Екатерина Смолянская
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы.
Возраст ребенка:
6 лет
Пол:
мужской
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию словарного запаса для воспитанника подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Проблема:
Недостаточно развитый, в соответствии с возрастными требованиями, словарный запас воспитанника.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Расширение словарного запаса в соответствии с возрастными особенностями по средствам использования специально подобранных дидактических игр и речевых упражнений.
Задачи:
- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
- закреплять обобщающие понятия;
- закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Периодичность занятий:
2 раза в неделю
Длительность
: 15 минут
Структура индивидуального занятия:
1. Организационный момент
2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию
3. Основная работа:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- речевые упражнения;
- словесная игра;
- дидактическая настольно-печатная игра.
4. Итог занятия: анализ занятия ребенком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Используемые на занятиях игры и упражнения
1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):
• «Я знаю пять названий…» – цель: уточнение обобщающих понятий, подбор однородных дополнений (например: «Я знаю 5 названий видов транспорта: автобус, трамвай, самолет, автомобиль, мотоцикл»)
• «Где это видано, где это слыхано…» – цель: подбор однородных дополнений по теме календарно-тематического планирования.
• «Кто или что?» или «Он живой – он неживой» – цель: практическое усвоение категории одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» – упражнять в подборе слов-предметов (в зависимости от лексической темы)
• «Волшебные дружочки – частицы» – цель: практическое усвоение навыка словообразования с помощью суффиксов (-щик, -ник, -ница): каменщик, печник, учительница,летчик.
• «Эти сложные слова» – цель: практическое усвоение навыка образования сложных слов путем словосложения (самолет, самовар, снегопад, листопад).
• «Прекрасное деревце» или «Эта дружная семья» – цель: практическое усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, садик, рассада, садовый).
• «Скажи по-другому» - цель: упражнять в подборе синонимов (директор, начальник, босс).
2. На расширение глагольного словаря:
• «Подбери словечко» – цель: упражнять в подборе нужных глаголов (в зависимости от лексической темы).
• «Вчера, сегодня, завтра» –цель: упражнять в подборе временных форм глаголов (жили, живут, будут жить).«Кто кем был раньше? А кто кем будет потом?» (Девочка была ребенком. Девочка будет девушкой,женщиной,бабушкой).
• «Что мы делали, творили и все вместе говорили» – цель: практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, улетела, подлетел, перелетела).
• «Скажи наоборот» – цель: подбор слов-антонимов (одевать-раздевать,подниматься-спускаться, грустить-радоваться, приходить-уходить)
3. На расширение словаря прилагательных и наречий:
• «Кто больше подберет слов» – цель: упражнять в подборе однородных определений или «слов-признаков» (по лексическим темам).
• «Какой, какая, какое, какие» – цель: согласование прилагательных с существительными с опорой на окончание -ая, -яя, - ое,-ый, -ий…
• «Скажи наоборот» – слова-антонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый – злой, весело-грустно, далеко-близко).
• «Скажи ласково» - цель: упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных прилагательных (девочка, девчушка, девчоночка, девчонка)
Предлагаемые игры и упражнения, направленные на расширение словарного запаса воспитанника, легко и гармонично вписываются в перспективно – тематическое планирование по лексическим темам.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим недостаточно развитый для данного возраста словарный запас,
• Активизируется предметный, качественный и глагольный словарь воспитанника;
• Закрепляются обобщающие понятия;
• Словарь обогащается синонимами, антонимами, достаточным для данного возраста количеством глаголов, прилагательных, наречий, предлогов;
Предполагаемый результат
- к концу обучения воспитанник имеет определенный словарный запас:
знает и использует в повседневной речи
• существительные, обозначающие профессии - каменщик, маляр, плотник, тракторист, комбайнер, доярка, животновод, закройщик, швея ;
• названия техники - экскаватор, подъемный кран, трактор, комбайн, снегоочистительная машина, картофелечистка, электро-мясорубка, овощерезка, пылесос и др;
• прилагательные, обозначающие признаки предметов - светлый, красный, темный, сладкий, кислый, горький, прочный, крепкий, звонкий, веселый и др;
• наречия, характеризующие отношение людей к труду - старательно, слаженно, умело, бережно, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей ;
• быстро находит, подбирает наиболее точное слово, употребляет в речи обобщающие слова, синонимы и антонимы;
• внимательно слушает на занятиях педагога, действует по предложенному плану, самостоятельно выполняет поставленную задачу;