МААМ-картинки

Интегрированное занятие по сказу П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»

Светлана Васюкова
Интегрированное занятие по сказу П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»

Интегрированное занятие по сказу П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»

Задачи:

- выявить у детей наличие абстрактных и творческих мыслительных способностей;

- формировать знания о жизни народов Урала;

- развивать воображение и фантазию;

- развивать навыки диалогической и связной речи;

- развивать артикуляционную моторику речевого аппарата;

- развивать логическое мышление,

- воспитывать интерес к художественной литературе;

- воспитывать познавательный интерес к истории родного края.

Методы и приемы:

Публикация «Интегрированное занятие по сказу П, П, Бажова „Огневушка-Поскакушка“» размещена в разделах

1. Словесные

2. Практические

1) упражнение «Свеча»;

2) слушание музыки;

3) упражнение «Филин»;

4) упражнение «Незнакомое место»;

5) упражнение «Клубочек»;

6) упражнение «Зима и лето»;

7) упражнение «Поскакушкина лопата»;

8) рисование «Костер»;

3. Наглядные:

1) демонстрационный материал: поделки, украшения из золота, свеча, иллюстрации.

2) раздаточный материал: клубок, детская лопатка, трубочки, краска, бумага.

4. Использование средств ТСО.

Мотивационно-организационный этап.

Цель: пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, развитие умения концентрироваться на зрительных образах, формирование словаря.

Воспитатель. Ребята, знаете ли вы, что такое золото?

(Воспитатель демонстрирует иллюстрации, поделки, украшения из золота и коротко объясняет, как используют золото люди. Далее он объясняет, что в старину людей, добывающих золото, называли старателями,

- А как сейчас называют этих людей?

Дети. Золотодобытчики.

Воспитатель. Золото в природе встречается в виде песка, крупинок, самородков.

Сегодня мы отправляемся в сказ, который посвящен старателям, т. е. людям, добывающим золото. Называется сказ «Огневушка-Поскакушка». А какой уральский писатель писал сказы?

Дети. Павел Петрович Бажов.

Содержательный этап.

1. Упражнение «Свеча»

Цель: развитие произвольного внимания, умения максимально концентрироваться на

происходящем, развитие воображения и фантазии.

Психолог. Давайте подойдем к костру и сядем вокруг огня. Сегодня в сказ нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: если смотришь на него не отрываясь, то переносишься, куда захочешь.

(Педагог зажигает свечу, и дети пристально смотрят на пламя.

Педагог просит не моргать, не отводить взгляд от огня, даже если это немного трудно,

и слушать ощущения в глазах.

Спустя некоторое время педагог задает вопросы).

- Что чувствуют ваши глазки?

Дети. Тепло, покалывание, болезненность, увлажненность: навернулись слезинки, жжение и т. д.

Психолог. Вот мы и в сказке. Тихим голосом, шепотом поблагодарим чудесный огонек за помощь.

2. Слушание сказа.

Цель: развитие произвольного внимания, умения слушать.

Воспитатель. А вот и дедушка Слышко к нам пришел. Здравствуй, дедушка!

Дед Слышко. Здравствуйте, ребятишки. Ну что, про Огневушку хотите послушать? Ну, слушайте!

Сидели раз старатели вокруг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый – парнишечко. Федюнькой его звали. Давно всем спать пора… на месте костерка одни угольки остались, а старатели все сидят да на эти угольки глядят. Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая с ладошку величиной. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек тоже сголуба. Поглядела девчоночка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у нее легко да ловко выходит, что сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся.

3. Слушание музыки.

Цель: тренировка восприимчивости, умения тонко чувствовать окружающее пространство,

развитие речи при ответах на вопросы.

Звучит «Пляска Огневушки».

Музыкальный руководитель. Что Огневушка сделала сначала?

Дети. Поглядела веселыми глазками, улыбнулась, подбоченилась и т. д.

Музыкальный руководитель. Как плясала девчоночка?

Дети. Легко, красиво, весело, задорно, весело.

Детям раздаются платочки, и все весело танцуют.

4. Слушание сказа.

Дед Слышко.

Девчоночка сперва по уголькам круги давала, а потом – видно, тесно ей стало – пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчоночка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Еще круг даст и опять подрастет. А на последнем круге уже ростом с Федюньку была. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула: Фи-ть-ть! Й-ю-ю-у-у! Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало.

5. Упражнение «Филин»

Цель: развитие моторики речевого аппарата, отработка правильного дыхания.

Звучит запись с голосом филина.

Логопед предлагает детям повторить голос филина.

Дети приставляют ладони «рупором» к углам рта и низким голосом, но мягко, протяжно произносят: «Уху-у-у-у, у-ху-у-у». Педагог наблюдает за тем, чтобы это произносилось на одном выдохе, без дополнительного добора воздуха. Внимание детей концентрируется на выдохе и мышцах живота, которые слегка втягиваются внутрь в конце выдоха. Звук «х» произносится нечетко: должен получаться звук, лишь напоминающий «х».

6. Слушание сказа.

Дед Слышко.

Тут Федюнька и спрашивает про девчонку:

- Дедко Ефим, кто это?

- Да Огневушка-Поскакушка приходила, - отвечает Дедко Ефим. – Слыхал я от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото.

На другой день старатели ямы вырыли, но золота не нашли.

За работой да разговорами время быстро летит. Скоро и зима подоспела.

… Вот идет как-то Федюня по дороге, вдруг слышит: «Фи-ть-ть! Й-ю-ю-у-у.» Оглянулся – на дороге снежок крутится в виде клубочка, похож тот клубочек на Поскакушку. Побежал Федюня поближе разглядеть, а клубочек уж далеко. Федюня за ним, он того дальше. Бежал-бежал за клубочком, да и забрался в незнакомое место.

7. Упражнение «Незнакомое место».

Цель: развитие связной речи, развитие абстрактных и творческих мыслительных

способностей.

Логопед предлагает детям представить себе незнакомое место и, передавая друг другу клубок

ниток, описать его.

8. Слушание сказа.

Дед Слышко.

Глядит Федюня – поляна какая-то, а кругом лес густой. Посредине поляны – береза старая. Снегу около нее намело гора-горой. Клубочек подкатился к этой березе, покружился вокруг – да и рассыпался. Федюнька чуть не заревел от обиды.

9. Упражнение «Клубочек»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Психолог.

Дети встают тесным кружком, положив друг другу на плечи руки; головы наклоняют вперед.

По сигналу ведущего «клубок» крутится на месте (дети приставным шагом двигаются в одну сторону). По хлопку «клубок» рассыпается: дети падают в разные стороны на пол и замирают в неподвижности, слушая ощущения в теле. По следующему сигналу «клубок» снова собирается и крутится на месте и т. д.

10. Слушание сказа.

Дед Слышко.

Вдруг у самой ноги Федюньки снег воронкой до самой земли протаял. Видит Федюнька – на дне-то воронки Поскакушка. Веселенько так поглядела, усмехнулась ласково, платочком махнула и пошла плясать, а снег-то от нее бегом побежал. Где ей ножку поставить, там трава зеленая да цветы лесные.

Обошла круг – тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. На березе уже листочки зашумели, птички запели. Жарынь, как в самый горячий день летом.

11. Упражнение «Зима и лето»

Цель: развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать. Делать выводы, развитие тактильных чувств.

Дед Слышко. Сам я золото после Огневушки не находил, а драгоценные камушки попадались. Всегда

ношу их с собой и вам могу показать, необычные они.

Воспитатель раздает детям камушки синего цвета.

- Какого цвета этот камень?

- Прикоснитесь к нему, что вы чувствуете?

- Какое время года напоминает этот камень?

- Что хорошее вы знаете о зиме и что плохо зимой?

Дети отвечают.

Воспитатель раздает детям камушки красного цвета.

- Какого цвета этот камень?

- Прикоснитесь к нему, что вы чувствуете?

- Какое время года напоминает этот камень?

- Что хорошее приносит с собой лето и что летом может быть плохо?

Дети отвечают и возвращают камни Деду Слышко.

12. Слушание сказа.

Дед Слышко.

Поскакушка и говорит Федюньке:

- Возьми-ка вон лопату возле березы. Она тебя в снегу согреет и домой выведет.

Да гляди, из рук не выпусти! Крепче держи! И дорогу примечай. Ведь придешь весной-то?

- А как же? Непременно прибежим с дедком Ефимом.

Тут Огневушка засмеялась, вертнулась волчком, платочком махнула и исчезла.

Вокруг березы сразу снегу намело гора-горой. От поскакушкина лета только и осталось, что черенок лопатки у Федюньки теплый, даже горячий.

Потянула тут лопатка Федюньку и сразу из снега выволокла. Федюнька где бежит, где пешком за лопаткой идет, где волоком тащится. А черенок крепко в руках держит.

13. Упражнение «Поскакушкина лопатка».

Цель: развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с партнерами и различными предметами.

Воспитатель. Дети встают друг за другом, держась за руки (можно за плечи или за талию).

Первый ребенок зажимает черенок детской лопатки (или гладкую палку). Ведущий тянет за собой лопатку, делает резкие повороты, рывки, увеличивает или уменьшает темп.

Первый ребенок должен удержать черенок, а остальные – не разорвать цепочку. Если первый ребенок выпускает лопатку, то на его место встает другой.

14. Упражнение «Отдых» (выполняется под музыку).

Цель: снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.

Логопед. Дети садятся, расслабляются, восстанавливают дыхание, фиксируют внимание на выдохе и мышцах живота.

15. Слушание сказа.

Дед Слышко

Привела лопатка Федюню к деду Ефиму затемно. Рассказал Федюнька про случай, порадовал старика…

А как весна пришла, побежали они вдвоем к старой березе. Ну и что? С первой лопатки такой золотой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях.

Годов с пяток они в достатке жили, да все Огневушку вспоминали.

А место то и посейчас Поскакушкинским зовется.

16. Рисование «Костер».

Цель: развитие правильного дыхания, творческого воображения, моторики рук.

Дед Слышко. Засиделись мы с вами, огонь-то совсем потух, зябко стало. Помогите-ка мне раздуть огонь, да погреемся вместе.

Дети «раздувают» огонь с помощью трубочек, изображая языки пламени краской.

17. Упражнение «Поиск драгоценностей».

Воспитатель. Давайте и мы поищем драгоценные камушки вокруг нашего костра, вдруг повезет.

Дети ищут камушки.

Воспитатель. Нашли? Закончился сказ, но не исчезла та волшебная сила, которую мы получили от огонька, эта сила передалась вашим камушкам. Если вам будет трудно или у вас появится какая-то мечта, возьмите камушек в руки, поговорите с ним, и он вам поможет.

Сейчас мы попрощаемся с дедушкой Слышко и вернемся к себе домой.

Итогово-заключительный этап.

Воспитатель. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Дети отвечают.

Публикации по теме:

Комплекс мероприятий, посвященных 135-летию П. П. Бажова Уральская земля издревле славится своими мастерами. Горняки,шахтеры, металлурги. Многие писатели и поэты прославляли уральскую землю: ее.

Перспективный план развития связной речи на занятиях продуктивной деятельностью № Название занятия/Задача по развитию связной речи 1 Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи «Чебурашка»/ Развивать умение.

Автор публикации:
Интегрированное занятие по сказу П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка»
Опубликовано: 24 января 2015 в 12:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД