МААМ-картинки

Исследовательская работа «Удивительный мир бурятских костяных игрушек» к Году семьи

Ванчикова Мария Тумуровна
Исследовательская работа «Удивительный мир бурятских костяных игрушек» к Году семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»

Исследовательская работа

«Удивительный мир бурятских костяных игрушек»

(Посвящается Году семьи)

Бадмаева Цырена,5 лет.

Руководитель – Ванчикова Мария Тумуровна.

Воспитатель, музыкальный руководитель.

2024год.

Содержание:

• План исследования :

• Введение;

• Основная часть;

• Заключение; выводы.

Публикация «Исследовательская работа „Удивительный мир бурятских костяных игрушек“ к Году семьи» размещена в разделах

Цель: изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан»

Задачи:

• Познакомить с бурятскими народными играми и изучить разновидности игры «Шагай наадан»;

• Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и культуре народов России, к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм, обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;

• Развивать познавательные интересы в процессе исследовательской деятельности, воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

Объект исследования : Народная национальная игра.

Предмет исследования : «Шагай наадан»

Гипотеза: Исследуя и изучая удивительный мир бурятских, костяных игрушек, я буду знать народные игры, традиции, обычаи и культуру бурятского народа.

Актуальность

В современном мире, знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из важных и основных условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей стремятся узнать свои обычаи и традиции, проникнуть в духовный мир своих предков, сохранить и сберечь свою культуру. Эффективным, увлекательным и доступным средством для приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, является народная игра. В этом мы видим актуальность нашей работы. Есть у бурят уникальная народная игра «Шагай наадан», которая раньше была забыта и активно возрождается в наше время.

Ожидаемый результат:

- развитие интереса к игре «Шагай наадан», приобщение к национальной

культуре;

- познакомить и научить играть в «Шагай наадан» сверстников;

- развитие математического мышления, умение вести себя в группе;

- сбор лодыжек, как элемента настольной игры;

Методы:

Теоретический метод:

- сбор материалов об игре;

- изучение и обработка собранных материалов об игре: Центр краеведения, интернет; сельская и школьная библиотеки, беседы с дедушкой и бабушкой.

Практический метод:

- сбор костяшек-лодыжек (шагай);

- разучивание игры в «Шагай наадан»;

- изготовление поделки «Табан хушуун мал».

Практическая значимость: народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Эта игра важна для

будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, мы воспитываем, развиваем и формируем уважительное отношение к своему народу, к Родине. Также данное исследование может стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при изучении фольклора и произведений бурятской культуры и литературы; в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Взаимодействие с семьей :

- Поиск информации; прослушивание музыки;

- Проведение игры «Шагай наадан»;

- Оформление папки «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»;

- Беседы и игры с родителями, с бабушкой, с дедушкой, с братьями, с сестрой;

- Изготовление поделки «Табан хушуун мал».

Место проведения:

- МАДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко»»

- Мой дом.

Для исследовательской работы мы выбрали тему «Удивительный мир бурятских костяных игрушек», так как этот материал представляет информационную ценность для детей, воспитателей и родителей. Знакомство с национальными играми в совместной деятельности с детьми, с родителями, с родными, приобщает к народным традициям и культурным ценностям, воспитывает к патриотические чувства, преданности и любви к своей малой Родине.

В нашей работе были выбраны и изучены три вида игры «Шагай наадан» При исследовании была проведена практическая работа - изготовление поделки «Табан хушуун мал».

Заключение:

В начале нашей исследовательской работы мы поставили цель :

изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан». В ходе изучения специальной литературы, проведения бесед, экскурсий в библиотеку, в музей, посещения краеведческого уголка, в лепке и рисовании пяти видов животных, в просмотре слайдов и прослушивании музыкальных произведений, в проведении бурятских народных игр, изготовлении поделки «Табан хушуун мал» мы узнали, изучили и научились разновидностям игры «Шагай наадан». И убедились в правильности выдвинутой нами гипотезы: исследуя и изучая удивительный мир бурятских костяных игрушек, я буду знать народные игры, традиции, обычаи и культуру бурятского народа. В целях сохранения традиций нашего народа, мы должны поддерживать народные игры, передавать их из поколения в поколение. При проведении Международного соревнования по разбиванию хребтовой кости «hээр шаалган» в рамках VII этнофестиваля «Алтан Мундарга -2024» стали возрождаться и появляться новые разновидности игры «Шагай наадан» : игра «Талаан Тобшо Наадан» — это игра на удачу и меткость. Игра была придумана 5 июля 2022 года. Авторами стали Сакияев Жаргал Ламажапович и Бутуханов Владимир Фёдорович. Чем она примечательна? В неё могут играть от мала до велика — как командой, так и индивидуально; в любое время года — на снегу, на траве, в помещении и т. д. (разрабатывается вариант игры на льду); на любых праздниках, будь то семейные, школьные, городские и т. д.

Также игру «Баргай наадан» презентовал ГУК «Агинский национальный музей имени Гомбожаб Цыбикова» Автором игры является Б. Д. Дугаржапов, ведущий научный сотрудник музея. Им и активными любителями игры «Шагай наадан» придуманы строгие правила к новой игре.

Далее мы планируем изучить и научиться этим новым разновидностям игр, продолжить собирание бараньих лодыжек, лопаток, также и крупного рогатого скота, изготавливать различные поделки и распространять их как этно-сувениры, создавать буклеты не только на русском и бурятском языках, а также на английском, чтобы не только наши земляки, но и другие народности познакомились с нашей культурой. Также для популяризации мы создали буклеты с подробной инструкцией по разновидностям игры «Шагай наадан».

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.

Литература:

1. Бабуев С. Д., Бальжинимаева Ц. Ц. «Буряад зоной урданай уудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.

2. Бурхинов Д. М. «Народная педагогика и современная национальная школа», Улан-Удэ, 2013 г. с. 90-с. 91.

3. Дондокова Ц. -Д. Д., «Барбаадай», Улан-Удэ, 2012. с. 78.

4. Номтоев Ц «Шагай наадан», 1996г. с. 4-с. 5, с. 16-с. 17

5. Тугутов Н. Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 2014

6. «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011

7. Журнал «Одон». №6-2012г.

8. Интернет.

Тема моей работы : «Удивительный мир бурятских костяных игрушек»

Цель: изучить бурятские костяные игрушки «Шагай наадан»

В нашем детском саду в Центре краеведения много интересных бурятских костяных игрушек. Представляем нашу уникальную коллекцию «Удивительный мир бурятских костяных игрушек».

Воспитатель Мария Тумуровна рассказала и показала нам удивительные бурятские костяные игрушки. Они отличаются от моих любимых кукол, их не сможем купить в магазине. В старину, в бурятских семьях не было игрушек, как в наше время, поэтому дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки. Любимой игрой у детей были: шагай - бараньи косточки – лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали их в кожаный мешочек и хранили для детских игр.

1. «Шагай наадан»

Меня заинтересовала игра «Шагай наадан». Шагай или еще называют альчиком- это косточка бараньей лодыжки или бабки. Мария Тумуровна рассказала, что «Шагай наадан» раньше была самой любимой, распространенной и популярной игрой бурятского народа. Эта увлекательная игра, близкая к спортивным играм. В старину ее называли зимним видом спорта, дети и взрослые играли долгими зимними вечерами перед Сагаалганом. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все. Их передавали из поколения в поколение, бережно хранили.

2. Я решила узнать больше об этой игре, как играют в нее, какие есть разновидности этой игры, так как мы дома тоже любим играть в шагайшки.

С воспитателем сходили в библиотеку, чтобы узнать разновидности игры, также пользовались интернетом.

3. (Приложение 1) Опрос. Спросила у ребят своей группы, кто знает эту игру «Шагай наадан», какие разновидности знаете. Выявили, что ребята плохо знают эту игру.

После опроса познакомила друзей с шагай и его сторонами, которыми названы пять животных Мария Тумуровна нам показала правила игры, мы всей группой играли. Также мы в группе рассматривали картинки, слайды, рисовали и раскрашивали пять видов животных, слушали музыку, играли в разные бурятские игры, изучали позиции «Шагай», разновидности игры.

Мы узнали:

А) В игру могут играть два человека, и группой, или даже один человек.

Б) При игре различают 5 положений в игре: конь, верблюд, овца, коза, корова. Их называют: Символ скотоводства «Табан хушуун мал»

Важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона.

4. (Приложение 2) Позиции шагай

Далее приступила к обучению по трем видам «Шагай наадан».

Нам больше понравилось играть в игры «Таалсалга» - отгадывание; «Бодание баранов» И дома мы с моими братьями Чимит, Очир и сестрой Сангитой, с мамой, с папой тоже играли.

5. (Приложение 3) Опрос. Изучив правила и научившись играть, сделали опрос среди моих сверстников в детском саду

Мои друзья узнали больше об этих играх, познакомились с разновидностями.

Разновидности (Приложение 4)

Игры «Шагай» имеют более десятка разновидностей, известных нам.

6. Показ и рассказ «hээр шалган»

Представляем вам поделку «hээр шалган». «hээр» - это хребтовые кости быков, верблюдов,яков. Их ломают руками, проводятся соревнования.

7. Изготовление поделки «Табан хушуун мал»»

Представляю вам свою поделку, выполнила ее из одной бараньей лопатки и пяти бараньих лодыжек «Шагай», так как это Символ скотоводства и плодородия. Раскрасила в пять цветов по количеству животных - «Табан хушуун мал»

Вывод:

Я узнала, удивительный мир бурятских костяных игрушек.

Изучила и научилась трем новым видам национальной игры «Шагай наадан». Теперь мои друзья тоже умеют играть. Нам будет веселее проводить досуг, играя в шагай. Когда я стану старше, то буду дальше изучать и другие виды бурятских игр, беречь и сохранять их.

Спасибо за внимание!

Приложение 1Опрос

Вопросы Да Нет

Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»?

Есть ли дома шагай?

Знаете ли название позиций лодыжек?

Умеешь играть в «Шагай наадан»?

Сколько разновидностей игр знаете?

Знаешь эти виды?

12 косточек

Таалсалга — отгадывание

Бодание баранов

Приложение 2 Позиции шагай

- «Хонхо» (с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх - это козел.

- «Бухэ» (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх - это овца

- «Морин» (конь, упавшие набок ровной стороной, ребром - это лошадка.

- «Yхэр» (крупный скот, упавшие набок с резной стороной - это бычок.

- «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в сидячем положении - встали на «дыбы» или берцом - это верблюд.

Приложение 3 Опрос

Вопросы Да Нет

Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»?

Есть ли дома шагай?

Знаете ли название положении лодыжек?

Умеешь играть в «Шагай наадан»?

Сколько разновидностей игр знаете?

Знаешь эти виды?

12 косточек

Таалсалга — отгадывание

Бодание баранов

Приложение 4. Разновидности игры «Шагай наадан»

1. «Хонхо, бухэ, туулга» — собирание костяшек, павших спиной и на спину;

2. «Таалсалга» — отгадывание;

3. «Мори урилдаан»«конные скачки»

4. «Хумпараа» — подкидывание тремя костяшками-бабками;

5. «Няхалалга» — щелканье;

6. «Хорео барилга» — постройка оград для скота;

7.«Хонгордоолго» — подкидывание;

8. «Табаршаалга» — от слова табан» — пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;

9. «Шуурэлгэ» — хватание бабок горстью;

10. «Харбалга» — метание бабки (лодыжки) в бабку;

11. «Дурбэн бэрхэ» — четыре молодца;

12. «Ерхо харбалга» — стрельба в костяной стрелы «ерхо»

13. Арбан хоер шагай - двенадцать косточек

14. «Баргай наадан»

15. «Талаан тобшо»

Приложение 5

Арбан хоер шагай - двенадцать косточек

Берут 12 косточек и подбрасывают их, у кого больше косточек упадет в положении (хонин — овца, тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству косточек-хонин.

Первый берет все косточки, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все позиции «хонин», последующие проделывают то же самое, пока все косточки не будут разобраны. Выигрывает, тот у кого отобранных косточек больше.

Таалсалга — отгадывание

Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, победитель!

Бодание баранов

Два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок либо перевернулась.

Приложение 6

Правила игры для детей: Шагай надаан.

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

Публикации по теме:

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Познавательно исследовательская деятельность дома «Зимняя веточка к Новому году»Познавательно исследовательская деятельность дома «Зимняя веточка к Новому году» Очень красиво смотрится веточка дерева, покрытая соляными наростами – кристаллами. Кристаллы на солнце блестят, искрятся, как настоящий.

Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося)Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося) Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного.

Видео и исследовательская работа «Профессии моей семьи»Видео и исследовательская работа «Профессии моей семьи» СОДЕРЖАНИЕВведение… Глава 1. Мир профессий ….…. 1.1. Редкие и устаревшие …. ….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Удивительный мир бурятских костяных игрушек» к Году семьи
Опубликовано: 4 апреля 2024 в 11:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Удивительный мир бурятских костяных игрушек» к Году семьи» (включая файлы) размещена пользователем Ванчикова Мария Тумуровна (УИ 1802839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД