Эльвира Белова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству; художественному творчеству в рисовании.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Путешествие по народным промыслам „Золотая Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством;
- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности хохломской росписи;
- учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные на предшествующих занятиях;
- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья, мелкие элементы (трава, осочки и т. д.).
-развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
Познавательное развитие:
-закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях;
- воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств;
-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Речевое развитие:
-пополнять словарный запас детей;
-развивать грамматический строй речи;
Материалы и оборудование: народные костюмы, сундучок с хохломскими изделиями, деревянные заготовки ложек, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки, тряпочки, подставки для кистей, аудиозаписи, презентация.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства.
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
- Загадывание загадок, чтение потешек, чтение стихов о Хохломе.
- Тонировка заготовок.
Ход ООД:
Воспитатель и дети одеты в народные костюмы.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Мы гостям всегда рады!
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня мы с вами необычно одеты?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы, думаете, в наше время люди носят такую одежду?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, ребята, потому что в такую одежду одевались люди много-много лет назад, когда наша страна Россия называлась Русь. В те далёкие времена люди научились шить одежду, делать мебель, посуду, игрушки и еще много разных вещей. Каждый хотел сделать вещи красивыми, и поэтому украшал их по-своему. Так появились на Руси народные мастера-умельцы. А их удивительное мастерство получило название – народные промыслы. Много народных промыслов было на Руси, а многие из них известны и в наше время. Ребята, давайте назовём, какие народные промыслы, вы знаете?
Дети: Гжель, Хохлома, Дымка, Городец.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы назвали много разных народных промыслов, но на самом деле их намного больше, и каждый из них знаменит своими неповторимыми изделиями. Есть и у меня одна вещь народных мастеров -умельцев – это сундучок. Сундучок этот не простой, хранит он в себе секреты одного народного промысла, а какого мы сейчас узнаем.
Воспитатель достаёт из сундучка хохломские изделия. Дети рассматривают их.
Воспитатель: Эти вещи нынче в гости к нам пришли, чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Посмотрите, какие они яркие, красивые, как-будто солнышко заглянуло к нам в окошко. Все предметы не простые, каждый будто золотой. Красоту такую люди называют как?
Дети: Хохломой!
Воспитатель: Правильно! Конечно, это – Хохлома! А, вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Дети: Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно, Хохлома славится на весь мир своей удивительной посудой. Ребята, а вы хотите узнать, когда и откуда взялась вся эта красота и как дошла до наших дней?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в удивительный мир Хохломы, а помогут нам попасть туда волшебные пёрышки хохломской птицы, посмотрите, вот она перед нами.
1слайд Хохломская птица.
Воспитатель раздаёт пёрышки детям.
Воспитатель: Давайте, скажем вместе со мной волшебные слова и подуем на пёрышки. «Раз, два, три! Пёрышко ты нас веди в мир чудесной Хохломы!
Дети говорят слова и дуют на пёрышки.
2,3,4 слайды. Село Хохлома. История хохломского промысла. Город Семёнов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами далёкое село с весёлым названием Хохлома. Находится оно недалеко от города Нижний Новгород. Здесь начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы. Рассказывают люди, что жил в древние времена мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался в глухие нижегородские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести его. Узнал мастер о своей беде, собрал народ и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские гонцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепла. Исчез мастер, но сохранилось его мастерство. С тех пор люди в селе Хохлома стали делать расписную деревянную посуду. Так и родилось название «Золотая Хохлома». Мастерство хохломских мастеров сохранилось и в наше время. Теперь «золотую посуду» делают в городе Семёнове. Ребята, а из чего делают свои изделия хохломские мастера?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Правильно, ребята! А сделать их совсем не просто.
5,6 слайды. Изготовление посуды.
Воспитатель: Сначала мастер вырезает из дерева заготовку. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Далее ее пропитывают льняным маслом и натирают изделие специальным порошком. Затем покрывают лаком и ставят в печь для просушки. И тут происходит настоящее чудо – деревянная посуда становится золотой. Только после этого художник мелкой кистью рисует затейливый узор, используя в своей работе всего четыре цвета.
7 слайд. Основные цвета хохломской росписи.
Воспитатель: Ребята, давайте, назовём эти цвета.
Дети: Красный, золотой (желтый, черный, зелёный.
Воспитатель: Правильно, ребята! Каждый цвет в хохломской росписи имеет своё значение: красный – огонь, золотой – солнце, чёрный – земля, зелёный – жизнь. А как вы, думаете, что кроме красок отличает хохломскую роспись от других?
Дети: Узоры.
Воспитатель: Молодцы! Конечно, это узор или орнамент. Все виды росписи отличаются друг от друга своей неповторимостью орнамента, который состоит из разных элементов. Как вы думаете, элементов в хохломской росписи мало или много?
Дети: Много!
Воспитатель: Конечно много. Давайте, посмотрим и скажем, какие из них вам знакомы?
8 слайд. Элементы хохломской росписи.
Дети: Завитки, травинки, осочки, кустики, листики, ягодки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Все эти элементы орнамента мастера брали из природы, поэтому назвали его – растительный орнамент. Каждый мастер рисует свой неповторимый орнамент, и поэтому получаются вот такие удивительные изделия.
9 слайд. Изделия Хохломы.
Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали об удивительном народном промысле Золотая Хохлома. Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вернуться обратно в детский сад и поделиться своими впечатлениями. А возвращаться мы будем на весёлой карусели.
Игра «Карусель»
Воспитатель: Вот мы и дома. Закончилось наше удивительное путешествие в чудесный мир Хохломы. Что же нового и интересного вы узнали сегодня?
Дети делятся впечатлениями, воспитатель по ходу беседы задаёт вопросы: Откуда пошло название «Золотая Хохлома»? Каким промыслом занимаются мастера? Из какого материала изготавливают эти изделия? Какие краски используют? Какие элементы присутствуют в хохломской росписи?
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам на память о нашем путешествии расписать хохломскими узорами деревянные ложки. Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы. А, чтобы у вас хорошо получилось, как у настоящих мастеров давайте сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)
Постучали,
(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели
(Круговые вращения кистью)
Рисовать мы захотели.
Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем толстой кистью в один прием слева-направо слегка изогнутую ветвь. На ней тонкой кистью рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики.
Дети рисуют. Играет негромкая музыка.
Во время выполнения задания детьми воспитатель напоминает им, что:
завитки и травка рисуется кончиком кисти, листья рисуются приёмом примакивания, ягоды ватными палочками (тычками). По окончанию детьми работы предлагает перенести ложки на поднос.
Воспитатель: Посмотрите, какие получились чудесные ложки - яркие, красочные, как у настоящих мастеров. У каждого получился свой неповторимый узор. Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались! А теперь, вы гости дорогие посмотрите, да полюбуйтесь нашими работами. А, мы с вами прощаемся. До, свидания!