Папки-передвижки

Интегрированное занятие по развитию речи «Зима»

Надежда Козлова
Интегрированное занятие по развитию речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная деятельность по развитию речи

"Зима в творчестве великих людей»

Старший воспитатель ГБОУ лицей № 1451, г. Москва

Козлова Надежда Ивановна

Программное содержание.

Учить детей рассказывать о зиме, упражнять детей в подборе определений к существительным, в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям, в подборе однокоренных слов, в подборе сравнений, подборе слов по смыслу.

Делать аппликацию «Снеговичка» двумя способами – аппликация с помощью ножниц, и способом оригами.

Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи „Зима“» размещена в разделах

Материал к занятию:

- иллюстрации с зимней темой;

- картинки о деятельности взрослых зимой;

- картинки с изображением зверей зимой;

- музыка П. И. Чайковского «Зима» из альбома "Времена года"

- картина И. И. Шишкина «Зима»

Раздаточный материал для аппликации «Снеговичок»: ножницы, голубая бумага, белые квадраты разного размера(6х6, 5х5, 4х4,3х3 – для рук, прямоугольник для ведра любого цвета, красный прямоугольник для носа, кисти жёсткие, клей.

Ход занятия.

1 часть. Беседа о зиме.

Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?

- Да, зима – любимое время года у детей и взрослых. Как ещё можно ласково сказать о зиме? Зимушка.

Воспитатель.

Сейчас мы рассмотрим картину И. И. Шишкина «Зима». Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Дети слушают музыку.

Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите па эту картину?

Дети: Стало немного грустно.

Дети: Печально.

Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.

Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.

Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?

Дети: Серой краской, голубоватой.

Дети: Кажется, что лес спит.

Воспитатель: «Околдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна».

Воспитатель.

Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце.

Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом — мы видим поваленные деревья. И на сосне — одинокая ворона.

«Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно».

«Чародейкою зимою Околдован лес стоит.» Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?

Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.

Дети: Чтобы показать лес спящим.

Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?

Дети: Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба. Дети: Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.

Воспитатель:

- Какая бывает погода зимой? (морозная, холодная, снежная)

- Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, хрустящий, рассыпчатый)

- Как выглядит земля зимой? (покрыта снежным одеялом, деревья, дома стоят тоже все в снегу)

- Какое зимой небо? (ясное, снежное, морозное)

- Как одеты люди? (тепло, в зимней одежде)

- Какой лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, сказочный, волшебный, таинственный)

- Какие снежинки? (ажурные, серебристые, лёгкие, воздушные, нежные, пушистые)

- Какая зимняя ночь? (холодная, звёздная, длинная, морозная)

- Какой лёд? (голубой, прозрачный, скользкий)

- что делают люди зимой? (убирают снег снегоуборочными машинами, расчищают снег лопатами)

- какие зимние забавы любят дети?

Ребёнок читает стихотворение

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках,

По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

И друзья – мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

залепил мне снег…

мне в сугробе горе,

а ребятам – смех!

И. Суриков

Воспитатель. А теперь рассмотрим картинки с изображением труда взрослых зимой. Что они делают? Да, чистят снег снегоуборочными машинами и лопатами.

Воспитатель. Рассмотрим картинки с изображением зимних забав. Что любят дети зимой? Катаются на лыжах, санках, снегокатах, ледянках, играют в снежки.

Воспитатель. Ребята, а самое главное отличие зимы – день становится короче, а ночь длиннее.

Ребёнок читает стихотворениее:

Снег да снежные узоры,

В поле вьюги разговоры.

В пять часов уже темно.

День – коньки, снежки, салазки,

Вечер – бабушкины сказки.

Вот она зима!

А. Блок

Воспитатель. Какие птицы в лесу зимой? Клесты, дятлы, сороки. Они питаются семенами растений, ягодами.

Какие птицы прилетают к нам зимой? Синички, снегири.

Ребёнок читает стихотворение.

Л. Татьяничева "Снегири"

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят пёрышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Воспитатель. Какие животные живут в зимнем лесу? Медведь спит и сосёт лапу. Белочка грызёт орешки, грибочки, которые припрятала. Заяц в белой шубке. Волк зимой голодный.

Физкультминутка.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег,

Кружит, падает на всех.

Дети загадывают загадки о зиме.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила. (Зима)

Лежало одеяло,

Мягкое, белое,

Солнце напекло,

Одеяло утекло. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

Не снег, не лёд, а серебром

Деревья уберёт. (Иней)

Всё лето стояли, зимы ожидали,

Дождались поры - полетели с горы. (санки)

Две полоски на снегу,

Оставляю на бегу,

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (лыжи)

Дети называют пословицы о зиме:

- Декабрь зиму кончает, год начинает.

- Зима без снега – лето без хлеба.

- Мороз не велик – стоять не велит.

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

2 часть.

Дети делают аппликацию «Снеговичок» двумя способами: 1. с ножницами – срезают уголки.

2. Способ – как без ножниц из квадрата сделать восьмиугольник? Согнуть уголки. Получится многоугольник. Они разных размеров. Как правильно их расположить?

Заключительная часть. Релаксация.

Литература:

1. Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Изд. Академия, 1997.

2. Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки. Изд. Академия, 1997.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в детском саду», М. ,2005.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы. Возраст ребенка:6.

«Вот так покатались!» Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной доски «Рассказывание по картинке» Цель: Развивать и закреплять умение составлять рассказ по картинке, придумывать самостоятельно сюжет. Задачи: «Коммуникация»: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи «Зима»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 18:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по развитию речи «Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Козлова (УИ 192102) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД