МААМ-картинки

Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (1 фото)

Светлана Подтиканова
Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Исследовательский проект

«Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог дополнительного образования

Подтиканова Светлана Андреевна.

Цель проекта :

Публикация «Исследовательский проект „Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах

Формирование гармонически развитой и духовно богатой личности. Воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры речи обучающихся. Развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

Для достижения цели предстоит решить основные задачи:

образовательные:

1. Знакомить детей с традиционными бытовавшими ранее обычаями и обрядами;

2. Учить творчески реализовывать свои идеи;

воспитательные:

1. Совершенствовать нравственно-эстетические качества путем приобщения к декоративно-прикладному творчеству;

2. Создавать условия для развития у учащихся интереса к местным народным традициям, через сотрудничество со школой, родителями, социумом.

развивающие :

1. Способствовать формированию высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

2. Развивать творческую активность учащихся;

3. Развивать у детей пространственное мышление, объемное видение предмета;

1.1 Направленность дополнительного образовательного проекта.

Проект направлен на :

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий творческой самореализации личности ребенка.

1.2. Новизна проекта :

У учащихся формируются следующие образовательные компетенции: 1. Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)

2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися картины мира).

3. Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности).

4. Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций).

5. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).

1.3. Актуальность проектаобусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям.

- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора Кубани.

1.4. Возраст детей участвующих в реализации проекта

Дополнительный образовательный проект предназначена для учащихся 2-9 классов, проявляющих склонность к творческой деятельности.

1.5. Сроки реализации проекта :

Срок реализации 3 года.

Общее количество часов -216 ч.

1.6. формы проведения занятий и режим:

Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию: аудио-, видеоматериалов, а также учебных пособий.

Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализация.

Формы контроля. Опрос на занятиях, проверка выученных ролей, танцевальных движений, вокальных партий.

Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Частично-поисковый: изучение истории народных традиций, поиск информации. Практический: выполнение заданий, актерское мастерство.

Занятия проходят три раза в неделю: понедельник, среда,пятница.

1.7. Ожидаемые результаты образовательного проекта и способы определения их результативности

Целенаправленная совместная деятельность педагогов, родителей и учащихся по реализации воспитательного проекта и развития творчества детей способствует достижению положительных результатов:

• создание эффективной воспитательной системы, основанной на высокой заинтересованности педагогического коллектива в деле воспитания подрастающего поколения;

• сформировавшийся у школьников интерес к местным народным традициям, историческому и культурному наследию русского народа;

• приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному традиционному наследию;

• проявление гражданско-патриотических чувств через поступки и поведение в целом;

• раскрытие собственной индивидуальности через творческую деятельность на основе полученных знаний;

• создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.

• высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;

• повышение престижа школы в социуме;

• выход школы на новый этап развития;

Признак Показатель

Стойкий интерес к русской традиционной культуре Положительный эмоциональный отклик на занятия;

Регулярное посещение занятий;

Углубленные знания русской традиционной культуры Знание основных народных праздников и обрядов;

Умение различать региональные особенности народного костюма;

Культура поведения и культура быта учащегося на основе традиционных ценностей Уважение к старшим и педагогу;

Доброжелательное отношение друг к другу;

Взаимопомощь и трудолюбие;

Гордость за свой народ;

Толерантное отношение к другим этносам

1.8. Формы проведения итоговых занятий по реализации проекта

Ежегодный отчетный концерт, участие в массовых мероприятиях, районных концертах, зональных конкурсах, концертах.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем Всего часов Теоретические

учебные занятия Практические

учебные занятия

1 Вокально-хоровая работа.

а)пение учебно-тренировочного материала.

б) пение произведений

в) индивидуальные занятия

140 15 125

2 Слушание музыки 24 8 14

3 Элементы хореографии 38 8 30

4 Концертная деятельность 14 4 10

Итого: 216

РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.

Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Работа над вокально-хоровыми навыками дыхания,артикуляцией, дикцией стремления к полной свободе трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведений.

ПЕНИЕ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.

а) показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения;

б) распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода;

Слушание музыки:расширение кругозора учащимися,углубление полученных ранее заданий. Слушание вокально хоровой,инструментальной, симфонической музыки, использующие народные мелодии. Знакомство с фольклором родного края и мира. Посещение концертов,музыкальных спектаклей.

Хореография : включает в себя изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового. Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерка», «улитка», «прочес», «колонны» .Самостоятельная «постановка» некоторых песен.

2.1 Содержание проекта :

Проект предполагает использование местных особенностей народной культуры: певческие традиции, характерные для местности ремесла и промыслы, специфические особенности в одежде, утвари, архитектуре, своеобразие исторической судьбы края. Это позволит показать яркую самобытность образа жизни жителей нашей местности и края и сравнить с общерусской культурой, выявив сходство и различие. Проект основана на традиционном календарном цикле. Изучение народных праздников

раскрывают роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

В народной педагогической практике можно обнаружить осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка,театр (драмы, сатирические пьесы, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Детский фольклор - это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении многих веков. Его составляют считалки, дразнилки, заклички, потешки, колыбельные песни и т. д. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме. Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру. Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной инеобходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.

Публикации по теме:

Кукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностямиКукольный спектакль «Колобок». Краткосрочный проект для детей и подростков с ограниченными возможностями Кукольный спектакль "Колобок" Краткосрочный проект в стационарном отделении РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго".

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 13:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД