Наталья Сакович
Исследовательская работа «Картина как средство развития связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование связной речи старших дошкольников «констатирующий эксперимент».
Экспериментальное исследование проводилось в старшей возрастной группе детского сада №153 г. Ижевск, и детский сад № 149 г. Ижевск.
В исследовании приняли участие по 21 ребенку.
Публикация «Исследовательская работа „Картина как средство развития связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Целью констатирующего этапа экспериментального исследования явилось выявление уровней сформированности навыков применения связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания картин.
Задачами констатирующего эксперимента:
- разработать критерии и показатели развития связной речи старших дошкольников в процессе составления рассказа по картинам;
- выявить актуальный уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах;
- отобрать на наш взгляд, наиболее эффективные методы, приемы средства, способствующие сознанию интереса, мотивации для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
- сформировать умения по составлению связных рассказов по картинкам.
- в ходе обследования речи определить и охарактеризовать уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по картине.
Для реализации поставленных задач мы провели ряд педагогических экспериментов: констатирующий – позволивший определить актуальный уровень развития детей экспериментальной и контрольной групп; формирующий – в ходе которого осуществлялось психолого-педагогическое воздействие на детей; контрольный – посредством которого нами были зафиксированы сдвиги в развитии связной речи детей.
В качестве точек анализа нами были исследованы различные стороны связной речи : восприятие детей и описательная речь, творческое рассказывание и воображение, повествовательная речь.
Мы в анализе опирались на следующие критерии:
-целостность - единство темы;
- последовательность и структурное оформление;
- Связность – оценивая путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений не связанных или формально связанных между собой;
- развернутость рассказа, его объем измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений.
- самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
- плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Были использованы следующие методики:
Методика № 1 «Объяснение картин» ( автор : Атякшева Т. В.)
Цель: развивать связную речь, выявление ребенком осмысления содержания ситуации на картинке.
Материал: предметные картинки (Приложение №1)
Методика проведения: Расскажи, что здесь происходит, что ты видишь на картине, кто изображен?
Оценка:
• Высокий уровень - составляет связные рассказы с элементами фантазирования ;
• Средний уровень - составляет связные рассказы,часто использует простые предложения ;
• Низкий уровень - затрудняется составить связный рассказ, называет отдельные предметы или явления, изображенные на картине.
Методика №2 «Изучение восприятия картины» ( автор: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)
Цель: умение составить описательный рассказ и выявить особенности восприятия.
Оборудование: 3 Репродукции картин. Сюжетная «Богатыри» А. Е. Белокопытов. Пейзаж «Перед грозой» И. И. Шишкин. Натюрморт «Букет цветов, бабочки и птички» Ф. П. Толстой. (Приложение № 2)
Инструкция: Перед ребенком раскладываются картины трех жанров. Предлагается выбрать ту, которая нравится больше всего, описать ее: «Посмотри хорошенько на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано».
Критерии оценки:
Высокий уровень –осознание своих действий. Ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных свойств картины. Особенности воспроизведения; целостность описания, вычленение деталей, понимание построения картины, эмоциональная реакция на изобразительные средства. Описание соответствует выделенным критериям оценки связной речи.
Средний уровень – мало осознанная оценка. Ребенок затрудняется обосновать свой выбор. Частично нарушено восприятие картины : нет целостности описания, понимания настроения картины.
Низкий уровень - отсутствие оценки и особенностей восприятия.
Результаты констатирующего эксперимента
Для исследования развития речи на первом этапе мы предлагали детям методику № 1, и методику №2. Детям предлагалось задание выявить осмысления содержания ситуации на картинке, т. е. объяснить картинку, что он видит на ней и выявить особенности восприятия, уровни осознанности эстетической оценки картины, умение составить описательный рассказ.
Методика № 1. «Объяснение картин»
Методика №2. «Изучение восприятия картины»
Проанализируем высказывания детей старшего дошкольного возраста, полученные в результате констатирующего эксперимента: данные диаграммы свидетельствуют о примерной равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группе соотношение между детьми по уровню развития связной речи детей примерно одинаково.
Для детей обеих групп сложным оказалось задание по методике №2, которое выполнено на низком уровне. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная. (Приложение №3)
Наглядно это представлено в таблице (приложение, поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента, уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Не все дети смогли самостоятельно раскрыть содержание. Не все выделили в тексте начальные и завершающие предложения, организующие текст. Объем высказывания в ходе выполнения заданий представлен по - разному.
Анализ грамматического строя показывает, что дети применяют простые конструкции предложений. Они в основном пользовались однословными, неполными предложениями.
Дети использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь).
Метод математической статистики:
1 группа до эксперимента:
Среднее значение Сигма
1методика 1,76 0,77
2 методика 1,48 0,68
Нормального распределения нет, значит для дальнейшего подсчета результатов необходимо использовать непараметрические методы математической статистики.
2 группа до эксперимента:
Среднее значение Сигма
1 методика 1,95 0.86
2 методика 1,67 0,73
Нормального распределения нет.
UЭМП=2,5, в зоне незначительности, различия незначительны.
2. 2. Формирующий эксперимент
После исследования связной речи, второй этап это формирующий эксперимент. Его проведение проходило в создании педагогических условий, таких как занятия по развитию речи, наблюдения, дидактические игры, беседы по картинкам, чтение художественной литературы. Исследование проводилось на базе детского сада № 149 в старшей группе. В течение 4 месяцев два раза в неделю, продолжительностью занятия 20-30 минут.
За основу мы брали методику Л. А. Пеньевской, по ее мнению вспомогательные вопросы являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ. Далее - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности.
На этапе исследования решались следующие задачи:
1. Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
2. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
3. Учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.
Эти задачи решались, главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.
С целью обогащения содержания речи проводились наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.
Предлагаемые нами занятия содержат основные требования методики развития речи, которые предъявляются к работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие имеет конкретные цели обучающего, развивающего и воспитательного характера.
Дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности.
Занятия динамичны, поскольку детям предлагаются интересные, доступные возрасту детей игры, упражнения, задания.
Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приё м совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребё нок заполняет эту схему различным содержанием: «На картине изображена. (кошка с котятами). Кошка большая, а. (котята маленькие)» или: «Утром выпал. (снег). Андрюша взял санки и. (вышел на улицу)».
Мы проводили занятия с детьми:
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»
Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание.
Тема: Рассказ по картине «Ежи».
Цель: учить детей составлять рассказ по картине.
Занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».
Цель: составлять рассказ по картине.
Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .
Цель: Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план. (Приложение №4)
Дополнительно мы использовали игры:
Игры : «Кляксы»; «Пойми меня»; «На выставке»; «Волшебные картинки»; «Загадка» ; «Мостик»; «На что похоже?» ; «Кто что делает» ; «Снежный ком». и др (Приложение № 5)
В свободное от занятий время предлагались знакомые сказки и картинки к ним ("Заюшкина избушка", "Три медведя" и т. п.). Некоторым детям было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и определить последовательность, поэтому взрослый, в зависимости от ситуации, либо сам раскладывал картинки, либо делал это вместе с ним. В данных ситуациях дети учились составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в заданной последовательности.
В ходе игр и упражнений учили дошкольников отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа "Что лишнее?", "Узнай по описанию. В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.
2.3. Контрольный эксперимент
Заключительным этапом нашей работы стал контрольный эксперимент.
Мы повторно провели методику № 1, и методику №2, которые проводились на констатирующем эксперименте.
Сначала сравнили данные экспериментальной группы и контрольной после проведения педагогической работы.
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития значительно
уменьшился. Соответственно количество детей с высоким уровнем увеличилось, можно увидеть из диаграммы.
Результаты контрольного эксперимента:
Методика №1. «Объяснение картин»
Методика №2. №Изучение восприятия картины»
Результаты контрольного эксперимента показали следующее: уровень развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился, это видно из таблицы. (Приложение №6).
Дети стали заинтересовано относиться к выполнению задания, рассказы стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение. Дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные. В речи детей появились союзы, указывающие на причинные, временные и другие связи. В рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.
Данные технологии позволяют сохранить интерес детей в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, описания и разнообразные рассказы по картине.
Метод математической обработки результатов исследования.
После исследования Uэмп=4, нет значительных различий
Заключение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Развитие восприятия в дошкольном возрасте — это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности.
Дипломная работа показала, что дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игр и упражнений с использованием картин, занятий, различных ситуаций общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей.
Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным.
Гипотеза заявленная в работе, которая говорит о том, что уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста повысится с использованием картин, и при условии систематической работы с дополнительными играми подтвердилась.