Ванчикова Мария Тумуровна
Исследовательская работа «Удивительный мир бурятских костяных игрушек» к Году семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»
«Удивительный мир бурятских костяных игрушек»
(Посвящается Году семьи)
Бадмаева Цырена,5 лет.
Руководитель – Ванчикова Мария Тумуровна.
Воспитатель, музыкальный руководитель.
2024год.
Содержание:
• План исследования :
• Введение;
• Основная часть;
• Заключение; выводы.
Публикация «Исследовательская работа „Удивительный мир бурятских костяных игрушек“ к Году семьи» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика Бурятия
- Темочки
Цель: изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан»
Задачи:
• Познакомить с бурятскими народными играми и изучить разновидности игры «Шагай наадан»;
• Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и культуре народов России, к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм, обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;
• Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Объект исследования : Народная национальная игра.
Предмет исследования : «Шагай наадан»
Гипотеза: Исследуя и изучая удивительный мир бурятских, костяных игрушек, я буду знать народные игры, традиции, обычаи и культуру бурятского народа.
Актуальность
В современном мире, знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из важных и основных условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей стремятся узнать свои обычаи и традиции, проникнуть в духовный мир своих предков, сохранить и сберечь свою культуру. Эффективным, увлекательным и доступным средством для приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, является народная игра. В этом мы видим актуальность нашей работы. Есть у бурят уникальная народная игра «Шагай наадан», которая раньше была забыта и активно возрождается в наше время.
Ожидаемый результат:
- развитие интереса к игре «Шагай наадан», приобщение к национальной
культуре;
- познакомить и научить играть в «Шагай наадан» сверстников;
- развитие математического мышления, умение вести себя в группе;
- сбор лодыжек, как элемента настольной игры;
Методы:
Теоретический метод:
- сбор материалов об игре;
- изучение и обработка собранных материалов об игре: Центр краеведения, интернет; сельская и школьная библиотеки, беседы с дедушкой и бабушкой.
Практический метод:
- сбор костяшек-лодыжек (шагай);
- разучивание игры в «Шагай наадан»;
- изготовление поделки «Табан хушуун мал».
Практическая значимость: народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для
будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, мы воспитываем, развиваем и формируем уважительное отношение к своему народу, к Родине. Также данное исследование может стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при изучении фольклора и произведений бурятской культуры и литературы; в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Взаимодействие с семьей :
- Поиск информации; прослушивание музыки;
- Проведение игры «Шагай наадан»;
- Оформление папки «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»;
- Беседы и игры с родителями, с бабушкой, с дедушкой, с братьями, с сестрой;
- Изготовление поделки «Табан хушуун мал».
Место проведения:
- МАДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко»»
- Мой дом.
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Удивительный мир бурятских костяных игрушек», так как этот материал представляет информационную ценность для детей, воспитателей и родителей. Знакомство с национальными играми в совместной деятельности с детьми, с родителями, с родными, приобщает к народным традициям и культурным ценностям, воспитывает к патриотические чувства, преданности и любви к своей малой Родине.
В нашей работе были выбраны и изучены три вида игры «Шагай наадан» При исследовании была проведена практическая работа - изготовление поделки «Табан хушуун мал».
Заключение:
В начале нашей исследовательской работы мы поставили цель :
изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан». В ходе изучения специальной литературы, проведения бесед, экскурсий в библиотеку, в музей, посещения краеведческого уголка, в лепке и рисовании пяти видов животных, в просмотре слайдов и прослушивании музыкальных произведений, в проведении бурятских народных игр, изготовлении поделки «Табан хушуун мал» мы узнали, изучили и научились разновидностям игры «Шагай наадан». И убедились в правильности выдвинутой нами гипотезы: исследуя и изучая удивительный мир бурятских костяных игрушек, я буду знать народные игры, традиции, обычаи и культуру бурятского народа. В целях сохранения традиций нашего народа, мы должны поддерживать народные игры, передавать их из поколения в поколение. При проведении Международного соревнования по разбиванию хребтовой кости «hээр шаалган» в рамках VII этнофестиваля «Алтан Мундарга -2024» стали возрождаться и появляться новые разновидности игры «Шагай наадан» : игра «Талаан Тобшо Наадан» — это игра на удачу и меткость. Игра была придумана 5 июля 2022 года. Авторами стали Сакияев Жаргал Ламажапович и Бутуханов Владимир Фёдорович. Чем она примечательна? В неё могут играть от мала до велика — как командой, так и индивидуально; в любое время года — на снегу, на траве, в помещении и т. д. (разрабатывается вариант игры на льду); на любых праздниках, будь то семейные, школьные, городские и т. д.
Также игру «Баргай наадан» презентовал ГУК «Агинский национальный музей имени Гомбожаб Цыбикова» Автором игры является Б. Д. Дугаржапов, ведущий научный сотрудник музея. Им и активными любителями игры «Шагай наадан» придуманы строгие правила к новой игре.
Далее мы планируем изучить и научиться этим новым разновидностям игр, продолжить собирание бараньих лодыжек, лопаток, также и крупного рогатого скота, изготавливать различные поделки и распространять их как этно-сувениры, создавать буклеты не только на русском и бурятском языках, а также на английском, чтобы не только наши земляки, но и другие народности познакомились с нашей культурой. Также для популяризации мы создали буклеты с подробной инструкцией по разновидностям игры «Шагай наадан».
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.
Литература:
1. Бабуев С. Д., Бальжинимаева Ц. Ц. «Буряад зоной урданай уудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.
2. Бурхинов Д. М. «Народная педагогика и современная национальная школа», Улан-Удэ, 2013 г. с. 90-с. 91.
3. Дондокова Ц. -Д. Д., «Барбаадай», Улан-Удэ, 2012. с. 78.
4. Номтоев Ц «Шагай наадан», 1996г. с. 4-с. 5, с. 16-с. 17
5. Тугутов Н. Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 2014
6. «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
7. Журнал «Одон». №6-2012г.
8. Интернет.
Тема моей работы : «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»
Цель: изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан»
В нашем детском саду в Центре краеведения много интересных бурятских костяных игрушек. Представляем нашу уникальную коллекцию «Удивительный мир бурятских костяных игрушек».
Воспитатель Мария Тумуровна рассказала и показала нам удивительные бурятские костяные игрушки. Они отличаются от моих любимых кукол, их не сможем купить в магазине. В старину, в бурятских семьях не было игрушек, как в наше время, поэтому дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Любимой игрой у детей были: шагай - бараньи косточки – лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали их в кожаный мешочек и хранили для детских игр.
1. «Шагай наадан»
Меня заинтересовала игра «Шагай наадан». Шагай или еще называют альчиком- это косточка бараньей лодыжки или бабки. Мария Тумуровна рассказала, что «Шагай наадан» раньше была самой любимой, распространенной и популярной игрой бурятского народа. Эта увлекательная игра, близкая к спортивным играм. В старину ее называли зимним видом спорта, дети и взрослые играли долгими зимними вечерами перед Сагаалганом. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все. Их передавали из поколения в поколение, бережно хранили.
2. Я решила узнать больше об этой игре, как играют в нее, какие есть разновидности этой игры, так как мы дома тоже любим играть в шагайшки.
С воспитателем сходили в библиотеку, чтобы узнать разновидности игры, также пользовались интернетом.
3. (Приложение 1) Опрос. Спросила у ребят своей группы, кто знает эту игру «Шагай наадан», какие разновидности знаете. Выявили, что ребята плохо знают эту игру.
После опроса познакомила друзей с шагай и его сторонами, которыми названы пять животных Мария Тумуровна нам показала правила игры, мы всей группой играли. Также мы в группе рассматривали картинки, слайды, рисовали и раскрашивали пять видов животных, слушали музыку, играли в разные бурятские игры, изучали позиции «Шагай», разновидности игры.
Мы узнали:
А) В игру могут играть два человека, и группой, или даже один человек.
Б) При игре различают 5 положений в игре: конь, верблюд, овца, коза, корова. Их называют: Символ скотоводства «Табан хушуун мал»
Важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона.
4. (Приложение 2) Позиции шагай
Далее приступила к обучению по трем видам «Шагай наадан».
Нам больше понравилось играть в игры «Таалсалга» - отгадывание; «Бодание баранов» И дома мы с моими братьями Чимит, Очир и сестрой Сангитой, с мамой, с папой тоже играли.
5. (Приложение 3) Опрос. Изучив правила и научившись играть, сделали опрос среди моих сверстников в детском саду
Мои друзья узнали больше об этих играх, познакомились с разновидностями.
Разновидности (Приложение 4)
Игры «Шагай» имеют более десятка разновидностей, известных нам.
6. Показ и рассказ «hээр шалган»
Представляем вам поделку «hээр шалган». «hээр» - это хребтовые кости быков, верблюдов,яков. Их ломают руками, проводятся соревнования.
7. Изготовление поделки «Табан хушуун мал»»
Представляю вам свою поделку, выполнила ее из одной бараньей лопатки и пяти бараньих лодыжек «Шагай», так как это Символ скотоводства и плодородия. Раскрасила в пять цветов по количеству животных - «Табан хушуун мал»
Вывод:
Я узнала, удивительный мир бурятских костяных игрушек.
Изучила и научилась трем новым видам национальной игры «Шагай наадан». Теперь мои друзья тоже умеют играть. Нам будет веселее проводить досуг, играя в шагай. Когда я стану старше, то буду дальше изучать и другие виды бурятских игр, беречь и сохранять их.
Спасибо за внимание!
Приложение 1Опрос
Вопросы Да Нет
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»?
Есть ли дома шагай?
Знаете ли название позиций лодыжек?
Умеешь играть в «Шагай наадан»?
Сколько разновидностей игр знаете?
Знаешь эти виды?
12 косточек
Таалсалга — отгадывание
Бодание баранов
Приложение 2 Позиции шагай
- «Хонхо» (с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.
- «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - это овца
- «Морин» (конь, упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.
- «Yхэр» (крупный скот, упавшие набок с резной стороной - это бычок.
- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд.
Приложение 3 Опрос
Вопросы Да Нет
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»?
Есть ли дома шагай?
Знаете ли название положении лодыжек?
Умеешь играть в «Шагай наадан»?
Сколько разновидностей игр знаете?
Знаешь эти виды?
12 косточек
Таалсалга — отгадывание
Бодание баранов
Приложение 4. Разновидности игры «Шагай наадан»
1. «Хонхо, бухэ, туулга» — собирание костяшек, павших спиной и на спину;
2. «Таалсалга» — отгадывание;
3. «Мори урилдаан» — «конные скачки»
4. «Хумпараа» — подкидывание тремя костяшками-бабками;
5. «Няхалалга» — щелканье;
6. «Хорео барилга» — постройка оград для скота;
7.«Хонгордоолго» — подкидывание;
8. «Табаршаалга» — от слова табан» — пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;
9. «Шуурэлгэ» — хватание бабок горстью;
10. «Харбалга» — метание бабки (лодыжки) в бабку;
11. «Дурбэн бэрхэ» — четыре молодца;
12. «Ерхо харбалга» — стрельба в костяной стрелы «ерхо»
13. Арбан хоер шагай - двенадцать косточек
14. «Баргай наадан»
15. «Талаан тобшо»
Приложение 5
Арбан хоер шагай - двенадцать косточек
Берут 12 косточек и подбрасывают их, у кого больше косточек упадет в положении (хонин — овца, тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству косточек-хонин.
Первый берет все косточки, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все позиции «хонин», последующие проделывают то же самое, пока все косточки не будут разобраны. Выигрывает, тот у кого отобранных косточек больше.
Таалсалга — отгадывание
Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, победитель!
Бодание баранов
Два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок либо перевернулась.
Приложение 6
Правила игры для детей: Шагай надаан.
Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:
1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.
3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.
Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.