Анастасия Симоненко
Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данной статье описывается необходимость в формировании навыков у подрастающего поколения нового типа отношения к окружающему ми-ру, природе на основе воспитания общей культуры личности, форми-рования самых лучших её качеств. Дошкольный возраст можно рас-сматривать как начальную ступень образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценно-стей.
Ключевые слова: интеграция, формирование, приобщение, ценности, подрастающее поколение.
Текст.
Публикация «Интегрированные прогулки по экологической тропе как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошколь-ных образовательных учреждениях (ДОО) характеризуется возрастани-ем объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В не-дельные сетки непосредственно образовательной деятельности вводится дополнительное образование. При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на детей и, следова-тельно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Наряду с этим введение дополнительных занятий неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов, уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОО, что безусловно оказыва-ет отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предна-значенных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны орга-низационно - методические подходы, которые позволили бы компенси-ровать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
Один из путей решения проблемы видится в обосновании методики за-нятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познава-тельных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной ак-тивности. Эта идея, высказанная И. М. Козловым (1996, завоевывает все большее число сторонников и находит экспериментальное подтвержде-ние.
Уральской государственной академией физической культуры города Челябинска (кандидаты педагогических наук С. Б. Шарманова, А. И. Фе-доров) разработана методика проведения интегрированных занятий – прогулок по экологической тропе по физической культуре, предусмат-ривающая сочетание выполнения физических упражнений с формирова-нием первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, природе и воспитанием основ экологической культуры.
В условиях своего детского сада мы используем данную методику для детей 4-7 лет. В режиме недели проводится три занятия по физическому развитию: два - в спортивном зале, одно - на свежем воздухе. Дополни-тельно проводится интегрированная прогулка по экологической тропе, структура которой близка к структуре интегрированного занятия – про-гулки, разработанного уральскими коллегами. Но акцент в наших про-гулках делается на развитие психических процессов на фоне двигатель-ной активности детей.
Особое место в настоящее время отводится непосредственно образова-тельной деятельности интегративного типа, которая предусматривает сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, иг-ровой и творческой.
Особенностями разработанной методики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста является следующее :
1. Интегрированная прогулка по экологической тропе детского сада проводится как итоговое мероприятие по закреплению ранее изученно-го материала с целью расширения кругозора, развития психических процессов, ознакомления с природой ближайшего окружения и форми-рования положительных личностных качеств ребёнка.
До начала таких прогулок по экологической тропе необходимо позна-комить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.
2. Содержание интегрированных прогулок, проводимых воспитателем, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре состав-ляют:
-рассказ учителя-дефектолога о наблюдаемом объекте
-рассматривание объекта, обсуждение, опыты, эксперименты, описание, умозаключения детей
-различные виды гимнастик, игровые упражнения для физического раз-вития, подвижные игры
-речевой материал, соответствующий наблюдаемым объектам: стихи, за-гадки, речёвки, чистоговорки и т. д.
Все игры и упражнения в рамках интеграции образовательных обла-стей подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей группы.
3. Игры, наблюдения, упражнения даются в разном сочетании; носят те-матический, сезонный характер.
4. Формирование первоначальных знаний о природе проводится в иг-ровой форме (например, можно использовать персонаж кукольного те-атра - Лесовичка, который проводит с детьми экскурсию по "своим владениям").
5. Такая интегрированная прогулка является частью дневной прогулки и может составлять до 40 мин. Поскольку в такой прогулке сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, иг-ровой, творческой, это не вызывает переутомления у детей.
При обеспечении определенных педагогических условий и использова-нии специальных организационно-методических приемов (соответству-ющих теме и содержанию прогулки загадок, пословиц и поговорок, сти-хов, песен и т. п.) успешно решаются задачи образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования и задачи специализированной коррекционно-развивающей программы.
Воспитательная направленность интегрированных прогулок по экологической тропе состоит в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых знаний об окружающем мире и природе, преобразования (природной среды и собственно себя, переживания (эстетического характера, возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов, а также в формировании интереса и мотивации к учебной деятельности в различных её формах.