Иванова Людмила Андреевна
Интегрированное занятие: «Прощание с осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия на городском методическом объединении музыкальных руководителей
Тема: «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ»
(подготовительная к школе группа)
Цель занятия:
формирование восприятия различных видов искусства, воспитание в детях чувства красоты; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; развитие образной речи в процессе слушания музыки.
Задачи:
Публикация «Интегрированное занятие: „Прощание с осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
1. Учить детей различать характер музыкальных произведений, оттенки настроений; вдумчиво анализировать прослушанное произведение, ясно излагая свои чувства, мысли, ощущения.
2. Формировать речевую активность как средство коммуникативной деятельности.
3. Развивать воображение, фантазию, творческие способности детей через импровизацию.
3. Воспитывать у детей культуру “слушания” музыки.
Музыкальный репертуар:
- «Осенняя песнь» П. И. Чайковский;
- «Прощание с осенью» Музыка и слова А. Евдотьевой.
Материал и оборудование:
1. Мультимедийное оборудование, слайды и презентации, иллюстри-
рующие занятие.
2. Набор шумовых музыкальных инструментов.
3. Магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия: Для более полного восприятия детьми музыкального материала предварительно разделить зал на две зоны: зону для просмотра слайдов и прослушивания музыкального материала, а так же просторную зону для двигательных импровизаций.
Дети входят в зал под музыку осеннего вальса парами, образуя круг (в центре зала стоит корзинка с фруктами, сверху лежит диск, дети здороваются, исполняя музыкальное приветствие «Добрый день».
Музыкальный руководитель:
Ребята, посмотрите, нас сегодня кто-то решил угостить, кто бы это мог быть? А здесь еще диск лежит, давайте его послушаем и, может быть, узнаем, кто оставил этот гостинец.
Звучит запись:
"Ребята, отгадайте мою загадку и тогда вы узнаете, кто я?
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
Кто же я? (ответы детей). Молодцы ребята! Загадку мою вы отгадали. (Далее говорит грустно) Сегодня я посылаю вам свой прощальный привет, ведь уже совсем скоро с неба полетят снежинки, и наступит зима (Запись выключается)
М. Р. Так вот чей это подарок! Ребята, а вам не показалось, что Осень грустит, давайте тоже подарим ей свой подарок и все вместе вспомним, какая она была, наша Осень.
- Милая Осень, этот танец дети дарят тебе.
По окончании танца дети рассаживаются на стулья возле пианино.
Музыкальный руководитель обращает внимание на то, что листья уже давно облетели, трава завяла, природа ждет прихода зимы.
"Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. "
Эти замечательные стихи написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. А композитор Пётр Ильич Чайковский музыкальными звуками изобразил Осень (показ видео-презентации «Осенняя песнь» П. И. Чайковского)
- Кто помнит, как называется это произведение? ("Осенняя песнь")
- А о чем нам рассказала музыка? Что вы услышали в ней? (ветерок, кружение листа)
- Какая по характеру музыка? (задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная)
– В миноре или в мажоре звучала музыка? (В миноре; показывают картинку.)
– Как звучала музыка – forte или piano? (Piano)
- Звучание какого инструмента вы услышали?
– Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
– А кто-нибудь вспомнит стихотворение про Осень, что бы оно соответствовало нашему настроению.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин.
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
М. Р. : Давайте попробуем выбрать цвет, который больше всего, по вашему мнению, подходит к этой музыке, к ее настроению (работа с дидактическим материалом)
– Ребята, скажите, пожалуйста, как, при помощи чего рассказывают об осени поэты? (При помощи слова.)
– А как передают осеннее настроение композиторы? (При помощи зву-ка.)
– Есть еще один способ передать осеннее настроение, подумайте, как? (дать подсказку, показать репродукцию картины с осенним пейзажем) Правильно, художники тоже воспевали красоту осенней природы, при помощи чего? К какому жанру живописи она относится? (Портрет, пейзаж, натюрморт.)
– Как вы определили? (Художник изобразил природу.)
– Какой колорит использовал художник в своей картине? Холодный или теплый? (ответ)
– Настроение картины мажорное или минорное?
– Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?
Ребята, осень приготовила еще один сюрприз для нас: посмотрите, сколько красивых осенних листочков у нас в зале (пригласить детей подойти к листикам, давайте сделаем так, чтобы они ожили. Для этого мы с вами должны на них подуть, как осенний ветерок (дыхательное упражнение «Ветерок»).
- Вот наши листочки и ожили, мне кажется, что они хотят поиграть с нами.
С детьми проводится ритмодекламация «Осенние листья» (по окончании устраиваем листопад, подбрасывая листики вверх)
- А теперь, ребята, закроем глазки и представим, что мы с вами очутились в осеннем лесу, представили? Какие звуки мы там можем услышать? (ответы детей: треск сучьев, стук дятла, полет сороки, ежик шуршит листочками и т. д.)
– Подумайте и выберите подходящие для этого музыкальные инструменты (приглашать детей к столику по одному). Дети импровизируют на металлофоне, треугольнике, звоночках, трещотках, молоточках.
- Ребята, а вы любите сказки? Давайте попробуем придумать сказку, а помогут нам в этом шумовые музыкальные инструменты.
Озвучивание Сказки-шумелки «Зайка в осеннем лесу» с применением видео-презентациии.
- А закончить наше музыкальное занятие я предлагаю нашей любимой песней, которая так и называется «Прощание с осенью».
Дети исполняют песню.
(После исполнения песни звучит аудиозапись с голосом Осени)
"Большое спасибо вам ребята, мне было очень весело с вами! И теперь мне совсем не грустно уходить. До свидания ребята! До следующего года!"
Дети исполняют музыкальное прощание «До свидания».