Ольга Москвина
Интегрированное занятие по экологии для подготовительной группы «Проделки Бабы-Яги в царстве природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по экологии для подготовительной группы
«Проделки Бабы Яги в Царстве Природы»
Программное содержание: сформировать у детей представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы. Научить правилам поведения в природе, понимать связи, существующие между живой и неживой природой, между животным миром. Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, фантазию и связную речь. Развивать чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы Кольского полуострова. Учить детей отгадывать загадки. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии для подготовительной группы „Проделки Бабы-Яги в царстве природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: знакомство с природой и живым миром различных климатических зон, ознакомление с правилами поведения в природе, рассматривание иллюстраций, картин, отгадывание загадок, чтение художественной литературы. Составление экологической пищевой цепочки.
Оборудование: картинки животных, птиц, фланелеграф (2шт. ,демонстрационный материал «Перелётные и зимующие птицы», картины зимнего и летнего леса, обручи (3 шт, 3 набора: трафарет-картинка, гуашь, губка, лист бумаги.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка, художественное творчество.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать (ответы детей) Тогда я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в одно сказочное царство. А чьё это царство вы узнаете прямо сейчас, выполнив маленькую разминку1: приготовились…
Вот полянка, а вокруг
Березы выстроились в круг
«Показать полянку» широко разведенными руками
Руки поднять вверх, показать деревья
Березки кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.
Чок – чок, каблучок!
Потопать ногами.
В танце кружится сверчок.
Покружиться.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
Движения руками, как при игре на скрипке.
Крылья бабочки мелькают –
Движения руками, как крыльями.
С муравьем она порхает.
Покружиться парами.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Танцевальные движения, как в гопаке.
Ну что, догадались чьё это царство? Конечно, это Царство Природы. (открывается ширма, а там деревья, птицы, цветы всё серое и хмурое).
Ой, а почему тут так хмуро и скучно? Что же случилось?
Входит сердитая Баба Яга.
Баба Яга: А это я тут поколдовала, тётушкой-непогодушкой смыла все яркие краски. Надоела мне ваша красота и веселье!
Воспитатель: Неужели нельзя вернуть все краски?
Баба Яга: Если ребята справятся с моими заданиями, то я расколдую Царство Природы. Согласны на моё условие? (ответы детей. Воспитатель уходит). Присаживайтесь на стулья и начнем.
Задание 1 – «Расколдуем времена года».
Я вам буду загадывать загадки2, а вы попробуйте их отгадать:
Гостьи к нам пришли:
Сначала - седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
Белоснежная хозяйка
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (Зима)
Красна девица идёт,
Ярко солнышко ведёт,
А старушка-холодушка
Перед ними пятится,
В глушь лесную прячется. (Весна)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Месяцы ходят по кругу,
Не уступая друг другу,
Каждому - свой черёд.
Вместе все месяцы. (год)
Ох, ты…Все загадки разгадали…Ну ладно. Вот вам новое задание.
Задание 2 – «Цепочка питания в лесу»(приложение 1)
Давайте проверим кто умнее: девочки или мальчики? Сейчас считалочкой определим, кто будет проходить это испытание.
Считалочка3:
В чаще леса На опушке Куковали Две кукушки:
Ку-ку! Ку-ку! Принесите мне муку,
Я для угощенья Напеку печенья.
Ку-ку! Ку-ку! Ты иди, неси муку!
Вот и выбрали. Ну, дорогие мои детишечки, возьмите на столе карточки с изображением и выложите правильную цепочку питания в лесу: (по 2 на каждого ребёнка) :
1. Лист дерева-гусеница-птица
2. трава -- заяц -- волк
3. божья коровка -- паук – кукушка
4. водоросли-рыба-медведь
Смотри-ка, ничья…И с эти заданием справились. Ох, и умаялась я…Давайте отдохнём, вставайте со стульчиков:
Физминутка4:
Раз-два-три-четыре-пять —
В лес отправимся гулять. Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем. Ходьба «змейкой»
Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем. присели
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали. Бег на носочках
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. Ходьба на пятках.
На команды разделились,
В лес чудес мы удалились. Расходятся на 2 команды
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном. Ходьба на месте
Задание 3: Заполни картину «Лес»
Не расходитесь из команд. Скажите мне, касатики мои, где мы живем? Да, мы живем на Кольском полуострове. А птиц нашего края знаете? (ответы детей)
Вот сейчас мы и проверим. Перед вами две картины: зимний лес и летний лес. Ваша задача правильно расположить птиц, изображения которых лежат на одном общем столе, на этих картинах (дети по очереди берут изображение птицы и помещают на картину).
1 команда – зимний лес (снегирь, воробей, дятел, синица)
2 команда – летний лес (жаворонок полярный, чечётка, трясогуска, пуночка).
Скажите мне теперь: почему именно этих птиц вы разместили на своих картинах? (зимний лес, значит зимующие птицы; летний лес, значит перелётные птицы).
Ой, горе мне, горе…Ну как же с вами можно тягаться? Вы такие умные. Тогда следующее задание. Присаживайтесь на стулья.
Задание 4 – Блиц-вопросы.
Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны мне быстро, но правильно на них отвечать. Готовы? Тогда начали:
- кто на себе дом носит (улитка)
- не птица, а с крыльями (бабочка)
- у какого зверя куст на голове (лось)
- назовите хвойные деревья нашего края (сосна, ель, лиственница)
-какие животные впадают в спячку (барсук, ёж, медведь, суслик, хомяк)
- какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов (кукушка)
- кого называют «лесным доктором» (дятла)
- назовите редкие растения-хищники нашего края (росянка, жирянка, пузырчатка).
Вы и с этим заданием справились на «отлично». Тогда новое задание.
Задание 5 – «Найди свой дом»
Перед вами на полу обручи-домики, на каждом из которых есть изображение-подсказка: животное, дерево или птица. Сейчас каждый возьмёт одну карточку со стола и, найдя свой домик-обруч, встает около него.
- дикие животные Кольского полуострова (медведь, куница, песец)
- перелетные птицы (ласточка, скворец, утка)
- деревья Кольского полуострова (сосна, береза, рябина)
Посмотрите, кто стоит рядом с вами около обруча? Чей это общий домик? (ответы детей).
Знаете, я очень люблю попроказничать в лесу: гоняюсь с палкой за зверюшками, смотрю в птичьи гнёзда, рву цветы для веночка. И после этого Фея Природы очень на меня злится…Почему, не понимаю? А вы не знаете, почему? (ответы детей). А какие ещё нужно знать полезные для природы правила? (ответы детей). Ой, ой, сколько всего наговорили, не запомнить мне всё. Вы лучше мне на память нарисуйте хоть несколько «просьб природы». Оставайтесь в своих командах. Это и будет моим последним испытанием для вас.
Задание 6 – «Просьбы природы»
На столах для каждой команды я приготовила: лист бумаги, трафарет, гуашь и губку. Ваша задача: используя трафарет, нарисовать эмблему-предупреждение «чего нельзя делать на природе».
Но сначала я покажу вам интересную пальчиковую игру (пальчиковая игра «трик-трак»5). А теперь приступайте (выполнение задания детьми методом «тычка»).
Ну вот, вы прошли все мои испытания. Я сейчас расколдую всё вокруг, вы уйдете и обо мне забудете (Баба Яга плачет… Может хоть повеселите меня на прощание?
Проводится музыкальная игра «Бабка-Ёжка»6 (приложение 2)
Ну, ребята, ну молодцы! И с заданиями моими справились, и повеселили меня…Ладно уж, расколдую я природу и больше не буду проказничать (звучат звуки природы, открывается ширма: деревья в цвету, цветы распустились на полянке). Только вы не забывайте меня, приходите снова в гости. До новых встреч (Баба Яга уходит и приходит воспитатель)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие…Вам понравилось? (ответы детей).Запомните, ребята: природа-это чудо, которое нужно беречь и уважать!
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Приложение 2:
Музыкальная игра-танец «Баба Яга»
Вступление
Идут по кругу, держась за руки.
1 куплет
1. «Козырек» смотрят влево, вправо
2. Руки опускают медленно сверху вниз, а затем поднимают вверх, потряхивая кистями.
3. Сделали «крышу» над головой
4. Руки вниз, вверх (как во второй части)
5. Удивляются –повороты влево вправо
6. На месте пружинки с крылышками
7. Нога на пятку
Припев
Руки полочкой, грозим пальцем левой руки, меняем положение - грозим правой.
Пружинки с крылышками на месте
Кружимся с крылышками -1 круг
2 куплет
Скучно….
В глуши… Окошечко, указательный пальчик к щечке
Лягушки…. Пружинки с руками у плеч, пальцы растопырены
Камыши… руки вверх, покачивания
Хорошо… пружинки с крылышками
К бабе яге… нога на пятку
Припев
Те же движения