Наташа Журинова
Интегрированное занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И. Я. Билибина «Баба Яга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Формировать представление о художественном образе Бабы Яги.
Задачи:
• Учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;
• учить составлять описательный рассказ по картине И. Я Билибина «Баба Яга», активизировать словарный запас.
• Воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй.
• обогащать музыкальный опыт в процессе прослушивания муз. Произведения П. И. Чайковского «Баба-яга».
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи, Составление описательного рассказа по картине И, Я, Билибина „Баба Яга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
• Учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа бабы Яги;
• Закреплять умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру и изобразительную деятельность.
• Развивать мышление, воображение и творческие способности.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: картина «Баба яга», мольберт, книга русских народных сказок, магнитофон, пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга», портрет П. И. Чайковского.
Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, дыхательные упражнения, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций сказок, беседа о профессиях.
Ход занятия:
Подходим к столу, где лежит книга сказок.
Восп. : Посмотрите, какая красивая книга. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
Восп. : Давайте посмотрим, что в ней. (Пробует открыть) Только что – то она не открывается. Может, нам нужно сказать волшебные слова? (чистоговорки, повторение стишков).
Чистоговорка:
Са-са-са-под кустом сидит лиса.
Су-су-су-было холодно в лесу.
Ву-ву-ву –в лесу видели сову.
Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.
Щу-щу-щу-я тебя в лесу ищу.
Открывает книгу.
Восп. : Ребята, да эта книга полна русских народных сказок. Как вы думаете почему они называются русскими народными? (ответы детей). Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди передавали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали (ответы детей). Люди рассказывали их своим детям, а дети – своим детям. И так они дошли до наших дней и стали печататься в книгах. Ребята, а кроме книг, сказку можно представить и в произведениях живописи.
Показывает картину «Баба Яга»
Восп. : Посмотрите, какую картину я вам принесла. Что изобразил художник на этой картине?
Ответы детей.
Восп. : Расскажите, какая баба яга, какой вам она показалась?
Ответы детей.
Восп. : Ребята, а можно про Бабу ягу сказать, что она косматая? А что это значит? (Лохматая, растрепанная).
Восп. : А как вы думаете, какой у нее характер? (она злая, вредная, ворчливая, угрюмая, недобрая)
Ответы детей.
Восп. : А что же делает Баба яга (летит).
Ответы детей.
Восп. : Как вы думаете, куда она может лететь?
Ответы детей.
Восп. : Ребята, посмотрите, на заднем плане картины, за Бабой Ягой изображён лес, какой он?
Ответы детей.
Восп. : ребята, а давайте попробуем составить рассказ о Бабе Яге? О том какая она по внешности, по характеру, чем занимается на этой картине?
Рассказы ребят.
Ответы детей.
Рассказ воспитателя: да, глядя на эту картину мне тоже Баба яга показалась страшной, угрюмой, с большими костлявыми руками, тяжелым взглядом, растрепанными волосами, косматая, неряшливая. Сидит она в своей ступе, пестом погоняет, помелом следы заметает. И летит она в лесу дремучем, глухом да мрачном, где растут одни мухоморы и не видно зверя лесного. Осматривает, да поглядывает Баба Яга хмурым взглядом свои владения.
А теперь мы с вами поиграем:
Физ. минутка:
В тёмном лесе
(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)
Есть избушка,
(Складывают руки в виде крыши.)
Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)
А в избушке той
(Складывают руки в виде крыши.)
Старушка,
Бабушка-яга
(«Повязывают платок».)
Живёт.
Нос крючком
(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)
Глаза как плошки,
(Прикладывают кулаки к глазам.)
Словно угольки горят.
Когти остры как у кошки,
(Сгибают-разгибают пальцы.)
И всего одна нога,
(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)
Не простая, костяная.
(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)
Вот так Бабушка-яга!
(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)
Восп. : Ребята, а вы знаете сказочный образ можно передать не только в книге, на картине, но и в музыке. Вот П. И. Чайковский –композитор, Что делают композиторы? Ответы детей. Давайте послушаем как композитор через музыку изобразил Бабу Ягу.
(Звучит пьеса “Баба-Яга” П. И. Чайковского).
Восп. : Ребята, прослушав музыку, какой вы представили себе Бабу Ягу?
Ответы ребят.
(музыка резкая, быстрая, колючая, прихрамывающая, беспокойная, тревожная, исполняется на ф-но).
Восп. : Мы с вами узнали, как один образ (у нас была Баба яга) можно передать и в сказках, и на картине, и в музыке. А сейчас мы с вами пойдем и нарисуем избушку для бабы Яги.