Анна Фадюнина
Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это находит отражение в государственных документах: «Конституции» и в Законе РФ «Об образовании», где написано, что каждый человек имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из приоритетных ценностей является культура поведения, а одной из её составляющих является культура общения.
Публикация «Педагогические условия формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Культура поведения, как считают учёные, широкое понятие, включающее в себя: культуру деятельности, культурно-гигиенические навыки и привычки, культуру общения. (Р. С. Буре, Л. И. Дурандина, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина).
Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.
В нашем исследовании мы акцентировали внимание на культуре общения, под которой исследователи понимают:
- выполнение правил общения с окружающими людьми;
- вежливое поведение в общественных местах, быту;
- использование соответствующего словарного запаса и форм общения.
По мнению ряда психологов и педагогов, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации (М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, Т. А. Антонова, С. В. Петерина и др.).
Аналитический обзор литературы показал, что данная проблема интересовала учё ных в различных аспектах:
- культура общения старших дошкольников – Л. И. Дурандина, Л. Г. Шадрина;
- культурно-гигиенические навыки – С. В. Петерина;
- современный этикет – И. Н. Курочкина.
- воспитание культуры речевого общения – М. В. Ильяшенко
В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Особое значение сформированности культуры общения становится актуальным на этапе перехода ребенка к школьному обучению (М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская, и др., так как отсутствие культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому так важно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в детском саду и семье.