МААМ-картинки

Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.

Христина Усова
Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы

Усова Христина Гаврильевна, воспитатель ГКОУ РС (Якутия) «Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.

Ключевые слова: Социализация, дебаты, дети с нарушением зрения

Раздел: воспитательная работа в коррекционных школах-интернатах, тифлопедагогика

Публикация «Интеллектуальная игра „Дебаты“ как средство социализации детей с нарушением зрения,» размещена в разделах

Я работаю со слабовидящими и слепыми детьми более 30 лет и в своей практике особое внимание уделяю социализации, чтобы обеспечить социальную адаптацию детей в обществе. Вместе со своими воспитанниками я ежегодно составляю план воспитательной работы «Вхождение в социум», где учитываются их пожелания и предложения. Дети с нарушением зрения должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять полученные навыки в самостоятельной жизни после окончания школы-интерната, успешно адаптироваться в обществе.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации.

Одним из средств социализации детей с нарушениями зрения в современной жизни является общение. Несомненно, общение развивает человека и личность в целом. В своей работе я особое место уделяю развитию коммуникативных способностей у слабовидящих детей. Именно способность красиво, правильно говорить способствует успешному интегрированию в общество, т. е. социализации личности. Интеллектуальная игра «Дебаты» сочетает в себе необходимые составляющие для успешной социализации детей.

Дебаты – технология (форма, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. В ходе соревнований участники, образуя некий социум, передают друг другу необходимую информацию, решают определенные цели и задачи. В результате чего социализация детей происходит сначала во временном небольшом коллективе, а затем, посредством выработанных навыков и умений во взрослой жизни. Для слабовидящего ребенка характерны скованность, нерешительность, осторожность, неэмоциональность. В ходе воспитательной работы необходимо учитывать эти особенности, развивать и формировать коммуникативные и ориентировочные навыки ребенка, используя все компенсаторные возможности организма. Эта игра, как средство социализации, помогает детям с нарушениями зрения перебороть скованность, неуверенность, т. к данная технология включает этап подготовки, избегая стихийности и спонтанности в ходе обсуждения, в игре присутствуют элементы подражания, воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует формированию важнейших умений и навыков, глубокому осознанию социальных ролей, формируется культура спора, терпимость к людям, признание множественности подходов к решению проблемы.

Интеллектуальная игра «Дебаты» способствует социализации и самореализации детей, так как в игре вырабатываются качества необходимые для жизни в обществе:

1. Развитие устной речи.

2. Способность добиться поставленной цели

3. Тяга к обучению в разных областях и сферах жизни.

4. Способность быстрого и избирательного поиска необходимой информации. 5. Навыки борьбы с возражениями.

6. Способность быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию.

7. Развитие критического мышления.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Правила организации дебатов

• в дебатах участвуют все (часть воспитанников принимает на себя роли спикеров, председателя, секретаря и экспертов и действует в соответствии с ними, остальные – "зрители" – подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);

• каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

• в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один таймаут длительностью до 2 мин;

• к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

• эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Подготовка дебатов включает в себя следующие шаги:

• знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;

• определение исходного тезиса дебатов;

• подбор, изучение и анализ основной литературы;

• распределение ролей;

• разработка кейса понятий, аргументов, доказательств;

После определения темы дебатов перед детьми ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме.

Следующий важный этап – распределение ролей. Непосредственно в игре участвуют председатель, секретарь и две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по 3 человека, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Кроме того, необходимо выбрать трех экспертов, которые в последующем будут оценивать деятельность спикеров в процессе самих дебатов. Остальные дети играют роль зрителей.

После определения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов. Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга.

После выступлений экспертов проводится заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

Таким образом, интеллектуальная игра «Дебаты» является эффективным педагогическим средством, позволяющим воспитанникам развивать силу воли, память, мышление, речь, умение сравнивать и анализировать информацию, отстаивать свои интересы, адаптироваться к условиям современного гражданского общества.

Публикации по теме:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 11:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальная игра «Дебаты» как средство социализации детей с нарушением зрения.» (включая файлы) размещена пользователем Христина Усова (УИ 280504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД