Жанна Бердова
Исследовательский проект «Где встречается вода?».
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир природы. При этом ребенок стремится к активной деятельности, поэтому исследование- наиболее близко и естественно для природы ребенка-дошкольника.
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.
Публикация «Исследовательский проект „Где встречается вода?“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Откуда же на земле берется вода? Она падает с неба, когда идет дождь или снег. Падает и пополняет родники, ручейки, речки, озера, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность воды, и от нее поднимается в небо пар-невидимка. Остывая, он превращается в облако, из облака снова идет дождь или снег… и все начинается сначала.
Вода может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой!
Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, можно показать как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства воды. В сюжетной форме намечается примерное содержание игр с водой. Указывается, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых и может конструироваться в многообразии форм. Главное, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными деталями, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов в жизненной активности.
Поэтому мы решили одним из первых экологических проектов во второй младшей группе реализовать проект : «Где встречается вода?». В рамках данного проекта мы формировали навыки наблюдения у наших детей. Это достигалось за счет введения в повседневную жизнь группы игр с водой, снегом, льдом. Интерес к этим играм был невообразимым. Я предполагаю, что влияние этих игр можно объяснить именно стремлением к познанию свойств объекта. Всё это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Итак, проект -это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Значит, нам необходимо организовать игры и непосредственно образовательную деятельность так, чтобы дети научились наблюдать и исследовать, чтобы они как можно больше узнали о разных состояниях воды, о ее свойствах, о ее роли в жизни каждого ребенка, а также для других объектов окружающего мира. (это будет наша цель, и, естесственно цель детей).
С целями мы определились, перейдем к содержанию проекта и его детализации.
Подготовительный этап:
1. Консультации для родителей с использованием ИКТ: «Закаливание детей раннего возраста», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг со стихотворениями, сказками, рассказами по теме.
3. Конкурс чтецов: «Вот такая вот водица».
4. Выставка рисунков наших родителей по теме: «Вода встречается везде».
5. Подбор потешек о воде для использования во время проведения режимных моментов.
6. Оформить в туалетной комнате «Алгоритм мытья рук».
Основной этап:
1. Должна быть поставлена познавательная проблема, создана мотивация. Задача должна быть сложной, чтобы дети мыслили, сопоставляли известные факты, совершали самостоятельный поиск.
2. Проводится первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений.
Проверка осуществляется за счет применения различных способов: кратковременных наблюдений, сравнений, эвристических бесед, элементарных опытов, непосредственно образовательной деятельности.
А теперь по порядку:
1. Развлечение «Утро бабушки Загадушки» - где мы разгадывали загадки, пели потешки о воде, в разных ее проявлениях, что позволило примерно диагностировать знания детей по данному разделу.
2. В повседневную деятельность детей введены разнообразные дидактические, математические, подвижные, сюжетные игры о исследуемом объекте : «Считалочка - купалочка», «Поставь цветы в вазу», «Кап - кап- кап»,«Кто живет в воде»,«Пенный замок»,«Водопад»,«Тает льдинка»,«Принеси кораблик», «На пляже»
3. Эвристические беседы: «Вода. Какая она?», «Где встречается вода?», «Куда зимой вода прячется?», «Вода у нас дома».
4. Поисковые задачи и наблюдения:,«Наливаем, выливаем наблюдаем»,«Сравниваем воду и молоко»,«Холодная, теплая», «Как лед с водою встретился», «Какой у воды вкус», «Из чего же, из чего?», «Что утонет, а что нет»
5. Непосредственно образовательная деятельность.
Социализация:
Чтение художественной литературы: сказка К. Чуковского «Мойдодыр»
Культура общения: «Купаться любят все»
Окружающий мир: «Путешествие капельки»
Коммуникация: «Вода и ее свойства», «Вы слыхали о воде?»
Познание: «Познакомим Маришку с водой»(с ИКТ)
Физическая культура: Комплекс ОРУ «Бумажные кораблики», «Капитаны»
Художественное творчество:
аппликация: «Снежинки»
лепка: «Сосульки - воображульки»
рисование: «Снеговики подружились и пошли гулять», «Снег идет»
Музыка: Слушание звуков воды в природе, разучивание танцевальной композиции «Ручеек»
6. Чтение художественной литературы: Сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения: Л. Квитко «Ручеек», Т. Жиброва «Ручеек»,И. Бараев «Волна», В. Минькова «Дождик», П. Мазикин «Дождинки», Ч. Шагдуров «Белый снег», Е. Андреева "снежок и Алешка», П. Синявский «Кто не умывается», потешки: «Ай, лады, лады, лады», «Мы пойдём купаться», «Водичка-водичка,», «Буль, буль, буль, карасики.», «От водички, от водицы» , рассказы:З. Трофимова “Снег - что это такое?”, Ю. Аракчеев «Вода и жизнь.».
Работа с родителями: Организация выставки рисунков «Вода встречается везде»
Организация субботника с целью постройки снежной горки для детей, украшение участка фигурками из льда
Участие в создании продукта проекта «Книги о воде».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в нашем проекте все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Данный вид деятельности позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Ребенок мыслит с помощью конкретных категорий, значит он должен выполнять конкретные дела, а не опирировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания детей, ведь его дидактический смысл и заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.
В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, ислледовали воду, снег, лед, конструировали фонтан и пенный замок, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и пр. Слушая сказки, дети уже проводили какое то свое видение ситуации, например почему Иванушка превратился в козленочка. потому,что он пил грязную воду и заболел, это уже пример самостоятельного анализа услышанного, что способствует воспитанию людей мыслящих и сострадающих, готовых помочь персонажам, это приводит к осознанию значимости объектов природы для жизни каждого человека.