МААМ-картинки

Консультация «Искусство речевого общения»

Роза Змановская
Консультация «Искусство речевого общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно заметить, что оно зависит от целого комплекса культурного достояния человека. Сюда входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, взаимоотношения людей вне работы. Особо выделяем культуру речи – умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Стоит с этих позиций посмотреть на себя как бы со стороны. Как мы ведём себя в разных ситуациях? Как разговариваем с разными собеседниками? Ведь к одним людям мы можем относиться с симпатией, а к другим – нет.

Публикация «Консультация „Искусство речевого общения“» размещена в разделах

Как мы выглядим, когда общение идёт в официально-деловой обстановке или на виду у людей в общественном месте? В силу производственных отношений каждый сотрудник детского учреждения соприкасается со своими коллегами. Работники обсуждают многие производственные вопросы. Всё это обязывает каждого из них вырабатывать в себе умение чётко и ясно выражать мысли, не говорить лишнего.

Речевое производственное общение должно быть немногословно, содержательно, динамично.

Речевое общение влияет на речевое поведение. Недопустимо, чтобы настроение педагога отражалось на речевом поведении. Например, нет настроения у педагога, и он начинает покрикивать на детей, перестаёт быть тактичным в отношении к родителям. Существует вполне устоявшееся мнение, что педагог – это актёр. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок. Ещё А. С. Макаренко говорил: ,Я сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить, иди сюда” с – 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, - фигуры, голоса”.

Немаловажным является и соблюдение речевого этикета. Иными словами стараться уважать несходство своих коллег с собственным,я”. Всем известно, что в коллективе контакты между сотрудниками протекают не только на деловом уровне. У отдельных сотрудников возникают контакты, которые выходят за пределы производственных отношений. Хорошо, когда дружба сотрудников – пример товарищеских взаимоотношений.

Но случаются и распри. А это замечают дети. Они приходят домой и рассказывают:, Сегодня Мария Степановна не поздоровалась с Елизаветой Петровной. Елизавета Петровна сказала про Марию Степановну, что она …”.

Налицо – отсутствие культуры речевого общения между взрослыми. Известно, что культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано.

Привычные для нас слова,пожалуйста”,, извините”, ,доброе утро”, могут прозвучать приветливо, радушно, или небрежно, холодно. Отсюда ясно: даже приятная информация, произнесённая с интонацией высокомерия, не доставит вам удовольствия. Каждому из нас присущи свои интонации. Одному присущи интонации доброжелательные, спокойные, уважительные. Другому – торопливые, постоянно меняющиеся. Для третьего характерен тон требовательный и властный. У четвёртого улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые.

Тональность речевого общения во многом зависит от общей культуры человека.

Для педагога, чья профессия связана с умением воздействовать словом, чрезвычайно важно знать,секреты” речевых обращений, которые помогают устанавливать коммуникативные связи. Так, например, воспитатель знает, что малыш легче откликается на привычное, домашнее для них обращение. А если в группе три Лены? Их можно ласково называть по-домашнему: Леночка, Алёнушка, Ленуся. В общении со старшими дошкольниками уместна ещё и шутка, добродушное подтрунивание. А вот обращение к руководителю детского учреждения обязывает воспитателя соблюдать уважительность, сдержанность, определённую дистанцию.

Речевая сдержанность…

Это одно из драгоценнейших умений, помогающих устанавливать обратную связь с собеседником.

Как не достаёт нам этого умения! Иногда бывает так: Разговаривают два человека. Тема разговора одна, но каждый торопится высказаться о своём. Почему? Потому, что им изменила речевая сдержанность. Как важно умение вовремя сделать в разговоре паузу, а то и промолчать.

Промолчать, чтобы не сказать,сгоряча” слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта. Самый серьёзный экзамен, позволяющий выявить, отличаемся ли мы культурой речевого общения, - это конфликтная ситуация. И хотя трудно, но давайте вспомним, как мы ведём себя в этой ситуации. Умеем ли мы сдерживать свои эмоции? Не делаем ли мы скоропалительных выводов? Как жаль, что в этот момент мы не видим себя в зеркале.

Какой непривлекательный облик! Куда девалось чувство собственного достоинства? Было бы здорово, если бы каждый из нас смог мобилизовать чувство собственного достоинства, не заметить раздражённого тона собеседника, не вспыхнуть в ответ на резкое слово. Не следует прибегать к словесной баталии. Мы часто призываем к взаимному уважению. Как это понимать? Это значит уметь вести себя достойно и предъявлять высокие требования, прежде всего, к самому себе. Человек, уважающий себя, не допустит грубости, пренебрежительного тона, бестактности. Народная мудрость напоминает: ,Лишнее говорить – делу вредить”.

Великий восточный мыслитель, Алишер Навои, писал:

,Словом можно смерть предотвратить. Словом можно мёртвых оживить”.

Хотелось бы, чтобы каждый из нас пользовался этими изречениями, как заповедями,в общении с окружающими людьми.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого.

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Искусство речевого общения»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 19:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Искусство речевого общения»» (включая файлы) размещена пользователем Роза Змановская (УИ 267706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД