Наталья Шмигирилова
Исследовательская работа «Агрессия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа на тему : «Агрессия у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Шмигирилова Наталья Григорьевна
В настоящее время в нашей стране проблема детской агрессивности приобретает глобальный характер не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом.
Публикация «Исследовательская работа „Агрессия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Что такое же такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского слова «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. д.)»
Злость это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь степень негативного чувства, которое несет в себе энергию.
Сначала, может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, затем появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость.
Под влиянием агрессивных проявлений у ребенка снижаются его интеллектуальные возможности, деформируется личностное развитие, появляется повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость. Рост количества детей, имеющих агрессивные проявления, беспокоит как родительскую, так и педагогическую общественность. Американские психологи выделяют две формы детской агрессивности : недеструктивную, которая проявляется в защите собственного достоинства, активности, стремлению к достижениям, защите себя и других, завоевании свободы и независимости — данная форма является врожденным механизмом человека, функционирует с самого рождения и предназначена для адаптации к окружающей среде, удовлетворения желаний, и деструктивную, содержащую в себе противоречие нормам и правилам, принятым в обществе, жестокость, ненависть, зависть, недоброжелательность, гнев — данная форма не проявляется сразу после рождения человека. Речь идет, конечно, о деструктивной форме агрессии, энергию которой выплескивают люди во вред себе и окружающим. Дети, проявляющие агрессию в деструктивной форме, испытывают трудности в налаживании коммуникативных контактов, у них низкий уровень развития эмоционального интеллекта, регуляции собственного поведения и деятельности. Но это дети. Взрослые люди, родители, педагоги должны понимать, прежде всего, причины возникновения у них подобных проявлений. А причины кроются в семейной среде ребенка, в тех условиях, которые созданы для него в самом близком окружении. Родители — первые воспитатели своего дитя, именно они являются для него образцом для подражания, эталоном поступков и действий. Тот опыт, который ребенок приобрел в детстве, оставляет неизгладимый след на ход его дальнейшей жизни. Детские впечатления, хотя и часто остаются на подсознательном уровне, но, в дальнейшем определяют поступки и действия ребенка помимо его воли. Одна из ярких особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте — устойчивость первых впечатлений от окружающей его действительности. И именно эти впечатления он получает в семье, именно под их влиянием формируется личность человека, его особенности, характер. Необходимо отметить тот факт, что сложившаяся семейная атмосфера влияет на становление личности ребенка целенаправленно, регулярно, продолжительно, а так же, на разных этапах его развития, и в различных жизненных ситуациях. Привычки, приобретенные в детстве, имеют такую огромную силу, что человек, даже хорошо понимая их негативные последствия, не в силах от них освободиться. Поступки, действия ребенка являются зеркальным отражением семейного уклада, преобладающих в семье правил, стиля поведения. Ведь особенность ребенка-дошкольника, живущего в семье, заключается в том, что он всегда и во всем, на бессознательном уровне подражает своим родителям. Убеждения и стремления родителей являются для ребенка истиной в последней инстанции. Дети постоянно находятся в процессе семейного взаимодействия и наблюдают за ним. Личный пример родителей обладает огромной силой на ребенка и соответственно налагает на них ответственность за свои слова и поведение в присутствии ребенка. Однако агрессивные проявления у ребенка в дошкольном возрасте имеют свое развитие не только в результате подражания родителям, но и в условиях, когда он испытывает острый дефицит родительской любви и подвержен постоянным наказаниям. Согласно исследованиям американских психологов, в тех семьях, в которых преобладает низкий культурный, образовательный и воспитательный уровень, ребенок наиболее подвержен возникновению и развитию деструктивной форме агрессивности.
Выделяют 5 основных типов семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия:
Главными характеристиками воспитательного потенциала семьи являются: характер внутрисемейных отношений, личностные качества родителей, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень нравственной культуры в семье, уровень образования родителей, материальные условия в семье, уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, степень ответственности родителей за воспитание детей. К сожалению, в отдельных случаях, семейное воспитание создает весьма благоприятную почву для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности у ребенка дошкольного возраста. Поэтому поддержка семьи со стороны образовательной организации сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая мотивация педагогов и родителей в создании гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью педагогической общественности.
Поспорить с тем, что ребенок спокойно воспринимает агрессию сложно, любому взрослому человеку будет как минимум неприятна агрессия со стороны того, кому он доверяет. А ведь дети доверяют и подражают взрослым. Этому факту отводится важнейшая роль в развитии различных поведенческих форм. Можно обратить внимание, что взрослые не замечают, как иногда начинают делать замечание своим детям тоном своих родителей, а иногда и такими же фразами. Так же, как отчитывали их в детстве.
Необходимо понимать, когда дети находятся под влиянием внешней агрессии, они погружаются в чувство тревоги и страха, куда будет направляться основной поток энергии. Если ребенок боится – он не развивается! Последуют нарушения коммуникативной и интеллектуальной сферы. Любая война, следствие нарушения коммуникации.
Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками в воспитании, она переходит в агрессивность, как черту характера. Проявления негативных реакций зачастую настораживают родителей, и они задаются вопросом: «как убрать агрессию у ребенка?».
К основным причинам, способствующим появлению агрессии относят :
— соматические заболевания, нарушения работы головного мозга;
— проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;
— непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, а и в социуме;
— равнодушие родителей к делам, а также интересам малыша, его статусу, успешности;
— сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;
— отсутствие единства в воспитании, а также его непоследовательность;
— неспособность малыша контролировать свои поступки, низкая самооценка;
— недостаточное развитие интеллекта;
— высокая степень возбудимости;
— отсутствие способности строить отношения в социуме;
— жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.
Причина агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а также когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.
Проявление агрессии выражается в таких поступках: обзывание сверстников, отбирание игрушек, желание ударить другого сверстника. Агрессивные дети зачастую провоцируют других сверстников на драки, тем самым выводят взрослых из состояния душевного равновесия. Агрессивные дети обычно «ершистые», что вызывает сложность в общении и правильного подхода к ним.
Признаки агрессии у детей : мстительность, отказ соблюдать правила, непризнание своих ошибок, вспышки гнева на действия окружающих, драчливость, замахивание на близких, плевки, щипание, употребление бранных слов.
Агрессия у детей способна быть скрытой, если родители подавляют ее, выбирая для этого неверные методы.
Агрессия у детей почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего-то, экспериментирование своего поведения на взрослых.
Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.
Укус — это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые двухлетние дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусаются для того, чтобы демонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.
Когда вы осознаете, чем было спровоцировано негативное поведение малыша, вам сразу станет понятно, как научить его справляться с собой в критической ситуации. Важно помнить, что малыши всему учатся на примерах своих родителей.
Агрессия мамы очень сильно отражается на ребенке. Малыш очень быстро усваивает такое поведение мамы, а жестокое поведение может послужить предпосылкой к неврозам. Важно усвоить, что поведение малыша — это полное зеркальное отражением того, что он видит в семье.
Агрессия у детей 3 лет возникает из-за игрушек. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, истерят.
Родительская попытка снять напряжение силой, приводит к неудачам, и следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно. В этом случае родителям необходимо просто переключить внимание малыша на другое занятие или убрать провоцирующий фактор.
Агрессия у детей 4 лет несколько снижается, малыши начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения. Для малышей идет восприятие так: или все плохое или хорошее. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах, инструкциях: что и как именно делать. Малыши 4 лет не понимают после просмотра телевизора, где реальность, а где фантазия, они не могут правильно понять желания других, присоединившихся к их играм. Их восприятие такое: на мою территорию вторглись. Поэтому им сложно объяснить, что другие детки миролюбивы.
Агрессия у ребенка 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальное нападение (прозвища, молчание, игнорирование, однако могут прибегать и к агрессивной форме защиты своих интересов.
Агрессия у ребенка 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных, проявлениях, а также стрессовом напряжении, мести. Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность малыша, но, несмотря на это, дети начинают уже проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.
Бывает, что немотивированные приступы агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда малыши никогда не знают отказа, всего добиваются истериками, криками. В этом случае следует быть терпеливыми, поскольку, чем запущеннее проблема, тем тяжелее проводить коррекцию по устранению немотивированных агрессивных приступов. Не следует ждать, что вот чадо подрастет и изменится.
Обязательное правило в общении с малышом — это постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при появлении агрессии.
Что делать, если ребенок проявляет агрессию? Зачастую агрессивное поведение — это реакция на отсутствие внимания, и таким образом малыш стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Малыш быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому родители должны это учитывать и по максимуму общаться с малышом, поддерживая его позитивное общение.
Как реагировать на агрессию ребенка? К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то родителям следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах появляются приступы агрессии, обязательно поставить себя на место малыша, подумать, чего ему не хватает.
Коррекция приступов агрессии у детей включает подключение игровых ситуаций, разыгрывание игрушечными персонажами, приближенными к реалиям. Как только приучите вести себя спокойно, ваш малыш сразу поменяет манеру общения с другими детками.
Как справиться с агрессией ребенка? Воспитание малыша должно включать единство требований обоих родителей и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером родители могут выработать поведенческие навыки у малыша. Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к своему малышу. В семье, где малыш видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов, идет восприятие ее как нормы.
Можно помочь агрессивным детям различными способами:
— предложите ребенку нарисовать свою агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;
— битье подушки, счет до десяти;
— переключение внимания на игру или другое занятие;
— в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию у малышей;
— исключить запугивание и шантажирование;
— стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;
— занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;
— специальная гимнастика, направленная на релакс для снятия напряжения;
— соблюдение витаминизированной диеты.
Вывод
Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность. Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются.
Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний». Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди. Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?
Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми. Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей.
Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что же еще сделать, чтобы родители его снова любили. Любовь, терпение, понимание помогут в воспитании достойного человека!
Список литературы:
1. Алфимова, М. В., Трубников, В. И. Психогенетика агрессивности [текст] /М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С. 112-121.
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/Л. Берковиц. - М., 2001. - 512с.
3. Большая психологическая энциклопедия. - М. : Эксмо, 2007. - 544 с.
4. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. /Пред. Науч. -ред. совета Ю. С. Осипов. - М. : Бол. Рос. Энциклопедия, 2004.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/Р. Бэрон [и др. ] - СПб., 1997. - С. 26.
6. Вежновец, И. Программа "Развитие эмоциональной сферы" [текст] /И. Вежновец // Школьный психолог. - 2005. -№ 17-с. 33-34.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Сред. пед. учеб. заведений/Сост И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Издательский центр "Академия", 1998. - 320с.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю. Б. Гиппенрейтер; худож. Г. А. Карасева. - М. : АСТ: Астрель, 2008. -238 с.
9. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекация эмоционального мира дошкольников4-6 лет : Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И. А. Пазухина. - Спб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008. - 272с.
10. Евсеева, В. П. Детская агрессия/В. П. Евсеева // 1000 советов. - 2006. - № 6. -с. 12-13
11. Клюева, Н. В., Филипова, Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет/Н. В. Клюева [и др. ]. - Ярославль, 2001. - с. 7-8
12. Краткий психологический словарь/ Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М. : Политиздат, 1985. -431с.
13. Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь - справочник/Майк Кордуэлл. -Пер. с Англ. К. С. Ткаченко. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. -448с.
14. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/Е. К. Лютова [и др. ]. - СПб., 2000. - Приложение 9.
15. Морева, Е. Детская агрессивность и способы ее преодоления [текст] / Е. Морева // Воспитание школьников. - 2008. -№ 5-с. 31-34
16. Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. -3-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 608 с.
17. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога/ Р. В. Овчарова. - М. : Издательский центр "Академия", 2001.