Папки-передвижки

Исследование проявления симптомов психического выгорания педагогов детского сада

Марина Кудрявцева
Исследование проявления симптомов психического выгорания педагогов детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Структуру синдрома психического выгорания В. В. Бойко представляет собой последовательность трех фаз: напряжение, резистенция и истощение.

Симптомы стадии «напряжения» Бойко определили так: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревожность.

Симптомы второй стадии «резистенция» : неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция проф. обязанностей.

Публикация «Исследование проявления симптомов психического выгорания педагогов детского сада» размещена в разделах

Стадия «истощение» имеет следующие симптомы : эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, психосоматические нарушения.

Личностная деформация может идти по пути невротизации. Тогда результаты психодиагностики выявляют устойчивые негативные изменения в плане сниженного настроения, избыточной тревожности, отхода от социальной активности, сосредоточенности на плохом самочувствии.

Деформация по психопатическому типу проявляется огрублением личности, повышением агрессивности, вспыльчивостью по любому поводу, жестокостью поведения, утратой гибкости в межличностных отношениях.

Факторы психического выгорания

1. Личностный фактор

Синдром развивается стремительно, если работа для работника малозначима в собственных глазах. Чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия могут уберечь профессионала от выгорания.

2. Ролевой фактор

Конкуренция на рабочем месте, неслаженная работа проф. коллектива влияют на развитие выгорания. Напротив, слаженная работа коллектива предохраняет работника от развития синдрома.

3. Организационный фактор

Организация профессионального процесса, качество управления, профессионализм руководителя, стиль его руководства непосредственно влияют на появление и развитие проф. деструкций.

Психологические детерминанты деформаций личности

1. Мотивы выбора профессии

2. Деструкции ожидания (проф. реальность значительно отличается от ожиданий и представлений). Неудачи в работе, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие проф. дезадаптации личности.

3. Формирование профессиональных стереотипов. Их появление упрощает выполнение проф. деятельности, повышает ее определенность, облегчает взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают стабильность проф. жизни, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. С этой стороны стереотип – это достижение профессиональной деятельности, с другой – стереотипы в деятельности ведут к стереотипам в мышлении, поведении. Появление любой нестандартной ситуации исказит отражение профессиональной реальности под действием стереотипа.

4. Психологические защиты личности. Защитные механизмы психики вступают в действие тогда, когда проф. деятельность вызывает психическую напряженность, сопровождающейся отрицательными эмоциями. На образование психического выгорания влияют такие защитные механизмы как отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация.

5. Эмоциональная напряженность труда. Эмоциональная насыщенность проф. деятельности ведет к повышению раздражительности, перевозбуждению, нервным срывам.

6. Стагнация профессионального развития.

7. Снижение уровня интеллекта. Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают.

8. Предел развития личности. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение проф. деятельности, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.

9. Профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.

10. Возрастные изменения, связанные со старением.

Диагностика эмоционального выгорания педагогических работников МКДОУ Д/сад №16

Для изучения уровня сформированности симптомов психического выгорания педагогических работников была выбрана диагностика эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Методика содержит три шкалы (напряжение, резистенция, истощение, в каждой шкале представлены по 4 симптома формирования «выгорания» (всего 12 симптомов).

Бланк теста содержит 84 утверждения. Испытуемому нужно ставить «+», если он согласен с утверждением, «-», если не согласен.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

Определяется сумма баллов для каждого из 12 симптомов «выгорания»;

Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»;

Находится итоговый показатель синдрома психического «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

Автор методики на основании теоретических положений включил в методику измерение основных симптомов профессиональной деформации.

1. Фаза напряжения. Она характеризуется нервным (тревожным) напряжением, служащим предвестником формирования психического выгорания.

Эта фаза включает в себя следующие симптомы :

• Переживание психотравмирующих обстоятельств (осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно устранить или вовсе неустранимы, раздражение растет, накапливается негодование);

Симптом «неудовлетворенности собой» (в результате неудач или неспособности повлиять на обстоятельства, человек испытывает недовольство собой, избранной профессией, должностью, конкретными обязанностями);

Симптом «загнанности в клетку» (ощущение тупика, нарастание психического напряжения, чувство отчаяния, часто человек произносит: «нет сил с этим бороться», «неужели это не имеет пределов»).

Симптом «тревоги и депрессии» (крайняя точка развития эмоциональной напряженности, разочарования в себе, работе).

2. Фаза резистенции. Осознанно или бессознательно человек стремится к психологическому комфорту, пытается снизить давление обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Так начинают формироваться психологические защиты личности.

Фаза резистенции включает в себя симптомы :

Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (неадекватная «экономия» эмоций, ограничивающее эмоциональную отдачу в ходе рабочих контактов, со стороны это выглядит эмоциональной черствостью, неустойчивостью, равнодушием);

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» (возникает потребность в самооправдании, не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, человек защищает свою стратегию («это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «почему я должен за всех волноваться»);

Симптом «расширения сферы экономии эмоций» (эта форма защиты начинает проявляться в отношениях с родными, друзьями (кстати, именно домашние становятся первой жертвой эмоционального выгорания).

Симптом «редукции профессиональных обязанностей» (попытки упростить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат).

3. Фаза истощения. Характеризуется ослаблением нервной системы.

Включает следующие симптомы :

Симптом «эмоционального дефицита» (ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать волевую и нравственную отдачу. Постепенно симптом усиливается : все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом эмоционального дефицита);

Симптом «эмоциональной отстраненности» (личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, человек научается работать как робот, в других сферах он может жить полноценными эмоциями);

Симптом «личной отстраненности, или деперсонализации» (полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности, они воспринимаются как объекты для манипуляции; объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие. Симптомы выгорания проникают в установки, принципы, систему ценностей личности; можно слышать антигуманистические настроения в речи личности: «ненавижу…», «взять бы автомат и всех…»);

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» (проявления на уровне физического самочувствия: бессонница, чувство страха, боли в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Появление таких симптомов говорит о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма личности).

Результаты диагностики.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

• 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

• 10-15 баллов – складывающийся симптом,

• 16 и более – сложившийся.

Средний показатель формирования фаз психического выгорания по МКДОУ Д/сад № 16 составляет:

- напряжение – 25,2 балла

- резистенция – 36,5 балла

- истощение – 24,7 балла

Таким образом, в результате проведенного исследования сформированности синдрома психического выгорания педагогических работников МКДОУ Д/сад №16, можно сделать следующий вывод:

1. У каждого пед. работника есть формирующиеся или уже сформированные симптомы психического выгорания.

2. Для большинства характерен симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (неадекватная «экономия» эмоций, ограничивающее эмоциональную отдачу в ходе рабочих контактов, со стороны это выглядит эмоциональной черствостью, неустойчивостью, равнодушием) (формируется еще у четверых).

3. В среднем по саду в стадии формирования и на уровне полной сформированности фаза резистенции, которая характеризуется эмоциональной неустойчивостью, черствостью, равнодушием к происходящему на работе, переносом отношений в семейную сферу, попытками сократить или упростить трудовые обязанности, связанные с эмоциональными затратами (1/3).

4. Стадия напряжения стойко сформирована у одного пед. работника. Эта стадия характеризуется разочарованием в профессиональной деятельности, нарастанием раздражения, низкой самооценкой в профессиональном плане, «опусканием рук», ощущением тупика в возможности повлиять на обстоятельства, ощущением нехватки сил (в стадии.

5. Для одного пед. работника актуально формирование фазы истощения, которая характеризуется избытком отрицательных эмоций, грубостью, раздражительностью, психосоматическими нарушениями (проблемы со сном, различные боли и недомогания).

6. В процессе исследования установлено, что формирование симптомов психического выгорания одинаково свойственно для работников с различным стажем профессиональной деятельности в своей должности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагога» Уважаемые коллеги! (1слайд) Сегодня мы поговорим с Вами о профессиональном «выгорании» и его профилактике. (2слайд) Многим людям, которые.

Синдром и профилактика эмоционального выгорания педагогов Консультация для воспитателей и руководителей по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также этапы и способы решения данной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование проявления симптомов психического выгорания педагогов детского сада
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 21:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование проявления симптомов психического выгорания педагогов детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кудрявцева (УИ 62923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД