Татьяна Перова
Интегрированное занятие в средней группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Деревья зимой. Берёза».
Занятие начинается во время прогулки детей и продолжается, после возвращения с прогулки, в отведённом месте для художественной деятельности.
Образовательная область: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Формы деятельности детей: прогулка на участке, исследовательская, изобразительная, игровая.
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Цель занятий: организация разных видов деятельности ребенка и реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Задачи занятия:
• Прогулка.
- провести интеллектуальную разминку по определению понятия - «дерево»,
сформировать умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков;
- провести наблюдения за природой во время прогулки на участке;
- провести сравнение берёзы с другими рядом расположенными деревьями (каштан, липа, тополь);
- сформировать представление о величине, форме берёзы и её частей;
- провести интеллектуальную разминку по определению понятия - «снег»,
сформировать умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков;
- обеспечить сенсорное восприятие зимнего дерева (форма, цвет, размер, материал, фактура в целом и частей: ствол, ветви, снег на ветвях).
- развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
Задачи занятия:
• Занятие в изостудии.
- обеспечить эмоциональное вхождение в занятие;
- развитие ребёнка по трём взаимосвязанным линиям, «чувствовать - познать - творить»;
- художественно-эстетическое развитие;
- восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы;
- обеспечить мотивацию художественно-творческой деятельности;
- воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения;
- организация мастер-класса воспитателем – «Деревья зимой. Берёза»;
- развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- развитие умений принимать замысел будущей работы, предложенный педагогом или задуманный самостоятельно;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания творить;
- развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное тоном, цветом, размером, расположением на листе;
- развитие умения создавать отчетливо основные формы;
- развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
Учебно-наглядные пособия: картина - И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», музыка - П. И. Чайковский «Времена года», стихотворение - С. А. Есенин «Белая берёза», фотографии берёзы, педагогический рисунок воспитателя на планшете.
Материалы: тонированная бумага, фломастер чёрного цвета, гуашь белая, кисточка.
Содержание занятий
• Прогулка.
Организационный момент. Прогулка проходит по расписанию, в ясный солнечный день, деревья в снегу.
Беседа: беседа проходит недалеко от деревьев, растущих на участке детского сада.
Дети слушают, отвечают, участие в беседе всех детей группы.
Интеллектуальная игра. Какое слово скрывается?
Воспитатель формирует умение составлять целостный образ объекта (дерево) из отдельных его признаков. Дети по цепочке определяют что это и отвечают.
- Оно бывает маленьким и большим.
- Это многолетнее растение.
- Оно растёт в саду.
- Оно растёт в парке.
- Оно растёт в лесу.
- Оно растёт на нашем участке.
- Оно имеет ствол.
- У него есть крона.
- У него есть сучки.
- У него есть ветви.
Беседа познавательно-исследовательская.
Воспитатель хвалит детей, определивших по названным признакам слово «дерево» и подводит их ближе к деревьям:
- Какие вы знаете деревья?
- Какие деревья растут у нас на участке?
- Какие они зимой, сравните их с деревьями весной, летом?
- Сравните берёзу с деревьями, растущими рядом; что у них общего, в чём различие (величина, форма, цвет?
- Какой у берёзы ствол (величина, форма, цвет, толщина у корня и к веткам?
- Какие ветви берёзы (величина, форма, цвет, толщина у ствола и к концам, направление веток?
Все дети по цепочке произносят слово «дерево», «берёза». Участвуют в беседе. Развивают умения чистого произношения звуков.
Интеллектуальная игра. Какое слово скрывается?
Формируем умение составлять целостный образ объекта (снег) из отдельных его признаков:
- Он образуется из капель воды.
- Он выпадает из облаков.
- Он белого цвета.
- Он холодный.
- Он бывает зимой.
- Он падает на землю.
-Он лежит на земле, крышах домов, кронах деревьев.
- Он состоит из снежинок.
Беседа познавательно – исследовательская.
Воспитатель хвалит детей, определивших по названным признакам слово «снег» и обращает их внимание на снег на ветках дерева на земле у дерева:
- Как располагается снег на ветках?
- Какого он цвета?
- Сколько снега под деревом?
- Где снега больше. На земле или на ветках?
- Почему на ветках меньше?
Дети проговаривают по цепочке. Все по очереди произносят слово «снег».
Сенсорное восприятие зимнего дерева.
Воспитатель ёщё раз обращает внимание детей на форму, цвет, размер, материал, фактуру дерева и частей: ствол, ветви, снег на ветвях, земле. К беседе привлекает детей мало участвующих ранее, в начале прогулки. Предлагает детям прикоснуться к стволу берёзы и рассказать о своих чувствах, ощущениях:
- Какой ствол у берёзы (гладкий, шершавый, холодный, тёплый?
- Какой снег на ветках берёзы (холодный, тёплый, рыхлый, мокрый?
Дети проговаривают по цепочке. Прикасаются к дереву, берут снег в ладошки.
Организация рефлексии.
Воспитатель начинает предложение, а дети по цепочке его заканчивают.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- я почувствовал, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Организация самооценки.
Воспитатель начинает предложение, а дети по цепочке его заканчивают:
- прогулка для меня показалась – короткой / длинной;
- мое настроение - стало лучше / стало хуже;
- на прогулке мне было – интересно / не интересно.
Прогулка заканчивается, дети идут в помещение детского сада.
• Занятие в изостудии.
Занятие в изостудии проходит в день проведения прогулки по расписанию.
Эмоциональное вхождение в занятие.
Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года», на экране репродукция картины «Февральская лазурь» - художник Игорь Эммануилович Грабарь.
Просмотр сопровождается прослушиванием стихотворения Сергея Александровича Есенина «Белая берёза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Мотивация художественно-творческой деятельности.
Ребята, вам понравилась картина, созданная художником?
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Музыка соответствует зимнему настроению?
Давайте попробуем и мы с вами изобразить берёзу, какую видели сегодня на прогулке.
Дети отвечают на вопросы воспитателя по цепочке.
Формулируют выводы просмотра, прослушивания музыки, наблюдений во время прогулки.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Что бы вам помочь в этой работе я продемонстрирую способы выполнения рисунка.
Смотрите и слушайте внимательно.
Как правильно надо рисовать дерево? На прогулке мы с вами видели, что они разной формы. Для сравнения посмотрите рисунки дуба, ели, сосны, берёзы.
Где здесь нарисована берёза?
По каким признакам вы определили, что это берёза?
Молодцы, вы правильно определили, где изображена берёза.
А теперь посмотрите последовательность выполнения рисунка берёзы. Рисовать будем на тонированной бумаге. Для рисования ствола и веток мы будем использовать фломастеры. Рисование начинаем с определения размера и расположения берёзы. Воспитатель на планшете выполняет рисунок, комментируя свои действия.
- Начинаем со ствола. Обращаем внимание на то, что ствол начинается от земли, снизу нашего листа и поднимается вверх, постепенно становясь тоньше. От ствола, с определённой высоты, начинаем рисовать ветки. Они распределяются по стволу равномерно. Ветви направляем сначала вверх, а потом плавно опускаем вниз, делая их тоньше ближе к концам. После того как нарисовали ветки, берём кисточку и белой гуашью рисуем снег на ветках и на земле под деревом.
Художественно - творческая деятельность.
Воспитатель предлагает детям выполнить на своих листах рисунок берёзы. В ходе работы тихо звучит музыка П. И. Чайковского. В процессе творческой работы воспитатель негромко ведёт диалоги с детьми, по необходимости помогает выполнить работы. Обращает внимание на формирование
изобразительно-выразительных умений:
- развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное тоном,размером, расположением на листе;
- последовательно выполнять действия.
В ходе практической работы формируются технические умения:
- умения отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты;
- умения уверенно проводить линии;
- правильно удерживать инструменты;
- сохранение правильной позы при рисовании;
- работать кистью, сочетать материалы (фломастеры и белую гуашь);
- аккуратно пользоваться художественными материалами.
Развитие сенсорной культуры:
- отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности.
Дети выполняют рисунки. По необходимости подходят к окну, смотрят на берёзу, которая видна из окна. Придерживаются последовательности выполнения рисунка, предложенной воспитателем.
Игровые импровизации.
Создание игровых образов берёзы в соответствии с разным настроением музыки, её темпов:
- Берёза колышет слегка ветками от небольшого ветра.
- Ветер усиливается, берёза колышется сильнее и сильнее.
- Ствол её изгибается, ветки шумят.
- Ветер стих, берёза выпрямляется, ветки спокойно свисают.
Дети создают образ берёзы в разных состояниях, участвуя в игре-имитации, выполняя движения под музыку, подражая воспитателю, а затем самостоятельно.
Организация рефлексии.
Воспитатель организовывает рефлексию детей по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности, взаимодействия с воспитателем и одногруппниками:
- Что было самым важным на занятии?
- Зачем мы сегодня на занятии рисовали берёзу?
- Что для тебя было легко (трудно?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из друзей?
Дети отвечают по цепочке.
Самооценка.
Формулируют конечный результат своей работы на занятии:
(что получилось, что не получилось и почему).
- я работал… активно / пассивно;
- своей работой я…доволен / не доволен;
- занятие для меня показалось… коротким / длинным;
- я…не устал / устал;
- моё настроение …стало лучше / стало хуже.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и предлагает детям сделать выставку своих работ.