Новикова Екатерина
Интернет-технологии в образовательной деятельности. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современное информационное общество ставит перед образовательной системой новые вызовы и требования. Интернет-технологии, с их возможностью мгновенного доступа к огромному объему информации, безграничными коммуникационными возможностями и инструментами для создания и распространения знаний, являются одним из наиболее востребованных и популярных инструментов в образовательной деятельности.
Публикация «Интернет-технологии в образовательной деятельности, Часть 1» размещена в разделах
Выбор данной темы для дипломного исследования обусловлен необходимостью изучения эффективных способов внедрения интернет-технологий в образовательный процесс и их влияния на качество образования. Данный вопрос является актуальным как для педагогов, так и для студентов и родителей, поскольку в настоящее время все больше образовательных учреждений используют интернет-технологии в своей работе.
Основная цель данного исследования заключается в определении эффективных способов использования интернет-технологий в образовательной деятельности и исследовании их влияния на качество образования. Для раскрытия содержания работы были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования интернет-технологий, которые применяются в учебном процессе;
2. Проанализировать литературные данные по основным видам интернет-технологий в учебном процессе;
3. Осуществить соотношение между понятиями «интернет», «технология», «интернет-технологии»;
4. Ознакомится с современными направлениями интернет-технологий в образовательном процессе.
5. Проанализировать внедрение и применение интернет-технологий в образовательном учреждении.
Объектом данной дипломной работы являются интернет-технологии в образовательной деятельности. Для их изучения были выбраны различные материалы, включающие научные статьи, публикации, исследования и практический опыт внедрения интернет-технологий в образование.
Анализ уровня освещенности данной темы в различных источниках позволил сделать краткий обзор истории развития изучаемого вопроса. Становление и развитие интернета и интернет-технологий в образовательной сфере имеет непрерывный характер и научно-технические достижения в этой области продолжают активно развиваться.
Таким образом, диалог между образовательной системой и интернет-технологиями является актуальным и востребованным, и поэтому данная тема является значимой для дипломного исследования. В дальнейшем исследовании будет проведен анализ эффективности использования интернет-технологий в образовательной деятельности и выявлен их вклад в повышение качества образования.
1. Определение интернет-технологии в образовании
1.1 Определение педагогической (образовательной) технологии.
Для определения понятия «интернет-технологии» нужно узнать определение «технологии обучения» в соответствии с первоначальным понятием «технология».
Технология (от др. -греч. +) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. (Википедия)
Технология, -и, жен. Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. (Ожегов)
Технологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. +). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. (Ушаков)
Технология обучения — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, приводящих в конечном итоге к наиболее эффективному результату.
Педагогическая технология — это система последовательных действий педагога, связанных с решением педагогических задач, планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
В педагогической практике используются различные технологии обучения:
• Традиционная технология обучения — это технология транспортирования или передачи знаний, умений и навыков от обучающего к обучаемым. Действия преподавателя при этом связаны с объяснением, показом операций, оценкой их выполнения учениками и корректировкой. Учащимся отведены исполнительные функции репродуктивного характера, гарантирующие освоение предлагаемого учебного материала.
• Технология программированного обучения появилась в середине 60-х годов XX века в связи с поиском решения проблемы управления процессом обучения (Б. Ф. Скиннер, Н. А. Краузер, И. Куписевич и др.). Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанным обучающим программам с помощью специальных средств (программированные учебники, особые обучающие машины, ЭВМ, микрокомпьютеры и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (уровень обучаемости, темп обучения и т. д.).
• Технология проблемного обучения (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов и др.) связана с интенсификацией традиционного обучения, с поиском резервов умственного развития учащихся. Ее суть заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении при максимальной самостоятельности обучаемых и под общим руководством обучающего. Проблемное обучение способствует не только приобретению необходимых знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития учащихся, формированию у них способностей к самообучению.
• Технология модульного обучения (П. Я. Юцявичене, Т. И. Шамова и др.) основана на том, что учащийся самостоятельно достигает учебных целей, работая с модулем. Модуль — это законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк информации и методическое руководство по достижению целей. Модульное структурирование учебного материала придает процессу обучения гибкость и динамичность. Модули можно заменять, переставлять, обновлять, не нарушая всего курса. При этом роль преподавателя сводится к функциям консультанта и координатора.
• Самые современные технологии обучения обычно связаны с использованием мультимедийной и компьютерной техники, а также сети Интернет. На основе информационных технологий и электронной техники все шире внедряются в учебный процесс мультимедийные презентации, тестовые системы, электронные библиотеки, системы дистанционного обучения (в том числе с технологиями коммуникаций для обратной связи) и другие технологии.
Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.
1.2 Определение понятия интернет
Интернет - глобальная всемирная компьютерная сеть, объединяющая сотни тысяч сетей всего мира. Назначение — обеспечить любому желающему постоянный доступ к информации. Интернет предлагает практически обширные информационные ресурсы, полезные сведения, интересные видеоматериалы, развлечения, возможность общения с компетентными людьми, услуги удалённого доступа, передачи файлов, электронной почты и многое другое. Интернет обеспечивает принципиально новый способ общения людей, не имеющий аналогов в мире. Интернет – это чрезвычайно сложный технический комплекс – Всемирная компьютерная сеть, состоящая из разнородных сетей, которые включают миллионы различных компьютеров, имеющих в совокупности колоссальные информационные ресурсы и объединенных между собой разнообразными линиями связи: телефонные провода, волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы и др. Структурные компоненты Интернета включают в себя аппаратные средства, программное обеспечение и информационные ресурсы.
Аппаратные средства — это компоненты компьютера или другого устройства, которые являются физическими объектами. Эти компоненты выполняют различные функции и обеспечивают работу устройства в целом.
Согласная и слаженная работа оборудования осуществляется благодаря программному обеспечению, которое запускается на любом из компьютеров входящих в сеть. Оно позволяет преобразовывать информацию по любому каналу связи (кроме стационарного компьютера) и воспроизводить их с любого персонального компьютерного устройства ввода-вывода. Также данное программное обеспечение контролируется, так что оно может выполнять контроль за соблюдением единых протоколов обмена информацией между компьютером входа сети, через который происходит передача данных.
Программное обеспечение, которое используется в сети имеет большой спектр функций. Из них главная - возможность хранения, извлечения и сбора информации. Особо важными являются функции по обеспечению безопасности сети.
К программным ресурсам сети относятся программы, работающие как часть оборудования. Задачи пользователя в сетевых условиях обеспечиваются тысячами утилит и через них же идут запросы к провайдерам информации для получения ответа.
Информационными ресурсами Сети являются сетевые документы, которые находятся на компьютере пользователя сети и подключенных к ней.
1.3 Определение понятия интернет-технологииИнтернет-технологии – это коммуникационные, информационные и иные технологии и сервисы, основываясь на которые осуществляется деятельность в Интернете или с помощью него.
Интернет-технологии — это все, что связано с Интернетом, что организовано по определенным методам в согласии с определенными правилами на базе определенных технических средств (сетей, серверов и пр.) и программ.
2 Интернет технологии в образовании
Интернет технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Благодаря им мы можем получать информацию из любой точки мира, взаимодействовать со всеми пользователями сети и обмениваться знаниями. Образование не осталось в стороне от этого прогресса и начало активно использовать интернет технологии для своего развития.
Невозможно переоценить пользу данного феномена, ведь подобные технологии позволяют по-новому взглянуть на всю систему, сделать ее намного комфортнее и приятнее, а также сам процесс обучения будет проходить результативнее.
Одним из главных преимуществ интернет технологий в образовании является доступность образования. Теперь каждый желающий может получить образование из любой точки мира, не выходя из дома. Онлайн курсы и платформы, такие как Coursera, EdX и Udemy, позволяют прослушивать лекции ведущих университетов и специалистов, получать уникальные знания и сертификаты.
Также интернет технологии делают образование более интерактивным и доступным для студентов. Есть множество онлайн платформ и сервисов, которые облегчают обучение, такие как Google Classroom, которая позволяет учителям выкладывать домашние задания, проводить онлайн тестирование и взаимодействовать со студентами.
Интернет технологии также способствуют развитию сотрудничества и коммуникации между студентами и учителями. Благодаря использованию онлайн платформ и социальных сетей, ученики могут задавать вопросы, обсуждать темы и делиться информацией в режиме реального времени. Это позволяет им быть более активными и вовлеченными в учебный процесс.
Кроме того, использование интернет технологий в образовании позволяет расширить образовательные возможности. Вместо того чтобы ограничиваться учебниками и лекциями, студенты могут обращаться к различным источникам информации в сети, исследовать тему на более глубоком уровне и развивать навыки критического мышления.
Однако, несмотря на все преимущества интернет технологий в образовании, есть и некоторые недостатки. Во-первых, не все люди имеют доступ к высокоскоростному интернету и современной технике, что может создавать неравенство в образовании. Во-вторых, онлайн обучение требует самодисциплины и организации со стороны студента, ведь нужно самостоятельно планировать время и выполнять задания.
Современные интернет-технологии в образовании дают огромные возможности:
1. Автоматизация интернет-технологий в образовании
Современный мир неразрывно связан с интернетом, и образование не является исключением. Автоматизация интернет-технологий стала неотъемлемой частью образовательного процесса, и оказывает значительное влияние на студентов, преподавателей и систему образования в целом.
Одним из главных преимуществ автоматизации интернет-технологий в образовании является повышение доступности образования. С помощью онлайн-курсов и платформ, студенты могут получать образование в любом месте и в любое время. Это особенно полезно для людей, которые не могут посещать традиционные учебные заведения из-за физических ограничений, семейных обязанностей или географического местоположения. Благодаря автоматизации, студенты также имеют возможность индивидуализировать свой образовательный опыт, выбирая программы и курсы, соответствующие их интересам и потребностям.
Стоит обратить внимание на удобство подготовки – все материалы можно грамотно и красиво рассортировать, а также подавать в удобном и понятном каждому учащемуся виде. Некоторые материалы уже заранее представлены в виде приложений, и работа осуществляется на компьютере, где автоматически задаются вопросы, проверяются ответы, а также подается информация.
Только с появлением современных интернет-технологий стало возможно обучение на совершенно новом качественном уровне. Теперь пособия – это не просто карты и картинки на доске, а разнообразные фильмы, презентации, а также многие другие проекты, которые поддерживают аудио и видео.
Другим преимуществом автоматизации интернет-технологий в образовании является повышение эффективности обучения. Интерактивные онлайн-уроки, учебные видео и компьютеризованные тесты позволяют студентам взаимодействовать с учебным материалом более эффективно и легче его запоминать. Автоматическая проверка заданий и домашних заданий также сокращает время, затраченное преподавателями на проверку и оценку работ студентов, позволяя им сконцентрироваться на более важных аспектах образовательного процесса, таких как наставничество и индивидуальная поддержка.
Однако, ряд вызовов также связан с автоматизацией интернет-технологий в образовании. Во-первых, не все студенты обладают доступом к надежному интернет-соединению и компьютерам, что может создать неравенство в возможностях получения образования. Это особенно актуально в развивающихся странах, где доступ к интернету может быть ограничен или отсутствует вовсе. Кроме того, автоматизация может привести к потере личного общения и взаимодействия между студентами и преподавателями, что может негативно сказаться на образовательном опыте студентов.
В целом, автоматизация интернет-технологий в образовании предоставляет значительные возможности и выгод ы, но также создает вызовы, которые необходимо преодолеть. Поэтому важно найти баланс между использованием интернет-технологий и сохранением традиционных методов обучения, чтобы обеспечить качественное и доступное образование для каждого студента.
Для некоторых групп населения это единственный шанс получить образование, например, речь идет об инвалидах, которые не могут посещать обычные учебные заведения.
Невозможно не отметить также то, что дистанционное обучение позволяет постоянно повышать квалификацию, заканчивать действительно лучшие учебные заведения, даже если нет возможность переезда.
Специальная техника для работы с Интернетом позволяет получить доступ к различным данным в любое время дня и ночи. Это делает использование информации практичным, рациональным и целесообразным.
Подобные технологии не обошли стороной и сегмент образования. Их внедрение позволяет повысить уровень знаний. С помощью Сети поиск необходимой информации значительно упрощается как для учителя, так и ученика.
2. Использование интернет-технологий в образовании
Интернет-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они оказывают значительное влияние на различные сферы нашего бытия, в том числе на образование. В современном мире все большее количество детей начинают использовать интернет в своих учебных процессах. Это открывает для них новые возможности и расширяет горизонты знаний.
Для современной молодежи Интернет стал уже чем-то привычным и обыденным. Подростки не могут обойтись и дня без использования социальных сетей. Однако Паутина в первую очередь представляет собой информационную сеть. Важно правильно научиться извлекать из нее полезные свойства.
Одним из наиболее полезных аспектов использования интернет-технологий в образовании для детей является доступ к огромному количеству информации. Дети могут легко найти ответы на свои вопросы или составить свои собственные учебные материалы. Они могут использовать поисковые системы для поиска информации по различным предметам и темам обучения. Это позволяет им не только углубить свои знания, но и развить навыки самостоятельного обучения.
Интерактивность является еще одним важным аспектом использования интернет-технологий в образовании для детей. С помощью интерактивных приложений и программ, дети могут активно участвовать в уроках и заданиях. Это делает обучение более интересным и захватывающим, стимулирует детей к изучению новых тем и развитию своих навыков.
Интернет-технологии также помогают детям развивать коммуникационные навыки. Они могут общаться с другими детьми и учителями через электронную почту, форумы и чаты. Это способствует развитию навыков сотрудничества, обмену мнениями и идеями. Дети могут обучаться одновременно в разных частях мира, обмениваясь опытом и знаниями.
Однако, необходимо помнить о роли взрослых в контроле использования интернета детьми. Родители и учителя должны обеспечивать безопасность детей в онлайн-среде и контролировать их активность. Важно развивать навыки интернет-грамотности, чтобы ребенок знал, как правильно и безопасно использовать интернет.
В заключение, использование интернет-технологий в образовании для детей предоставляет значительные преимущества. Они получают доступ к обширной информации, стимулируются к активному обучению и развитию коммуникационных навыков. Однако, необходимо помнить о контроле и безопасности, чтобы дети использовали интернет правильно и воспользовались всеми его преимуществами.
Для образования применение подобных технологий позволит:
• улучшить уровень подачи информации;
• продуктивно применять веб-возможности;
• осуществлять оперативный обмен информацией;
3. Дистанционное обучение учащихся
В последние годы дистанционное обучение (ДО) становится все более популярным, и эта тенденция не обошла стороной и школу. В условиях развития информационных технологий стало возможным организовать обучение детей удаленно, не выходя из дома. Такое обучение имеет свои преимущества и недостатки, и в данной статье мы рассмотрим возможности их использования.
Одним из основных преимуществ дистанционного обучения с детьми является гибкость графика занятий. В отличие от школьного обучения, где уроки проходят по строго установленной сетке, дистанционное обучение позволяет родителям и детям самостоятельно планировать время для занятий. Это особенно удобно для семей, где родители работают или у детей есть дополнительные занятия после школы. Дети могут изучать предметы в том темпе, который им удобен, и повторять материалы по необходимости.
Вторым преимуществом дистанционного обучения является возможность изучения дополнительных предметов и тем, которые не предусмотрены в школьной программе. Например, ребенок может выбрать изучение иностранного языка или углубленное изучение какой-либо научной дисциплины. Это позволяет детям расширять свои знания и интересы за пределами школьной программы и развивать свои таланты.
Третьим преимуществом дистанционного обучения является возможность индивидуализации образовательного процесса. Учителю или родителям, занимающимся с ребенком, больше времени и возможностей для работы над его личным развитием. Они могут обращать больше внимания на его индивидуальные особенности и потребности, находить подходящие методики обучения и адаптировать материалы под его уровень знаний.
Времена, в которых мы живем, все больше требуют от нас адаптации и поиска новых подходов к обучению детей, особенно тех, у которых есть особые образовательные потребности. В свете последних событий, связанных с пандемией COVID-19, дистанционное обучение стало неотъемлемой частью жизни многих семей и школ по всему миру. Это открыло совершенно новые возможности для образования детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ).
Дистанционное обучение представляет собой процесс получения знаний и навыков, когда учитель и ученик находятся на удалении друг от друга и используют современные технологии для общения и обучения. Оно может быть очень полезным инструментом для детей с ОВЗ, так как позволяет им получить доступ к образованию из любой точки мира и в соответствии с их особыми потребностями.
Один из основных плюсов дистанционного обучения для детей с ОВЗ заключается в его гибкости. Учитель может адаптировать программу обучения под индивидуальные потребности каждого ребенка, учитывая его особенности и возможности. Некоторым детям с ОВЗ требуется дополнительное время на освоение материала или использование специальных образовательных материалов. В дистанционном обучении ученики могут работать в своем собственном темпе и без лишнего давления.
Еще одним преимуществом дистанционного обучения является возможность доступа к специалистам и экспертам в разных областях. Дети с ОВЗ часто нуждаются в специальной поддержке и помощи, которую могут предоставить специалисты, работающие в области специального образования. В дистанционном обучении ученики могут получить квалифицированную помощь и консультации от таких специалистов без необходимости физического присутствия.
Однако, несмотря на все преимущества дистанционного обучения, у него есть и свои ограничения. Первое, некоторым детям с ОВЗ может быть тяжело самостоятельно организовывать свое обучение и соблюдать дисциплину. Они могут испытывать трудности с доступом к интернету или техническому оборудованию.
Второе из них является отсутствие живого общения с учителем и сверстниками. В социализации и общении с другими детьми ребенку очень важно, поэтому необходимо иметь возможность участвовать в коллективных занятиях и проектах.
Еще одним недостатком дистанционного обучения может быть отсутствие контроля и мотивации. В отличие от школы, где присутствуют учителя, дающие задания и внимательно следящие за выполнением заданий, дистанционное обучение требует большей самодисциплины и самоорганизации со стороны ребенка.
Тем не менее, основываясь на опыте, полученном в течение пандемии, можно сказать, что дистанционное обучение дает новые возможности и перспективы для образования детей с ОВЗ. Оно позволяет им получить образование в соответствии с их индивидуальными потребностями и обеспечить им доступ к специализированной помощи и материалам.
Так же есть сервисы с помощью которых возможно удобнее проводить дистанционное обучение (ДО).
1. Электронные конференции (ЭК)
Электронные конференции для дистанционного обучения становятся все более популярными и востребованными в наше время. С развитием технологий и доступностью интернета, участие в конференциях стало возможным для людей из разных уголков мира, не выходя из дома.
Организация электронных конференций облегчает круглосуточный доступ к информации и материалам. Участники имеют возможность просматривать записи выступлений, скачивать презентации и доклады, а также задавать вопросы и обсуждать их в специальных чатах или форумах. Это упрощает процесс обучения и позволяет глубже погрузиться в изучаемую тему.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные преимущества, электронные конференции также имеют свои ограничения и недостатки. Например, ограниченная возможность непосредственного личного общения и взаимодействия может стать проблемой для тех, кто предпочитает более традиционные формы коммуникации. Также, наличие достаточного интернет-соединения может быть проблематичным в некоторых удаленных районах или странах.
2. Электронные библиотеки (ЭБ)
В последние годы электронные библиотеки становятся все более популярными и востребованными. Это связано с растущим развитием информационных технологий и доступностью Интернета. Уровень и перспектива библиотечного обслуживания теперь во многом зависят от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.