Папки-передвижки

Исследовательская работа «Муравьиная ферма»

Тришина Елена
Исследовательская работа «Муравьиная ферма»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Все о муравьях и их образе жизни.

2. Польза муравьев в природе.

3. Муравьи в Пензенской области.

4. Заселение формикария и наблюдение за жизнью муравьев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Исследовательская работа „Муравьиная ферма“» размещена в разделах

Как-то раз мы с родителями ходили в лес за грибами. И именно там я впервые увидел муравейник. Мы наблюдали за тем, как много этих насекомых бегали по муравейнику и что-то делали. Одни муравьи затаскивали в муравейник палочки, камушки, пойманных насекомых, другие наоборот, выносили из муравейника мусор. Но все это происходило на виду, а мне всегда было интересно, а что же происходит внутри самого муравейника. Потом я стал замечать муравьев не только в лесу, но и на улице, и на нашей площадке. И мне всегда было интересно за ними понаблюдать. Но наблюдать за муравьями в природе сложно, но, оказывается, сейчас можно сделать муравейник у себя дома. Он называется муравьиная ферма или «формикарий».

Цель работы : путём наблюдений за колонией муравьев, изучить жизнь насекомых и понять их роль и значимость в окружающем мире.

Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить терминологию, касающуюся темы исследования.

2. Изучить особенности данных насекомых, обитающих в Пензенской области.

3. Провести наблюдения за жизнью колонии муравьев, расширить знания об их образе жизни, среде обитания.

Объектом исследования являются муравьи.

Предметом исследования является муравьи, обитающие в Пензенской области.

Используемые методы исследования : поиск, беседа, наблюдение, классификация.

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы на занятиях по окружающему миру как в ДОУ, так и в начальной школе. Теоретическая значимость моей работы – накопление и систематизация материала по выбранному вопросу.

1. Все о муравьях и их образе жизни.

Муравьи распространены по всему миру, за исключением Антарктиды и некоторых удалённых островов. В мире более 13000 видов и 378 родов, в России отмечены более 260 видов из 44 родов.

Наука, занимающаяся изучением муравьёв, называется мирмекология.

Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких частиц растений (иголок, веток) Некоторые виды приспособились к обитанию в жилищах человека.

Жизнь муравья начинается с яйца. После инкубационного периода из яйца выходит личинка, похожая на червячка. Позднее личинка превращается в куколку, из которой вылупляется муравей. Ухаживают за личинками и куколками рабочие муравьи. Личинки и куколки должны находиться при определённой постоянной температуре, поэтому рабочие часто переносят их из одной камеры муравейника в другую.

В природе не существуют муравьев, живущих по одному. Все они живут большими семьями. Каждый муравей в семье имеет определенную задачу и свою значимость.

Королева - самая крупная особь в муравейнике. Ее главная функция – приносить потомство откладывая яйца.

Рабочий муравей - их в колонии большинство. Рабочие муравьи, как и люди, имеют свои специальности: няньки – следят за молодняком, яйцами, куколками; фуражиры – добывают необходимое пропитание; уборщики – чистят помещения; строители – прорывают новые ходы, занимаются ремонтом муравейника.

Солдат – охраняет муравейник, матку, яйца и куколок от опасностей;

Один муравей за свою жизнь может сменить несколько специальностей.

Обычно самые молодые рабочие бывают няньками, немного повзрослев, они становятся строителями, а затем фуражирами (добытчиками пищи). Самые старые муравьи, которые уже не способны к добыванию пищи, становятся хранителями продовольственных запасов, сторожами или наблюдателями.

Муравьи могут общаться между собой при помощи запахов и усиков. Например, когда муравей находит пищу, он помечает свой обратный путь в муравейник при помощи запаха, другие муравьи усиками чуют этот запах и по нему находят дорогу к пище.

Питаются муравьи соком растений, другими насекомыми, семенами растений (муравьи-жнецы). Некоторые виды муравьев пасут тлю и пьют сладкую водичку (медвяную росу, которую тля выделяет, Муравьи листорезы выращивают у себя в муравейнике грибы, которыми и питаются.

Вся пища, которую собирают муравьи, приносится в гнездо и там распределяется между всеми членами семьи.

Муравьи кусаются когда защищаются или нападают, или брызгаются из брюшка едкой пахучей жидкостью.

У муравьев в природе много врагов: медведи, ящерицы, многие птицы, например дятлы, певчие птицы, пищухи, муравьеды, панголины.

2. Польза муравьев в природе.

Строя свои подземные дома и прокладывая многочисленные ходы для своего передвижения, они рыхлят и удобряют почву, насыщают её кислородом. Именно поэтому лесные растения, живущие над муравейниками, активнее всего развиваются.

Муравьи освобождают лес от вредных насекомых, обитатели одного муравейника всего за один день лета уничтожают около двух тысяч вредителей и их личинок. Тем самым способствуют приросту количества деревьев и кустарников. В Китае даже специально выращивают муравьев-ткачей для борьбы с вредителями, а в Южной Африке муравьи используются для сбора семян ройбуша, травяного чая. Муравьи, которые живут в старых пнях и деревьях, ускоряют разрушение мёртвой древесины.

Муравьи являются распространителями семян многих растений. Собирая их и перетаскивая домой, по дороге он теряет часть. Так растения размножаются на большой территории. В степях и пустынных районах семена многих растений разносятся исключительно муравьями. Так и пчёлы, муравьи являются опылителями для цветов, поедая сладкий нектар. Также муравьи служат пищей для многих животных.

3. Муравьи в Пензенской области.

Недавние полевые исследования насекомых на территории Пензенской области позволили выявить новые и отчасти неожиданные для пензенской фауны виды муравьев. Так были обнаружены черные блестящие муравьи, отличавшиеся от других муравьев быстротой бега и поднятым вертикально брюшком. Собранный исследователями материал позволил сделать вывод, что данный вид муравья - бегунок степной или фаэтончик - Cataglyphis aenescens. Это муравьи средних размеров (6-10мм, черные, блестящие, быстро бегают - населяют открытые пространства и являются типичными степными и даже полупустынными обитателями. В некоторых источниках указано, что данный вид муравьев (бегунок степной) внесут в новое издание Красной книги Пензенской области.

4. Заселение формикария и наблюдение за жизнью муравьев.

Для удобного наблюдения мы выбрали вертикальный формикарий, так как он больше похож на настоящий муравейник.

Для заселения мы выбрали степных муравьев-жнецов (Messor structor, потому что они неприхотливы и просты в уходе. Колония при покупке состояла из 1 королевы и 13 рабочих муравьев, а также 3-х личинок.

Муравьи при резкой смене обстановки испытывают сильный стресс. Поэтому, чтобы не травмировать и не пугать муравьев, мы поместили пробирку с муравьями в формикарий и откупорили вход в пробирку.

После открытия пробирки муравьи несколько минут не решались выйти, но потом, королева вышла наружу вместе с двумя рабочими муравьями, убедилась в отсутствии опасности и заселение началось.

Первое, что сделали муравьи после открытия пробирки – вынесли мусор. Потом рабочие муравьи стали исследовать окружающее пространство, а королева отложила несколько яиц. Примерно через три часа муравьи нашли вход в формикарий. Первый муравей, который обследовал комнаты формикария, вернулся в пробирку, сообщил о своей находке и тогда остальные муравьи пошли по его следам. Муравьи обследовали комнаты и сообщили об этом королеве. Так, примерно через пять часов после начала эксперимента королева переселилась в наш муравейник. Она выбрала комнату с наиболее благоприятным микроклиматом (возле губки с водой) на втором этаже. Рабочие муравьи в это время сделали на первом этаже кладовку с продуктами, маковыми зернами. Потом королеве что-то не понравилось, и она перебралась на первый этаж. Рабочим пришлось перетащить все маковые зерна в другую комнату. И только после этого муравьи перенесли яйца из пробирки в комнату с королевой.

Мы обратили внимание, что каждый муравей в колонии занимается своим делом. Несколько рабочих муравьев постоянно находились в пробирке возле королевы, перекладывали с места на место яйца. Часть муравьев сразу вынесли мусор и начали исследовать новый муравейник. Позже они занялись переноской еды в новое место.

Однажды мы неосторожно поставили пробирку с водой и слишком сильно на неё надавили. Вода из губки проступила в камеру, где находились яйца муравьев. Рабочие муравьи сразу закопошились и спешно перенесли все яйца на этаж выше в сухое место. Когда комната подсохла, они вернули яйца на место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования стало понятно, что эти насекомые обладают несколькими интересными качествами:

1. Они очень осторожны, берегут своё потомство: даже переселение из пробирки заняло у них целый день, они не переносили своих личинок в новое место, пока полностью не убедились в его безопасности.

2. Они чистюли: первое, что сделали муравьи после открытия пробирки - вынесли мусор.

3. Они настоящие работяги, у муравьев, как и у людей есть профессии: за всё время наблюдений муравьи ни на секунду не остановились, одни присматривали за потомством, другие носили пищу. Третьи выносили мусор.

4. Они очень аккуратные: в муравейнике всё лежит на своих местах, еда - в кладовой, яйца - в инкубаторе.

Наблюдая за муравьями, мы убедились, что жизнь муравьев очень похожа на жизнь людей. Муравьи живут одной большой дружной семьей, где у каждого своя профессия. Муравейник тоже похож на наши дома - он состоит из множества комнат, в которых муравьи поддерживают тепло и нужную влажность. Они очень любят свой дом, содержат его в чистоте. Как и люди они общаются, заботятся о потомстве, защищают своих детенышей от опасности. Муравьи очень трудолюбивы и никогда не сидят на месте. Кроме того они приносят большую пользу природе.

Наблюдать и уахживать за муравьями очень интересно. Тот, кто хоть раз ухаживал за муравьями, знает об их сложном и интересном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гребенщиков В. С. «В стране насекомых»

2. Дмитриев Ю. «Соседи по планете»

3. «Мир на ладони» Муравьи, кузнечики, пауки

4. [Электронный ресурс]. https://wiki2.org/ru/Муравьи

5. [Электронный ресурс]. https://muravdom.ru/help/kartochki- vidov/messor-structor-stepnye-muravi-zhnecy-soderzhanie-i-uxod-v-domashnix- usloviyax/

6. Сеть Интернет

Публикации по теме:

«Ферма». Коллективная работа детей старшей группы из природного и бросового материала.«Ферма». Коллективная работа детей старшей группы из природного и бросового материала. Для создания фермы использовали две одинаковые коробки, которые склеили боковыми гранями; в каждой сделали прорези для входа. Оформляли,.

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Конспект ОД по аппликации из геометрических фигур разной величины «Наша ферма» коллективная работа в старшей группеКонспект ОД по аппликации из геометрических фигур разной величины «Наша ферма» коллективная работа в старшей группе Программное содержание: показать детям возможность создания образов разных животных (коза, поросёнок, лошадь) на одной основе из овалов.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Муравьиная ферма»
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 14:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД