дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение»; «Сочетание цветов».
8. Выучить с ребёнком стихотворение Н. Кнушевицкой «Осень – волшебница».
Формы организации образовательной деятельности:
Совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход,
Обогащение словаря: оттенки, жанр, пейзаж.
Развивающая предметно-пространственная среда: Репродукция картины
И. Левитана «Золотая осень»; аудиозапись «Времена года». П. И. Чайковского,
Предполагаемые учебно-методические материалы:
Изобразительные: Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», репродукция И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», репродукция И. К. Айвазовского «Девятый вал», И. Левитан «Весна – большая вода», И. Левитан «Сирень», В. Серов «Девочка с персиками».
Музыкальные: аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского
Литературные: И. А. Бунин «Листопад», Н. Кнушевицкая «Осень – волшебница».
Ход образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный этап
Звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
(И. А. Бунин)
- Как вы думаете какое время года описывает поэт в стихотворении? (Осень)
- Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Скажите, ребята, какое сейчас на улице время года? (Осень)
- Какая бывает осень? (Теплая, холодная, дождливая, ветреная, золотая, солнечная и т. д. )
- Что мы с вами видели на прогулке? Какие изменения произошли в природе? На что мы обратили внимание? (На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод).
- Да, мы видели красивые деревья разноцветными листьями, наблюдали, как опадали листья: то тихо падали на землю, то летели по ветру.
- Скажите, ребята, а можно ли услышать осень? (Шорох листвы под ногами, шум дождя, шум ветра).
- А чем пахнет осень? (Прелой листвой, осенними цветами, дождём, грибами и т. д. )
-Давайте представим себя осенними листочками.
Физкультминутка
Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
Проблемно-поисковый этап
- Красота осенней природы всегда впечатляет художников, поэтов, композиторов. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года. И. И. Левитан написал несколько картин об осени. Одну из них мы сегодня рассмотрим, попробуем описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.
Открыть репродукцию картины «Золотая осень» Левитана. Дать время рассмотреть её.
- Какое время года изображено на картине? (Осень).
- Посмотрите внимательно, это начало, середина или конец осени? (Середина)
- Как вы думаете, какое название художник И. И. Левитан дал картине? Почему(предположения детей)
- Исаак Ильич Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Почему осень часто называют золотой? (Ответы детей)
- Что же мы видим на этой картине? Что на ней изображено? (деревья, речка и т. д. )
- Подробно расскажите, что вы видите на переднем плане. (Ответы детей)
- Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез? (Ответы детей)
- Какие краски и оттенки художник взял, чтобы изобразить «Золотую осень»? (Желтый, оранжевый, коричневый, красный).
- Какие это оттенки (тона? (Тёплые)
- Что еще мы видим на картине? (Мы видим речку).
- Расскажите о речке, какая она? (Ответы детей)
Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник? (Синюю, фиолетовую. Это холодные тона).
- Ребята, а каким художник изобразил небо? Расскажите о состоянии неба, воздуха. (Голубым, светлым, с белыми облаками).
- А солнышко на картине есть? (Нет, оно там за деревьями, поэтому картина светлая, и от деревьев падает тень).
- Как вы думаете, какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину? (У художника было хорошее, радостное настроение, поэтому картина получилась солнечной, светлой).
- А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину? (Ответы детей)
Рефлексивно-оценочный этап
- А вы любите осень. Расскажите, за что вы любите осень? Что вам запомнилось в это время года? (Ответы детей)
- Понравилась ли вам картина «Золотая осень»? Вы хотели бы больше узнать о художнике, который её написал? (Ответы детей)
Рассказ воспитателя.
- Судьба И. И. Левитана была печальной и счастливой одновременно. Печальной потому, что он прожил короткую жизнь (неполных 40 лет) и испытал нужду и раннюю потерю близких.
А счастливой судьбу Левитана можно назвать потому, что он через всю свою жизнь пронёс удивительную любовь к природе и занимался любимым делом. Его работы являются гордостью нашей живописи.
И. И. Левитан очень любил и тонко понимал природу. Он мог неделями пропадать в лесу. К деревьям художник относился как к существам, которые способны чувствовать: в дни весеннего пробуждения – радоваться и тянуться к солнцу, а перед наступлением холодов – грустить, роняя и сгибая ветки под тяжестью снега».
Практический этап
- Давайте вспомним как называются картины, на которых мы видим красивую природу? Какой это жанр? (Эти картины называются «пейзаж»).
Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается исключить из предложенной группы иллюстраций картин, картину, не относящуюся к пейзажу (натюрморт, портрет и т. д. ).
Анализ занятия.
Сегодня мы познакомились с пейзажем И. Левитана «Золотая осень». А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж? (Как красива наша природа! Природу надо любить и беречь. )
– Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками. Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь. Послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Осень - волшебница» (Читает ребёнок).
Улицы украсили пёстрые дорожки,
И куда – то спряталась летняя жара.
А к окну приколота золотая брошка –
Это лист кленовый прилетел с утра.
Дождик отпросился погулять у тучи,
Шлёпает по лужам и чему – то рад.
И теперь я знаю: всех на свете лучше
Осени волшебницы праздничный наряд!
Последующая работа:
Продолжать знакомить детей с творчеством русских художников (И. Левитан,
И. Шишкин, В. Васнецов)
Запланировать посещение картинной галереи «Ника» им. В. Пукирева
Использованная литература и пособия:
- Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
- Т. Н. Доронова «Изобразительное искусство» (Методические рекомендации к пособию для детей 4-7 лет, Москва, «Просвещение» ,2012
- П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
- Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»