МААМ-картинки

Интерактивное обучение детей 5–7 лет

Екатерина Федорова
Интерактивное обучение детей 5–7 лет

Предшкольное обучение, как составная часть системы общего образования Республики Казахстан играет важную роль, так как в этот период осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе.

На современном этапе в мире готовность к школе понимается как совокупность двух составляющих:

- готовность учиться;

- готовность к школе.

Готовность учиться – есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями.

Публикация «Интерактивное обучение детей 5–7 лет» размещена в разделах

Готовность к школе – это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические, социальные, коммуникативные, познавательные и другие.

В большей степени подготовки ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств, происходит на этапе реализаций предшкольного обучения от 5 до 6 лет.

К сожаленью, не всегда опыт образовательной деятельности на данном этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил окружающей социальной жизни.

Нереализованные ожидания, трудности общения с педагогом и сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения в предшколе – эти и другие факторы, к которым еще ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Поэтому необходима работа, система мер по предотвращению дезадаптации воспитанников предшколы.

Решению проблем способствует введение интерактивного обучения в педагогический процесс детского сада и предшколы. Интерактивное обучение, как система правил взаимодействия педагога и ребенка, предполагает открытие внутренних резервов 5-6-летних детей, так как именно в этом возрасте формируются необходимые внешние механизмы, позволяющие ребенку адекватно принимать новые условия деятельности.

Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Задача педагога – помочь ребенку раскрыть имеющийся потенциал с помощью интерактивных методов обучения.

Предлагаемые рекомендации содержат курс интерактивных игр, занятий с детьми 5-6-лет, целью которых является формирование компетентностей ребенка и готовности к обучению в условиях 12-летней школы.

Данный интерактивный курс может быть включен в вариативную часть базисного плана предшколы.

Первая часть рекомендаций состоит из теоретических материалов, раскрывающих идею интерактивного обучения в предшколе.

Вторая часть состоит из серии интерактивных игр, занятий, упражнений. Они сгруппированы в 4 блока:

- социальный;

- коммуникативный;

- творческий;

- познавательный.

Основными целями этих игр является формирование детских компетентностей, но основой является идея создания интерактивной среды и интерактивного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Каждый из представленных содержательных блоков включает в себя как системообразующие задачи развития субъектности ребенка, так и формирования у него познавательной мотивации, как ведущего показателя готовности к обучению.

Представленные игры рекомендуются к применению прежде всего в классах и группах предшкольной подготовки, а также в дошкольных учреждениях.

Таким образом, данный курс интерактивных игр и занятий решает комплекс задач по личностно-деятельностному развитию 5-6-летних детей, подготавливая их к переходу на следующую ступень образования – школу.

Интерактивные формы и методы работы

с детьми предшкольного возраста

10% информации я усваиваю из того, что я слышу,

50% - из того, что вижу,

70% - что проговариваю,

90% - что делаю сам.

Мы тоже об этом знаем.

Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества. Педагог должен обеспечивать эти процессы, поддерживать и развивать их в своей деятельности. Демократические принципы уже давно и прочно обоснова-лись в детских садах ориентированного обучения. Они проникли везде: на занятия, в управление, в отношения с родителями. Уже давно передовые воспитатели используют интерактивные методы работы на занятиях, всё чаще педсоветы проходят в форме деловой игры, пресс-конференций, круглых столов. Интерактивные методы являются надёжным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику- это ещё одна важная особенность интерактивных методов, поэтому они мо-гут широко использоваться в работе каждого педагога.

Можно выделить три вида методов интерактивного обучения :

• Пассивный метод предполагает, что фигура воспитателя — главная на занятии, а дети исполняют роль слушателей т. е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.

• Активный метод предполагает, что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению, поиску, и те, соответственно, в большей степени находятся в положении субъектов деятельности.

Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Воспитатель здесь нaxoдится в той позиции, которая предназначена для организации процесса «усвоения» знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.

Выбрав для себя метод интерактивного обучения, можно на занятиях строго соблюдать основные его принципы.

Основные принципы интерактивного обучения

Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всё м: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.

Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.

Принцип деятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.

Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.

При организации деятельности в интерактивном режиме могут возникнуть трудности в выстраивании отношений между участниками процесса.

Для того, чтобы их избежать, необходимо соблюдение следующих правил:

Партнёрское общение.

Осознание поведения детей, сопереживание их состоянию.

Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения.

Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.

Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй.

Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны познакомиться между собой и поработать вместе.

Такие подходы помогают избежать многих конфликтов и способствуют укреплению партнёрских отношений с детьми в дальнейшем.

Рекомендации

по применению интерактивных форм и методов работы

Ролевая игра

Цели ролевой игры:

- осмысление через проживание;

- приобретение опыта, навыков;

- творческий подход к решению проблемы.

Выводы: В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка.

Метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. Для ролевой игры необходимо тщательно готовить материалы, инструкции должны быть краткими, легко пониматься, описание роли — быть исчерпывающим.

Мозговой штурм

Цели мозгового штурма:

- повышение активности детей;

- получение большого количества идей за короткий срок.

Самый известный метод решения проблем, автором которого является Алекс Осборн, преподаватель из США. Этот метод используется не только для того, чтобы выработать новые решения, но и по-новому взглянуть на имеющийся опыт детей, систематизировать его и найти ему новое применение.

Метод состоит из двух этапов:

1. Наработка идей (не требуется их обоснование, запрещена любая критика, приветствуется развитие идеи партнёра);

2. Анализ идей.

Вывод: данный вид интерактивных игр формирует у детей познавательные компетенции.

Рассматриваемые здесь методические приёмы просты, и по мере приобретения опыта окажутся ещё проще. Если взрослых беспокоит, что такие приёмы дезорганизуют Ваших детей, начните с наиболее простых. Возможно, вы увидите, что некоторое ослабление вашей власти как педагога помогает вашим детям расслабиться, что повышает их активность, уровень понимания проблем и улучшает взаимоотношения в группе.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного педагога - не преподносить знания детям, а более практичная и приземленная - создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Очевидно, что всякое умение не приходит к детям без помощи педагога. Сотрудничество педагога и ребенка предполагает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую ребенку, которая в конечном итоге ведет к целеполаганию, автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления и развития. В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными. В их основе лежит механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие"). Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого; представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать собственные действия. Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия педагога и ребенка в форме игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Публикации по теме:

Интерактивное развлечение «Крещенские посиделки» для детей дошкольного возраста ИНТЕРАКТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «КРЕЩЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»Праздник в детском саду – это удивительное и незабываемое время детства! Это возможность.

Интерактивное занятие для детей средней группы «Космос» Цель: закрепление знаний детей о космосе Задачи: Воспитательные: • воспитание любви к своей планете, • внимательного отношения к человеку,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивное обучение детей 5–7 лет
Опубликовано: 2 мая 2015 в 21:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД