Приложение МААМ

Конспект занятия «Интеллектуальный штурм»

Виктория Синицкая
Конспект занятия «Интеллектуальный штурм»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ, повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная "партия".

Задачи:

Обучающие: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.

Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.

Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.

Задачи по ФГОС:

Публикация «Конспект занятия „Интеллектуальный штурм“» размещена в разделах

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Познавательные: ввести понятие "шахматная партия". Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь". Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске.

Коммуникативные: учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.

Обучающие: повторять представления об организационных правилах игры. Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат. Вырабатывать навык работы с шахматной доской.

Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе (паре, повышать шахматную культуру; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; вырабатывать уверенность в своих силах (при создании воспитателем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Оборудование: Интерактивная доска, комплекты шахмат, доска расчерченная в клетку.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.

Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.

Имя у нее непростое Чатуранга.

Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.

Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.

2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности.

Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить и она поможет определить смысл шахматной пословицы «Один в поле не воин».

3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.

У царицы есть еще задание для вас:

1. Ответь правильно. (Воспитатель читает, а дети по очереди отвечают на вопросы слайда)

- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)

- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)

- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)

- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)

- Сколько белых полей? (32)

- Сколько черных полей? (32)

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,

Вправо-влево - … (горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет … (диагональ)

- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)

- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?

- Построй самую длинную диагональ шахматной доски (построение)

- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8, самая короткая (2).

4. " Парад шахматных фигур" (расстановка на импровизированной доске фигур, фигурами являются дети).

Доскажи словечко.

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают … (ладьи)

Рядом с ладьями … (кони) видны.

Рядом с конями встали. (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)

Самые главные в войске своем.

- Все фигуры стоят на своем месте.

- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

- Ферзь любит свой цвет.

-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т. е. игра в шахматы.

Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!

-Ход начинают белые фигуры.

-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)

-Как они движутся по шахматной доске?

(Конь - прыг-скок и вбок)

5. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.

На доске в клетку определить прыжки коней.

- Единственная фигура- конь, которая может перепрыгивать через другие фигуры.

Вспомним, как передвигаются остальные фигуры.

Игра "Чьи следы" (показ слайдов)

-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания Чатурангапоможет определить смысл шахматной пословицы «Один в поле не воин».

- Что она означает?

+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.

Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.

6. Рефлексия.

- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.

В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.

- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.

Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,

Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.

Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть-

Сильным шахматистом можно стать.

- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Интеллектуальный круг Смешариков» для старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Интеллектуальный круг Смешариков» для старшего дошкольного возраста Смешарики – круглые существа, которые любят играть в интеллектуальные игры. Они не похожи друг на друга, у каждого свои увлечения, взгляд.

Диорама «Штурм Сапун-горы». СевастопольДиорама «Штурм Сапун-горы». Севастополь Диорама Штурм Сапун - горы - это музей второй героической обороны и освобождения города Севастополя, который расположен в черте города.

Фотозарисовки экскурсии в историко-художественный музей на панораму «Кёнигсберг-45. Последний штурм»Фотозарисовки экскурсии в историко-художественный музей на панораму «Кёнигсберг-45. Последний штурм» Трёхмерная историко-художественная панорама посвящена событиям завершающего этапа войны - штурму Кёнигсберга и позволяет посетителям почувствовать.

Интеллектуальный конкурс «Умничка-2018»Интеллектуальный конкурс «Умничка-2018» Сценарий конкурса «УМНИЧКА», тема «Путешествие в театр». Ежегодно в городском округе Химки среди воспитанников детских садов проходит.

Интеллектуальный квест по мотивам сказки «Снегурочка» для детей старшей группыИнтеллектуальный квест по мотивам сказки «Снегурочка» для детей старшей группы .

Интеллектуальный квест по мотивам сказки «Снегурочка» для старших дошкольников Спасибо Вере Калужиной Несколько лет назад, когда мы с Верой составляли и предлагали вашему вниманию интеллектуальные квесты, она предложила.

Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.

Многофункциональное игровое пособие «Интеллектуальный куб»Многофункциональное игровое пособие «Интеллектуальный куб» Пояснительная записка Сейчас детские магазины переполнены всякими игрушками, в том числе и развивающими. Можно найти практически всё на.

Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе)Сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (конспект совместной деятельности в младшей группе) Конспект совместной деятельности воспитателя и детей – сенсорный игровой интеллектуальный тренинг (младшая группа). Задачи:1. Развивать.

Интеллектуальный досуг «Шашки из бросового материала»  в детском садуИнтеллектуальный досуг «Шашки из бросового материала»  в детском саду Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Многие родители ошибочно считают, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Интеллектуальный штурм»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 15:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Интеллектуальный штурм»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Синицкая (УИ 1361448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД