МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома» (2 фото)

Эльвира Белова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Тип: интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству; художественному творчеству в рисовании.

Задачи:

Художественно-эстетическое развитие:

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Путешествие по народным промыслам „Золотая Хохлома“» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством;

- учить детей замечать и выделять основные средства выразительности хохломской росписи;

- учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные на предшествующих занятиях;

- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья, мелкие элементы (трава, осочки и т. д.).

-развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Познавательное развитие:

-закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях;

- воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Речевое развитие:

-пополнять словарный запас детей;

-развивать грамматический строй речи;

Материалы и оборудование: народные костюмы, сундучок с хохломскими изделиями, деревянные заготовки ложек, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки, тряпочки, подставки для кистей, аудиозаписи, презентация.

Предварительная работа:

- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства.

- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

- Загадывание загадок, чтение потешек, чтение стихов о Хохломе.

- Тонировка заготовок.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»

Ход ООД:

Воспитатель и дети одеты в народные костюмы.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Мы гостям всегда рады!

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня мы с вами необычно одеты?

Дети: Да!

Воспитатель: А как вы, думаете, в наше время люди носят такую одежду?

Дети: Нет!

Воспитатель: Правильно, ребята, потому что в такую одежду одевались люди много-много лет назад, когда наша страна Россия называлась Русь. В те далёкие времена люди научились шить одежду, делать мебель, посуду, игрушки и еще много разных вещей. Каждый хотел сделать вещи красивыми, и поэтому украшал их по-своему. Так появились на Руси народные мастера-умельцы. А их удивительное мастерство получило название – народные промыслы. Много народных промыслов было на Руси, а многие из них известны и в наше время. Ребята, давайте назовём, какие народные промыслы, вы знаете?

Дети: Гжель, Хохлома, Дымка, Городец.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы назвали много разных народных промыслов, но на самом деле их намного больше, и каждый из них знаменит своими неповторимыми изделиями. Есть и у меня одна вещь народных мастеров -умельцев – это сундучок. Сундучок этот не простой, хранит он в себе секреты одного народного промысла, а какого мы сейчас узнаем.

Воспитатель достаёт из сундучка хохломские изделия. Дети рассматривают их.

Воспитатель: Эти вещи нынче в гости к нам пришли, чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Посмотрите, какие они яркие, красивые, как-будто солнышко заглянуло к нам в окошко. Все предметы не простые, каждый будто золотой. Красоту такую люди называют как?

Дети: Хохломой!

Воспитатель: Правильно! Конечно, это – Хохлома! А, вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Дети: Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно, Хохлома славится на весь мир своей удивительной посудой. Ребята, а вы хотите узнать, когда и откуда взялась вся эта красота и как дошла до наших дней?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в удивительный мир Хохломы, а помогут нам попасть туда волшебные пёрышки хохломской птицы, посмотрите, вот она перед нами.

1слайд Хохломская птица.

Воспитатель раздаёт пёрышки детям.

Воспитатель: Давайте, скажем вместе со мной волшебные слова и подуем на пёрышки. «Раз, два, три! Пёрышко ты нас веди в мир чудесной Хохломы!

Дети говорят слова и дуют на пёрышки.

2,3,4 слайды. Село Хохлома. История хохломского промысла. Город Семёнов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами далёкое село с весёлым названием Хохлома. Находится оно недалеко от города Нижний Новгород. Здесь начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы. Рассказывают люди, что жил в древние времена мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды, тайно покинул царский двор и перебрался в глухие нижегородские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести его. Узнал мастер о своей беде, собрал народ и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские гонцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепла. Исчез мастер, но сохранилось его мастерство. С тех пор люди в селе Хохлома стали делать расписную деревянную посуду. Так и родилось название «Золотая Хохлома». Мастерство хохломских мастеров сохранилось и в наше время. Теперь «золотую посуду» делают в городе Семёнове. Ребята, а из чего делают свои изделия хохломские мастера?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно, ребята! А сделать их совсем не просто.

5,6 слайды. Изготовление посуды.

Воспитатель: Сначала мастер вырезает из дерева заготовку. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Далее ее пропитывают льняным маслом и натирают изделие специальным порошком. Затем покрывают лаком и ставят в печь для просушки. И тут происходит настоящее чудо – деревянная посуда становится золотой. Только после этого художник мелкой кистью рисует затейливый узор, используя в своей работе всего четыре цвета.

7 слайд. Основные цвета хохломской росписи.

Воспитатель: Ребята, давайте, назовём эти цвета.

Дети: Красный, золотой (желтый, черный, зелёный.

Воспитатель: Правильно, ребята! Каждый цвет в хохломской росписи имеет своё значение: красный – огонь, золотой – солнце, чёрный – земля, зелёный – жизнь. А как вы, думаете, что кроме красок отличает хохломскую роспись от других?

Дети: Узоры.

Воспитатель: Молодцы! Конечно, это узор или орнамент. Все виды росписи отличаются друг от друга своей неповторимостью орнамента, который состоит из разных элементов. Как вы думаете, элементов в хохломской росписи мало или много?

Дети: Много!

Воспитатель: Конечно много. Давайте, посмотрим и скажем, какие из них вам знакомы?

8 слайд. Элементы хохломской росписи.

Дети: Завитки, травинки, осочки, кустики, листики, ягодки.

Воспитатель: Правильно, ребята. Все эти элементы орнамента мастера брали из природы, поэтому назвали его – растительный орнамент. Каждый мастер рисует свой неповторимый орнамент, и поэтому получаются вот такие удивительные изделия.

9 слайд. Изделия Хохломы.

Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали об удивительном народном промысле Золотая Хохлома. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вернуться обратно в детский сад и поделиться своими впечатлениями. А возвращаться мы будем на весёлой карусели.

Игра «Карусель»

Воспитатель: Вот мы и дома. Закончилось наше удивительное путешествие в чудесный мир Хохломы. Что же нового и интересного вы узнали сегодня?

Дети делятся впечатлениями, воспитатель по ходу беседы задаёт вопросы: Откуда пошло название «Золотая Хохлома»? Каким промыслом занимаются мастера? Из какого материала изготавливают эти изделия? Какие краски используют? Какие элементы присутствуют в хохломской росписи?

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам на память о нашем путешествии расписать хохломскими узорами деревянные ложки. Вы согласны? Дети: Да! Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы. А, чтобы у вас хорошо получилось, как у настоящих мастеров давайте сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

Постучали,

(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)

Повертели

(Круговые вращения кистью)

Рисовать мы захотели.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем толстой кистью в один прием слева-направо слегка изогнутую ветвь. На ней тонкой кистью рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики.

Дети рисуют. Играет негромкая музыка.

Во время выполнения задания детьми воспитатель напоминает им, что:

завитки и травка рисуется кончиком кисти, листья рисуются приёмом примакивания, ягоды ватными палочками (тычками). По окончанию детьми работы предлагает перенести ложки на поднос.

Воспитатель: Посмотрите, какие получились чудесные ложки - яркие, красочные, как у настоящих мастеров. У каждого получился свой неповторимый узор. Молодцы ребята, вы все очень хорошо постарались! А теперь, вы гости дорогие посмотрите, да полюбуйтесь нашими работами. А, мы с вами прощаемся. До, свидания!

Фото «Золотая Хохлома»

Прикреплённые файлы:

hohloma_02ojb.pptx | 2795,75 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познанию в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний»Конспект интегрированного занятия по познанию в подготовительной группе «Путешествие по островам знаний» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по островам знаний» Вид: образовательная деятельность Тип.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: "Путешествие в Африку". Задачи: -дать детям элементарные представления об.

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая хохлома» в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома».(итоговое) Цель: Роспись деревянных заготовок разной формы хохломскими узорами. Программное содержание: Обобщать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе Урок ИЗО. 4 класс. Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»
Опубликовано: 14 мая 2020 в 02:13
+376Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД