Анжела Шульга
Игровая образовательная ситуация по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
1. Воспитательные.
Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание помогать другим;
2. Развивающие.
1) Активизировать речь детей;
2) Развивать фонематический слух; развивать двигательную и познавательную активность;
3) Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели;
3. Образовательные.
Публикация «Игровая образовательная ситуация по развитию речи в подготовительной группе „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Учить детей находить свое местоположение; учить ориентироваться по карте, ориентироваться в пространстве; закреплять умение выполнять движения согласно тексту.
Материалы и оборудование: коробка с запиской и картой; картинка с буквой «У»; карточки с заданием для игры «Живые звуки»; карточка со звуковой моделью к слову «лук»; карточка с трехзвуковой моделью; фланелеграф; мяч; ИКТ- песня «Солнышко лучистое любит скакать»; 9 медалек.
Раздаточный материал: 9 карточек с трехзвуковой моделью слова, 9 кленовых листа, 18 фишек синего цвета.
Ход
Дети свободно передвигаются по группе.
1. Организационный момент.
Раздается громкий звук в дверь.
Воспитатель: Богдан, посмотри, кто стучится.
Ребенок открывает дверь и находит коробку.
Воспитатель вместе с детьми открывают крышку и находят под ней записку и карту.
В записке написано, что ребят приглашают в волшебную страну звуков и прилагают карту с маршрутом.
Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать. А вы любите?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в гости к звуку. А к какому звуку, вы узнаете, если правильно отгадаете мои загадки.
Воспитатель загадывает загадки.
1. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель);
2. Теремок ползет,
На себе его везет.
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая. (улитка);
3. Полна коробушка
Золотых воробушек. (угли).
Воспитатель: Учитель, улитка, угли (интонацией выделяет звук «У»).
Какой звук вы слышите чаще всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы отправимся в гости к звуку «У».
(показывает картинку с буквой «У»)
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Гласный, его можно пропеть. ( Поют: у-у-у).
Воспитатель: а давайте этот звук споем с разной интонацией?
Звучит музыкальная заставка с высокими аккордами: дети поют.
Звучит музыкальная заставка с низкими аккордами: дети поют.
Воспитатель хвалит детей, показывает карту.
Воспитатель: Чтобы попасть в гости к звуку «У» в волшебную страну, нужно следовать маршруту карты. А на карте задания и, чтобы правильно дойти и не сбиться с правильного пути, нам нужно выполнить эти задания. Давайте посмотрим на первое.
Воспитатель вместе с детьми смотрят на карту.
Воспитатель : Здесь написано –«Встань лицом на Восток, сделай три приставных шага вправо».
Ребята, где Восток? Где правая сторона? Поднимите все правую руку. Покажите куда мы должны идти. Давайте вместе посчитаем шаги? Я начну, а вы мне поможете.
Воспитатель вместе с детьми отсчитываю три шага. Подходят к первому столу. На столе карточка с заданием.
Игра «Живые звуки».
Цель: развивать восприятие фонем и фонематический слух, развивать двигательную и познавательную активность, закреплять умение выполнять движение согласно тексту.
Воспитатель читает:
1. Если услышите звук «У» -хлопните в ладоши один раз;
(а, п, н, в, ю, э, у, ц, ф, у, й, г, д, у, о, л, у)
2. Если в слоге услышите звук «У» - топните ногой один раз;
(на, не, ну, ни, ры, зу, то, же, су, ти, ме, лу)
3. Если в слове услышите звук «У» - кивните головой один раз.
(сук, мак, пол, забор, пух, мыло, пена, лук, рама, ваша, луг).
Воспитатель: Вы все правильно сделали. Теперь снова посмотрим на карту. Второе задание. Здесь написано- «Встань лицом на Северо-восток, сделай три шага вперед». Ребята, где Север? Где Восток? Правильно. Как вы думаете, где будет находится Северо-восток? Правильно, между Севером и Востоком, по диагонали. Покажите куда мы должны идти. Давайте вместе посчитаем шаги. Я начну, а вы мне поможете.
Воспитатель вместе с детьми подходят ко второму столу. На столе карточки с заданием. Смотрят.
Воспитатель: Что нарисовано на карточке?
Дети: Лук.
Воспитатель: Что еще лежит на столе?
Дети: листья.
Воспитатель: Какому дереву принадлежат эти листы?
Дети: Клену.
Воспитатель: какого цвета кленовые листы?
Дети: Желтого.
Воспитатель: Почему они желтого цвета?
Дети: Потому, что наступила осень.
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат еще карточки, они помогут нам выполнить задание. Мы должны узнать где находится звук «У» в слове «Лук» в начале, в середине или в конце слова. Для этого посмотрите на карточки. Сколько клеточек на них?
Дети: Три.
Воспитатель: Правильно. Сколько звуков в слове «Лук»? Давайте посчитаем?
Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово четко.
Дети: Три звука.
Воспитатель: А где находится звук «У»?
Дети: В середине слова.
Воспитатель вместе с детьми кладет кленовый листочек на вторую клеточку.
Воспитатель: А какой звук первый?
Воспитатель проговаривает слово еще раз, интонационно выделяя первый звук.
Дети: Это звук «Л».
Воспитатель: А какой это звук? Мы его можем пропеть?
Дети: Звук «Л» твердый, мы его пропеть не можем, потому, что он согласный.
Воспитатель: Правильно, этот звук твердый, согласный, его мы обозначим синей карточкой.
Воспитатель вместе с детьми на первую клеточку кладут синюю фишку.
Воспитатель: Напомните мне, какой звук в слове «Лук» второй.
Дети: «У».
Воспитатель: Третий звук какой?
Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово, интонационно выделяет звук «К».
Дети: Это звук «К».
Воспитатель: Какой это звук? Мы его можем пропеть?
Дети: Звук «К» твердый, мы его пропеть не можем, потому, что он согласный.
Воспитатель: Правильно, этот звук твердый, согласный, его мы обозначим тоже синей карточкой. Звуки мы посчитали, сколько их?
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько слогов?
Воспитатель вместе с детьми считают слоги.
Дети: Один слог.
Воспитатель: Правильно. С этим заданием мы тоже справились. Посмотрим на карту. На ней написано- «Встань лицом на Восток и сделай два приставных шага вправо».
Воспитатель с детьми считают и идут. Подходят к фланелеграфу. На нем прикреплена карточка с трехзвуковой моделью. Задание: «Подбери слово».
Воспитатель: Какие звуки обозначены на карточке?
Дети: согласный твердый, гласный звук «У» и твердый согласный.
Воспитатель: Нам нужно подобрать такие слова, чтоб в середине слова находился гласный звук «У», а первый и третий звук был твердым согласным.
Игра «Назови слова».
Цель: совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели, развивать фонематический слух.
Воспитатель: Для этого встанем в круг и с каждым названным словом будем передавать мяч друг другу.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Хорошо дети, молодцы. Со всеми заданиями справились и попали в гости к звуку «У».
В зал входит звук «У», в руках у него коробка с сюрпризом.
Звук «У» : Здравствуйте ребята, я так рад, что вы справились со всеми заданиями и пришли ко мне в гости.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе со звуком «У» потанцуем?
Танец: «Солнышко лучистое любит скакать».
Звук «У» : Вы такие умные, смышленые! В знак нашего знакомства я хочу вам подарки эти медальки. На них нарисован Я- звук «У». берите их, надевайте и про меня не забывайте. А мне пора бежать в свою волшебную страну букв. Досвидания!
Воспитатель вместе с детьми прощаются со звуком.
Воспитатель: Нам ребята тоже пора уходить.
Дети проходят и садятся на стулья, воспитатель садится рядом.
Воспитатель: Что помогло нам попасть в волшебную страну звуков?
Какое задание было самым трудным? Какая игра вам больше всего понравилась? Что вы расскажете родителям о нашем путешествии в волшебную страну звуков?