ольга дзюба
Интегрированное занятие по экологии «Волшебное слово «вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.
Материал и оборудование. Предметные картинки, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, стакан пипетка, растительное масло, салфетки, изопринадлежности.
Старшая группа. Воспитатель: Дзюба О. А.
Ход занятия.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии „Волшебное слово „вода“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель. Некоторые слова люди употребляют особенно часто. Это названия предметов и явлений, с которыми они сталкиваются ежедневно. Послушайте запись и скажите, о каком слове пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
Звучит запись, воспитатель помогает детям угадать слово вода.
Воспитатель. Может ли человек жить без воды? Какой бывает вода? Как люди используют воду? (Ответы детей.)
Иногда словом вода оценивают поступки и поведение людей.
Бывает частенько, что слово - одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Была я девчонкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знала.
Молчала, как будто воды в рот набрала.
Зато болтуну мы ответить не прочь:
- Не хватит ли воду, как в ступе толочь!
Мы можем лентяю сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы можем сказать наперё д:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт,
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка нам врёт, не поймёшь для чего, -
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
Какие необычные выражения со словом вода автор использовал в стихотворении? (Ответы детей.) Как вы думаете, почему люди говорят «как с гуся вода»? (Предположения детей.) Попробуем убедиться в правильности этого выражения, докажем, что гусь всегда сухим выходит из воды.
Опыт. Дети рассматривают перья, смачивают их водой и наблюдают, что гусиные перья, в отличие от куриных, не намокают. Затем пипеткой наносят на салфетку растительное масло, опускают в воду сухую и промасленную салфетки и видят, что с салфетки, покрытой маслом, вода стекает.
Делаем вывод: гусиные перья не намокают, потому что они покрыты жиром.
Воспитатель. У водоплавающих птиц рядом с хвостом есть специальная железа, из которой выделяется жир. Гуси клювом втирают его в перья. Пропитанные жиром перья не намокают, и, благодаря этому, птицы не тонут.
Как вы думаете, можно опустить стакан с лежащей в нём салфеткой в воду так, чтобы салфетка осталась сухой? (Предположения детей.) а я могу сделать так, что салфетка останется сухой, даже если она не пропитана жиром.
Опыт. Воспитатель переворачивает стакан с салфеткой вверх дном, осторожно, не наклоняя, погружает его в воду до самого дна ёмкости, затем вынимает из воды. Дети убеждаются в том, что салфетка осталась сухой.
Почему салфетка не намокла? (В стакане был воздух.) Что произойдёт, если наклонить стакан? (Вода нальётся в стакан, вытеснит воздух, и салфетка намокнет.) Показать.
Какие ещё необычные выражения со словом вода вы знаете? Объясните их смысл. (Выставляются картинки с изображением стакана, ложки, огня, хлеба, рыбы, глаза, решета, камня, воды.) Дети вспоминают фразеологические обороты: идти в огонь и в воду, носить воду решетом, как воды в рот набрал, выйти сухим из воды; тише воды, ниже травы.
Придумайте предложения о детском саде, группе или своих друзьях, используя слово вода. (Ответы детей.)
Молодцы! А теперь вспомним пословицы и поговорки, в которых употребляется слово вода. Я буду говорить начало пословицы, а вы её конец.
Не зная броду, не суйся в воду.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Чистая вода – для хвори беда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
В этом доме и вода что мёд.
Мы с тобой, как рыба с водой.
Вы уже знаете, что существуют родственные слова. Они происходят от одного слова и образуют родственную группу слов. Давайте соберём семью слова вода. ( Дети называют: водный, водяной, водокачка, водопровод, водовоз, водопад, водоворот, водолаз, водолей, водомерка, водопой, водоросли.)
Большая семья у слова вода. А вот в немецком языке слово семья звучит как фамилия. В древности на Руси фамилий не было. Говорили так: Иван – сын Василия кузнеца, Семён из Сосновки. Так образовались фамилии – Васильев, Сосновский. От различных прозвищ, профессий, места жительства людей образовались фамилии, которые перешли к жене и детям. Давайте придумаем историю о том, как могла получиться фамилия водовозов.
Жил-был человек, звали его Иван, а фамилии у него не было. Иван возил в бочке воду из реки. И прозвали его Иван-водовоз. Со временем Ивана стали звать Водовозов. И жена, и дети, и внуки его тоже стали Водовозовы.
У всех у вас разные фамилии. Дома вместе с родителями придумайте историю о том, как произошла ваша фамилия, а на следующем занятии расскажете нам.
Наше занятие окончено. О чём мы сегодня с вами говорили? (О воде.) Вода – большая ценность, без воды нет жизни, берегите воду, закрывайте краны, не расплёскивайте, будьте внимательными.
А сейчас давайте нарисуем воду. Чтобы справиться с этим заданием, вы должны помочь мне вспомнить, где бывает вода. (Ответы детей.)
Дети выбирают, что будут рисовать, воспитатель помогает советами, следит за организацией рабочего места, аккуратностью и размещением рисунка на всём листе.
По окончании работы детей рассматриваются, оцениваются положительно.