Лучший педагог года

Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее

Татьяна Федотова
Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее

Введение.

Темой нашего исследования является жизнь и духовный подвиг наследника последнего русского царя Николая II Цесаревича Алексея Романова.

Актуальность обусловлена тем, что в наше время обесценивается нравственный облик детей и подростков. Детям становится позволено практически все. Воспитание многих подростков оставляет желать лучшего. Так вот жизнь Алексея Романова, его воспитание в царской чете может нам служить примером и сегодня. Мальчик был болен, рос во дворце, но тем не менее воспитывался в рамках любви и уважения к близким и другим людям. Он не кичился своим положением, относился с уважением ко всем людям, даже к своим слугам.

Публикация «Исследовательская работа „Жизнь как подвиг“ о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее» размещена в разделах

Цель работы : исследовать жизненный путь цесаревича Алексея.

Задачи:

• Изучить биографию Алексея Романова

• Рассмотреть принципы воспитания в царской семье

• Выявить, в чем состоит духовный подвиг Алексея

• Определить причину нравственного обеднения современных подростков

Гипотеза: в жизни каждого человека бывает период, когда он ведет себя плохо, безнравственно.

Принципы воспитания в царской семье могут служить примером для современных семей.

Объект исследования : жизненный путь царевича Алексея

Предмет исследования : принципы воспитания в современном обществе, принципы воспитания в царской семье.

Методы исследования : изучение информации в сети Интернет, чтение книг по теме, экскурсии в храм В честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия», беседа с настоятелем храма экскурсия в Воскресную школу при храме, беседа с руководителем и ребятами Кружка «Казачок» в честь Цесаревича Алексея Романова, анкетирование родителей воспитанников и воспитанников детского сада, экскурсия в Дивеевский монастырь, экскурсия в Краеведческий музей города Арзамаса.

Однажды мы с мамой были свидетелями того, как подрались между собой мальчики-подростки. Они обзывали друг друга, говорили гадости. В другой раз я видел, как три мальчика около 12 лет ломали горку на детской площадке, просто так, без причины, видимо, ради развлечения. Я задумался, почему подростки так себя ведут? Почему им нравится делать разные гадости? Наверное, это такой возраст, подумал я, когда все люди ведут себя так и мне не избежать периода в своей жизни, когда придется совершать плохие поступки. Мы обсуждали этот вопрос с бабушкой и мамой, они предполагают, что так себя ведут только избалованные дети, которым ничего не запрещают родители. В детском саду я задал этот вопрос воспитателю. Татьяна Георгиевна предложила поискать примеры «избалованных» подростков в истории. И рассказала нам о мальчике-подростке, который несмотря на возраст и большие возможности родителей, может быть положительным примером для сверстников и сегодня.

«…не зло победит зло, а только любовь…» По такому принципу воспитывался в своей царственной семье маленький цесаревич Алексей Николаевич Романов. Когда я услышал рассказ воспитателя о трагической семье этого мальчика, мне непременно захотелось узнать о его жизни все. Почему он, несмотря на то, что жил во дворце, имел все, что только захочет, не стал испорченным подростком, как многие современные мальчишки. Я решил заняться исследованием этого вопроса.

Глава I. Нравственный образ современного ребенка.

Нравственное воспитание детей начинается с семьи, с самого рождения. Как бы ни была велика роль образовательных институтов – фундамент морали и духовности закладывается родителями с самого момента рождения. Семейный менталитет, культурный уровень, религиозная принадлежность и степень глубины ее верований — это то, что понесет с собой по жизни маленький гражданин своей страны.

Стремление ко всему прекрасному заложено в нас природой. Никто не рождается злым – это факт. Каждый малыш изначально добр, открыт и готов обнять весь мир. Он не знает, что такое деньги, его не интересует дорогая одежда вместе с чудесами технологий. Все, что надо ребенку – это еда, тепло, питье, мягкая постель, мама, любящие люди вокруг. Не найти более нравственное и одухотворенное создание, чем ребенок 3 лет. В нем уже есть все: человеколюбие, стремление к прекрасному, здоровая скромность и желание заботиться. Все, что нужно – это не дать ребенку «испортиться», показать на собственном примере правильные ориентиры. Но что современные дети зачастую видят дома:

• Озлобленных на жизнь и друг на друга, родителей;

• Праздники, венец которых — алкоголь в компании изобилия пищи;

• Нецензурная брань;

• Телевидение, пропагандирующее насилие, потребительское отношение, неграмотность;

• Приоритет материального над духовным.

Если говорить о примере, то он может стать как мощным инструментов в нравственном воспитании, так и первым главным его врагом. Кто подает пример ребенку? Родители, педагоги, родственники, старшие школьники, популярные личности, персонажи фильмов и мультфильмов. Не нужно быть психологом, чтобы проанализировать то, что видят и слышат наши дети.

Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Дети и подростки оказались в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:

Телевидение. С экранов телевизора льется нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит:

• насилие;

• агрессия;

• эгоизм;

• потребительство;

• жажда власти.

Супергерои, положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и иногда ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру. Изображение женщины матери и жены всегда искажено до безобразия.

Несмотря на то, что русский народ поколения за поколениями воспитывался в духе нравственности, высокой культуры, чувства чести и милосердия, среди молодых ребят все чаще распространена ориентация на западную культуру. Даже не на саму культуру, а именно на современную атрибутику показушной европейской жизни.

Глава II. Принципы воспитания в царской семье как пример.

1. Раннее детство наследника Алексея Николаевича

30 июля (12 августа н. ст.) 1904 г. в Петергофе родился единственный сын последнего русского Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны, наследник престола Российской империи Цесаревич Алексей. Он был пятым и очень долгожданным ребенком царской четы, о котором они много и горячо молились, в том числе во время торжеств, посвященных прославлению прп. Серафима Саровского 17-19 июля 1903 г.

3 сентября 1904 г. в церкви Большого Петергофского дворца было совершено таинство Крещения Цесаревича с именем в честь свт. Алексия, митрополита Московского. По мнению ряда исследователей, наследник получил имя Алексей в память царя Алексея Михайловича (1645-1676). Восприемниками порфирородного младенца были английский и датский короли, германский император, а также русские Великие Князья. Поскольку Россия в этот период вела войну с Японией, все офицеры и солдаты Русской армии и флота провозглашались почетными крестными наследника. Согласно традиции в связи с рождением наследника учреждались благотворительные организации: военно-санитарный поезд имени наследника-цесаревича, Алексеевский комитет по оказанию помощи детям, потерявшим отцов в русско-японскую войну.

Воспитатель и учитель царских детей Пьер Жильяр в своих мемуарах вспоминает, как он впервые в феврале 1906 г. увидел Цесаревича, которому исполнилось тогда полтора года: «…Я уже готовился кончить свой урок с Ольгой Николаевной, когда вошла Императрица с Великим Князем Наследником на руках. Она шла к нам с очевидным намерением показать мне сына, которого я еще не знал. На лице ее сияла радость матери, которая увидела, наконец, осуществление самой заветной своей мечты. Чувствовалось, что она горда и счастлива красотой своего ребенка.

И на самом деле, Цесаревич был в то время самым дивным ребенком, о каком только можно мечтать, со своими чудными белокурыми кудрями и большими серо-голубыми глазами, оттененными длинными, загнутыми ресницами. У него был свежий и розовый цвет лица здорового ребенка, и когда он улыбался, на его круглых щечках вырисовывались две ямочки. Когда я подошел к нему, он посмотрел на меня серьезно и застенчиво и лишь с большим трудом решился протянуть мне свою маленькую ручку.

Во время этой первой встречи я несколько раз видел, как Императрица прижимала Цесаревича к себе нежным жестом матери, которая как будто всегда дрожит за жизнь своего ребенка; но у нее эта ласка и сопровождавший ее взгляд обнаруживали так ясно и так сильно скрытое беспокойство, что я был уже тогда поражен этим. Лишь много времени спустя мне пришлось понять его значение».

2. Страшная болезнь.

По линии матери Алексей унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории (1837-1901). Заболевание стало очевидным уже осенью 1904 г., когда у двухмесячного младенца началось тяжелое кровотечение. Любая царапина могла привести к смерти ребенка; оболочки его артерий и вен была так слабы, что всякий ушиб, усиленное движение или напряжение могли вызвать разрыв сосудов и привести к роковому концу: падение, кровотечение из носа, простой порез – все, что для обыкновенного ребенка было бы пустяком, могло быть смертельным для Алексея. С самых первых лет жизни Цесаревичу требовался особый уход и постоянная бдительность, вследствие чего к нему по предписанию врачей были приставлены в качестве телохранителей два матроса с императорской яхты: боцман Деревенько и его помощник Нагорный.

Алексей прекрасно понимал, что он может не дожить до совершеннолетия. Когда ему было десять лет, старшая сестра Ольга обнаружила его лежащим на спине и глядящим на облака. Она спросила, что он делает. «Мне нравится думать, размышлять», – ответил Алексей. Ольга спросила, о чем же ему нравится думать. «О, много о чем, – ответил мальчик, – я наслаждаюсь солнцем и красотой лета, пока могу. Кто знает, возможно, в один из этих дней я больше не смогу этого делать».

3. Жизнь в царском селе.

В семь лет Алексей начал учиться. Занятиями руководила Государыня, которая сама выбрала учителей: законоучителем стал духовник императорской семьи протоиерей Александр Васильев, преподавателем русского языка – тайный советник П. В. Петров, преподавателем арифметики – статский советник Э. П. Цытович, преподавателем французского языка и гувернером – П. Жильяр, английский язык преподавали Ч. Гиббс и сама Александра Федоровна.

Жизнь в Царском Селе носила тесный семейный характер: свита, за исключением дежурных фрейлин и командира сводно-гвардейского полка, во дворце не жила, и Царская семья, кроме случаев посещения родственников, собиралась за столом без посторонних и совершенно запросто. Уроки Цесаревича начинались в девять часов с перерывом между одиннадцатью и полуднем, во время которого наследник с воспитателем выезжали на прогулку в карете, санях или автомобиле. Затем занятия возобновлялись до обеда, после чего Алексей всегда проводил два часа на воздухе. Великие Княжны и Государь, когда был свободен, присоединялись к нему. Зимой Алексей веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, построенной на берегу небольшого искусственного озера.

Так же, как и сестры, Цесаревич обожал животных. П. Жильяр вспоминает: «Он любил играть со своим ослом Ванькой, которого запрягали в маленькие санки, или со своей собакой Джой, темно-коричневой болонкой на низких лапках, с длинными, падающими почти до пола шелковистыми ушами. Ванька был бесподобное, умное и забавное животное. Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, долго, но безрезультатно обращались ко всем барышникам в Петербурге; тогда цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом Ванька появился при Дворе, вполне оценив, по-видимому, дворцовую конюшню. Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов. Он с большой ловкостью выворачивал карманы в надежде найти в них сладости. Он находил особую прелесть в старых резиновых мячиках, которые небрежно жевал, закрыв один глаз, как старый янки. Эти два животных играли большую роль в жизни Алексея Николаевича, у которого было очень немного развлечений. Он страдал главным образом от отсутствия товарищей. К счастью, его сестры, как я уже говорил, любили играть с ним; они вносили в его жизнь веселье и молодость, без которых ему было бы очень трудно. Во время дневных прогулок Государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель». В четыре часа пополудни уроки возобновлялись вплоть до ужина, который подавался в семь часов для Алексея и в восемь – для остальных членов семьи. День заканчивался чтением вслух какой-нибудь любимой Цесаревичем книги.

Все близкие Алексея отмечали его религиозность.

4. Любимая Ставка. Знакомство с военной жизнью

По традиции великие князья в день своего рождения становились шефами или офицерами гвардейских полков. Алексей стал шефом 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а позже и других воинских частей и атаманом всех казачьих войск. Государь знакомил его с русской военной историей, устройством армии и особенностями ее быта, организовал отряд из сыновей нижних чинов под руководством «дядьки» Цесаревича Деревенько и сумел привить наследнику любовь к военному делу. Алексей часто присутствовал при приеме депутаций и на смотрах войск, а в годы Первой мировой войны с отцом посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов, сам был награжден серебряной Георгиевской медалью 4-й степени.

20 июля 1914 г. президент Французской Республики Р. Пуанкаре вручил наследнику ленту ордена Почетного легиона. В Петрограде в Зимнем дворце работали два учреждения имени Алексея – госпиталь и Комитет единовременных пособий больным и раненым воинам, также его имя носили многие военные лазареты.

Почти весь 1916 г. Цесаревич провел с отцом в ставке верховного главнокомандующего в Могилеве. По мнению А. А. Мордвинова, флигель-адъютанта Николая II, наследник «обещал быть не только хорошим, но и выдающимся монархом». П. Жильяр вспоминает: «После смотра Государь подошел к солдатам и вступил в простой разговор с некоторыми из них, расспрашивая их о жестоких боях, в которых они участвовали.

Алексей Николаевич шаг за шагом следовал за отцом, слушая со страстным интересом рассказы этих людей, которые столько раз видели близость смерти. Его обычно выразительное и подвижное лицо было полно напряжения от усилия, которое он делал, чтобы не пропустить ни одного слова из того, что они рассказывали.

Присутствие наследника рядом с Государем возбуждало интерес в солдатах, и когда он отошел, слышно было, как они шепотом обмениваются впечатлениями о его возрасте, росте, выражении лица и т. д. Но больше всего их поразило, что Цесаревич был в простой солдатской форме, ничем не отличавшейся от той, которую носила команда солдатских детей».

После посещений Ставки любимой пищей Цесаревича стали «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка. По воспоминаниям окружающих, Цесаревич съедал все и еще облизывал ложку, сияя от удовольствия и говоря: «Вот это вкусно – не то, что наш обед». Иногда, не притронувшись ни к чему за столом, он тихонько пробирался к зданиям царской кухни, просил у поваров ломоть черного хлеба и втихомолку делил его со своей собакой.

4. Последние уроки Государя-отца

15 марта 1917 г. было получено известие об отречении Николая II от престола за себя и за сына в пользу Михаила Александровича, младшего брата Государя.

С 8 марта 1917 г. Царская Семья находилась под арестом в Царском Селе, а 1 августа была отправлена в ссылку в Тобольск, где находилась в заключении в доме губернатора. Здесь Государю удалось осуществить мечту о том, чтобы самому заняться воспитанием сына. Он давал уроки Цесаревичу в мрачном доме в Тобольске. Уроки продолжались в нищете и убожестве екатеринбургского заточения, куда императорскую семью перевезли весной 1918 г.

Жизнь Царской Семьи в доме инженера Н. К. Ипатьева была подчинена строгому тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паек, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи. Еще в Тобольске Алексей упал с лестницы и получил тяжелые ушибы, после которых долго не мог ходить, а в Екатеринбурге его болезнь сильно обострилась.

В трагическое время семью объединяла общая молитва, вера, надежда и терпение. Алексей всегда присутствовал на богослужении, сидя в кресле, у изголовья его кровати висело множество иконок на золотой цепочке, которая впоследствии была похищена охранниками. Находясь в окружении недругов, узники обращались к духовной литературе, укрепляли себя примерами Спасителя и св. мучеников, готовились к мученической кончине.

Цесаревич Алексей не дожил до своего четырнадцатилетия нескольких недель. В ночь на 17 июля 1918 г. он был убит вместе с родителями и сестрами в подвале Ипатьевского дома.

Глава III. Семья Николая II и наш край.

2 ноября исполнилось ровно 120 лет со дня восшествия на престол последнего российского императора Николая II. В Нижегородской губернии царь бывал трижды, и каждый раз это было настоящим событием для местных жителей. Император «затормозил» первый русский автомобиль Для императора Николая Александровича. Нижний Новгород стал первым губернским центром, который он посетил после своей коронации. Это произошло летом 1896 года. В Нижнем Новгороде тогда проходила XVI Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка. Специально к прибытию Николая II на железнодорожном вокзале был выстроен «Царский павильон», который и сейчас стоит, цел и невредим. Кстати, именно на Нижегородской ярмарке был представлен первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и совершал там демонстрационные поездки. Автомобиль Яковлева и Фрезе имел двухместный кузов, два тормоза, весил около 300 кг и развивал скорость аж до 20 км/ч. При этом запас бензина позволял ему двигаться без дозаправки 10 часов. Правда, император Николай II не удостоил новинку вниманием. И российские промышленники вслед за ним не заинтересовались «самодвижущимся экипажем». В результате даже единственный экземпляр уникального автомобиля никто не купил.

Второй визит императора с семьей состоялся в 1903 году во время торжеств, посвященных канонизации преподобного Серафима Саровского. Прозорливый старец предвидел это событие: «В конце столетия в России будет царствовать Император Николай Второй, царствование которого будет славное, но трудное: в это-то царствование будут прославлены мощи его, Серафима Саровского, и совершатся великие чудеса». Торжества открытия мощей преподобного прошли 17 - 19 июля. После возложения святых мощей в раку Успенского собора царь, как обычный паломник, окунулся в святой источник. Николай II так вспоминал этот вечер: «По два, по три пошли к источнику, где с особым чувством выкупались из-под крана студеной воды. Вернулись домой благополучно, никто в темноте не узнавал». На следующее утро царская семья из Сарова отправилась в Дивеевский монастырь, где осмотрела все достопримечательности. Здесь же императору передали письмо от Серафима Саровского, которое тот написал незадолго до своей кончины. Послание нашло Николая II спустя 70 лет. По воспоминаниям, когда государь прочитал письмо, то горько, безутешно заплакал. Кроме того, император с супругой встретились с местной блаженной Параскевой Ивановной. Она предсказала гибель империи, разгром церкви и многое другое. Государыня отказывалась верить в услышанное. Тогда Параскева Ивановна достала с кровати кусок красной материи со словами: «Это твоему сынишке на штанишки, и когда он родится, тогда поверишь тому, о чем я говорила вам». Это было за год до рождения наследника. Кстати, позже император часто советовался с блаженной. И именно она посоветовала ему добровольно отказаться от престола.

Последний приезд императора в Нижний Новгород был приурочен к празднованию 300-летия династии Романовых в мае 1913 года. Император Николай II вместе с семьей участвовал в торжественном открытии нового здания банка, который стал подарком к 300-летию дома Романовых. Жены служащих тоже хотели присутствовать на церемонии, специально для этого случая пошили платья и заказали шляпки в Париже. Но в последний момент раздумали. Они побоялись, что не так встанут, не так глянут и тем самым скомпрометируют своих мужей в глазах императора. В итоге «ура!» на открытии кричали только мужчины. Кстати, в этот торжественный день управляющему Крестьянским поземельным банком (ныне Дворец детского творчества им. Чкалова, который присутствовал на торжественном мероприятии, позволили поцеловать цесаревича в лоб, что было большой честью. В этот же день в кафедральном Спасо-Преображенском соборе царская чета поклонилась праху Кузьмы Минина. Вся династия Романовых почитала спасителя Отечества и всех героев 1612 года, благодаря которым они получили народную поддержку и власть. Кстати, к трехсотлетию подвига нижегородского ополчения, а затем и Дома Романовых было решено поставить достойный памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде по проекту скульптора Симонова. Кроме того, российский император участвовал в закладке будущего изваяния спасителям Отечества рядом с Дмитриевской башней кремля. На тот момент был готов его деревянный макет. Но работа по изготовлению памятника затянулась, а когда власть сменилась, глыбы красного гранита, приготовленные для постамента, вместе с гранитом от разрушенного склепа купцов Рукавишниковых пошел на изготовление памятника «Жертвам революции 1905 года» на площади Острожной, ныне Свободы.

Заключение.

В 1996 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев. царевича Алексия». Канонизация св. страстотерпца Цесаревича Алексия состоялась на Архиерейском Соборе в августе 2000 г.

Жизнь Алексея Романова должна быть примером для нас и сегодня. Ребенок был смертельно болен. Но это не сломило его. Его оберегали, баловали, он знал, что он особенный, что он будущий царь. Но тем не менее, мальчик был добрым, помогал простым людям. Огромное впечатление произвела на меня собранная информация. Трагическая жизнь, мученическая смерть… Гипотеза о том, что все в возрасте 11-14 лет совершают плохие поступки полностью не подтвердилась. Все зависит от нас самих, от нашего выбора – творить добро или зло.

Многое зависит от воспитания, примера в семье. Принципы воспитания в царской семье могут служить примером для современных семей. Дети в царской семье в отличии от многих современных воспитывались с любовью к окружающим, к братьям нашим меньшим.

Конечно, огромное влияние на современных детей оказывает особенность нашего современного мира. Но ведь и в царской России жизнь в обществе была не идеальной: было социальное и имущественное неравенство в ярко выраженной форме.

Таким образом, гипотеза об идеале воспитания в царской семье, на мой взгляд, подтвердилась.

В ходе исследования данной темы я получил много новых знаний. Полученная информация заметно расширила мой кругозор. А приобретенные в ходе исследования умения несомненно пригодятся в жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Моя удивительная фамилия» Здравствуйте, я воспитанница подготовительной группы детского сада «Радуга» с. Хороль Хамитова Ульяна. Представляю к вашему вниманию исследовательскую.

Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.

Исследовательская работа «Я расту» Тема исследования: Я расту Цель: Исследовать процесс роста и веса ребенка. Задачи: 1. Провести исследование изменения роста и веса ребенка.

Исследовательская работа «Кто такие микробы?» Введение На протяжении всей жизни человек сталкивается с микробами, которые находятся повсюду: в воздухе, в воде и почве, на земле, растениях.

Исследовательская работа по ПДД «Профессия — регулировщик» Перед сном мама мне всегда читает разнообразные книги и журналы. И вот однажды, она мне прочла стих С. Михалкова «Дядя Степа». В стихотворении.

Исследовательская работа «Загадочная зеленка» Введение Часто в жизни мы пользуемся вещами, о которых очень мало знаем. Вот зеленка, например, есть в каждой домашней аптечке. Мы используем.

Исследовательская работа «Пластилиновая история» МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» Пермский край, г. Кудымкар. Можаев Тимофей, 6 лет Руководитель: Власова Нина Сергеевна, Введение. У.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе Статья «Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка»Составитель: Слиткова Галина Анатольевна Учитель начальных классов.

Тематическое занятие, приуроченное к 150-летию со дня рождения царя Николая Общероссийская акция «Под царственным покровом» Тематическое занятие, приуроченное к 150-летию со дня рождения царя Николая II. Муз. руководитель:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Жизнь как подвиг» о наследнике престола последнего русского царя Николая II цесаревиче Алексее
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 18:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД