Формирование интереса детей к национальной культуре и традициям. Интегрированное занятие в младшей группе «Весёлые матрёшки»

Татьяна Федосеева
Формирование интереса детей к национальной культуре и традициям. Интегрированное занятие в младшей группе «Весёлые матрёшки»

Веселые матрешки

Задачи:

Способствовать формированию интереса детей к национальной культуре и традициям;

Продолжать знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору, по месту производства и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца

Закреплять навыки аккуратного раскрашивания матрешки; развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

Художественное творчество: Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Коммуникация: расширять словарный запас. развивать связную речь

Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.

Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Оборудование. Набор матрешек, бутафорская матрешка, аудиозаписи русской народной музыки, сундук, лукошко, заготовки деревянных матрешек, платок, гуашь, ватные палочки, атрибуты к игре «Карусель».

Предварительная работа. Посещение музея матрешек.

Беседы, рассматривание, игры с матрешками, разучивание танца матрешек, частушек.

Ход занятия:

(Дети входят в зал, здороваются с гостями и уходят за бутафорскую матрешку).

Воспитатель: (около матрешки)

Мы сегодня вас решили

К себе в гости пригласить

А мальчишек и девчонок –

Всех в матрешки нарядить!

Завязали им платочки

Подрумянили им щёчки

Получилось всем на диво

И забавно и красиво.

Громче хлопайте в ладошки

Вот они – матрешки-крошки.

Дети матрёшки исполняют танец «Матрешек»

Восп-ль. Вот матрёшки встали вряд

Что-то нам сказать хотят.

1. дев. Мы маленькие крошки

Забавные матрёшки

2 дев. Мы матрёшки, мы кругляшки

Все мы лаковые, одинаковые

Восп-ль. Ну, матрешки, всем на диво

Танцевали вы красиво

Давайте сядем, отдохнем

Поговорим о том, о сем.

(взять корзину с матрешками)

Дети и воспитатель берутся за руки, образуя круг, приседают на колени. У воспитателя корзина с матрешками.

Вос-ль. А поговорим сегодня мы о!

Загадка.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

Дети. Матрешки

Восп-ль. Да, сейчас, мы с вами продолжим разговор о старинной русской народной игрушке, о Матрешке.

«А у меня в лукошке

Тоже есть Матрешки»

(достаю две Матрешки Загорскую и Семеновскую)

Посмотрите на этих Матрешек, какие они разные.

Почему они разные?

Давайте вспомним, из какого города эта матрешка (Показывает Загорскую)

Дети. Из Загорска

Восп-ль. Почему вы так думаете?

Дети. Она одета в русский сарафан, вышитый узорами.

- На ней яркая кофточка с вышивкой.

-Волосы у неё светлые.

-Загорские мастера расписывают свою матрешку красной, зеленой, желтой, голубой красками.

Восп-ль. А эта матрешка, откуда к нам пожаловала (показываю Семеновскую)

Дети. Из Семенова.

Восп-ль. Почему вы так думаете?

Дети. Семеновская матрешка стройная.

-На голове желтый платок (полушалок, украшенный завитками и цветной каймой.

- Волосы и глаза черные.

- Одета в красный сарафан с белым передником.

- В руках держит букет ярких роз, (цветов).

- Расписана – красной, малиновой, зеленой, синей, фиолетовой красками.

Восп-ль. А что же у всех матрешек общего? Чем они похожи?

Дети. - Они деревянные (сделаны из дерева)

- У них платок на голове (полушалок)

- Сарафан и передник.

- Все игрушки раскрываются на две половинки.

- В каждой находятся другие матрешки, поменьше.

Восп-ль. Да, матрешка, старинная традиционная, народная игрушка.

Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Русская матрешка – наш русский сувенир, в традиционной крестьянской одежде сарафане, платке (полушалке, переднике.

Матрешка – путешественница, откуда бы, не приезжали люди в нашу страну, они обязательно увозят к себе на родину нашу матрешку. (воспитатель идет к выставке матрешек)

Восп-ль. Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько матрешек пришло к нам в гости. Покажите, пожалуйста, какие, из них Загорские, а какие из города Семенова.

(Дети называют и показывают)

Восп-ль. А эти матрешки приехали к нам из других городов. Посмотрите, какие они красивые, яркие и нарядные но, с ними мы будем знакомиться позже.

(беру карусель)

Восп-ль. А сейчас давайте с вами поиграет в народную традиционную игру «Карусель».

«Закрутили, завертели

Колесо у карусели

Весело, весело

Всем нам ехать весело

Дети берут ленточки

Звучит музыка «Из под дуба»

«Еле-еле, еле, еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз, два, - раз, два

Вот и кончилась игра.

Восп-ль. Ребята, на минутку закройте глаза.

Ведь начнутся сейчас чудеса.

(звучит музыка, включаем «шар». вынести сундук, накрытый платком)

Открывайте все глаза

Шар волшебный, дай ответ

Ты раскрой нам свой секрет.

А секрет у нас под платком.

(на сундуке стоят матрешки для росписи)

Восп-ль. Да, здесь целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Но почему-то грустные. Как вы думаете ребята, почему? (Ответы детей).

Ах, да ведь у них совершенно чистые, белые фартуки! Давайте мы их сейчас украсим. Выбирайте себе любую матрешку. (Дети берут матрешек и воспитатель говорит)

Восп-ль. Давайте подойдем к большой матрешке и вспомним, из какого она города и сравним ее с нашими матрешками.

Дети. Из Семенова

Восп-ль. Какие элементы росписи лучше использовать в рисовании.

Дети. Можно рисовать цветы, листики, кружочки, точки.

Восп-ль. Проходите за столы, рисовать будем гуашью и ватными палочками. Старайтесь рисовать аккуратно, чтобы краска не растекалась.

(Включаю музыку «Во горенке»). Дети рисуют.Воспитатель дает рекомендации:

- при выполнении тычка, палочку нужно держать вертикально, верхний конец должен быть направлен в потолок;

- окунать палочку в гуашь, но не очень глубоко, а лишь касаясь поверхности;

- тычком изобразите серединку цветка, а другой палочкой, окунуть в другую краску и напечатать или нарисовать лепестки – горошины.)

«Мастера скорей за дело

Украшай матрешку смело,

Составляй любой узор

Чтобы радовал он взор.

(Помощь детям, обращать внимание как дети сидят)

Восп-ль. Какие молодцы! Настоящие художники. Матрешки наши стали веселыми, потому что наряд их стал ярким, красивым. Давайте поставим их в хоровод и полюбуемся на них.

Когда наши матрешки высохнут, мы попросим Юрия Александровича покрыть их лаком – это будет замечательный подарком нашим мамам ко дню 8 Марта.

А сейчас порадуем наших гостей, русскими народными частушками.

1. Эй, Матрешки-хохотушки

Запевайте-ка частушки.

Запевайте-ка скорей

Чтобы было веселей.

2. У меня подружек семь

Можно ей остаться здесь?

Просто чудо - крошечка

Куколка – матрешечка.

3. эх топни нога

Топни ножечка

До чего же ты красива

Русская матрешечка

4. Ах! Матрешечка-матрешка

Хороша, не рассказать

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

5. Уж и пели и плясали

Вот старались угодить

А теперь пора до дому

Нам матрешкам уходить.

Восп-ль. Ребята, я совсем забыла,

А у меня в лукошке

Еще одна матрешка.

Матрешечка. Я услышала веселье

И спешу к вам с угощенье

Всех ребяток угощаю

Никого не пропускаю. матрешке канфеты – матрешки. Раздает угощение)

Литература.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Изд-во «Малыш», 1988.

Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. Изд-во «Малыш» М. 1982.

Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва. Линка-Пресс, 2004.

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб. КАРО, 2007.

Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Москва. Творческий Центр Сфера, 2004.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба» Приобщение детей к русской национальной культуре начинается с раннего детства. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Проект «Веселая матрешка»Проект «Веселая матрешка» я писала проект, но не успеваю его завершить. Проект "Веселая матрешка". МДОУ № 118 город: Участники проекта: воспитанники группы № 5 «Красная.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Формирование интереса детей к национальной культуре и традициям. Интегрированное занятие в младшей группе «Весёлые матрёшки»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 21:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки