Светлана Анцыферова
Исследовательский проект «Мир воды» Тема «Путешествуем с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности.
Цель проекта : развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций
Объект: вода
Задачи проекта :
1. развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- развитие желания экспериментировать
2. расширять знания о свойствах воды
Публикация «Исследовательский проект „Мир воды“ Тема „Путешествуем с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
3. совершенствовать уровень практических навыков:
- экспериментирования с объектами живой и неживой природы;
- побуждение детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, потешки и т. д.)
- закрепление приемов рисования и лепки;
4. поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;
5. активизировать речь детей;
6. совершенствовать стиль партнерских отношений;
7. поддерживать интерес детей к деятельности сверстников
Гипотеза: вода появилась в наших домах из водопроводных труб.
Средства реализации: научная литература, видеофильмы, аудиозаписи, иллюстрации, интернет
План реализации (этапы работы над проектом) :
1 этап (подготовительный)
Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему:
откуда взялась вода? (дети идут мыть руки перед обедом, открывают кран, а вода не течет)
2 этап (адаптационный)
В ходе проекта предположение детей о том, что вода взялась из канализационных труб, изменилось. Они узнали, что существуют две группы ученых, которые выдвигают свои гипотезы того, откуда взялась вода. Сторонники метеоритного происхождения Земли говорят, что вода в виде льдистой или снегоподобной массы входила в состав метеорита, который стал прапрапрадедушкой Земли. Сторонники «горячего» происхождения утверждают, что вода выделялась, как пот, из разогретого глубинного вещества (магмы). Вода просачивалась на поверхность и скапливалась в низинах - так постепенно образовывались моря и океаны. А потом, из-за того что Солнце неравномерно нагревало поверхность Земли, начался круговорот воды, появились реки, озера и т. д. Появился интерес, захотели узнать больше о воде. Решили дальше искать сведения о воде. Ход дальнейших действий:
- Изучение научной литературы, просмотр иллюстраций, просмотр видеофильма («Путешествие капельки воды»)
Дети готовили сообщения и выступали перед детьми нашей группы. Темы выступлений: вода- это простое или сложное вещество; молекула воды; какой бывает вода; почему дождь идет каплями; когда вода- зло для человека; как происходит круговорот воды в природе; какое самое главное свойство воды в природе; надолго ли людям хватит воды; есть ли предел загрязнения вод; как сберечь водные ресурсы.
На данном этапе мы провели вместе с детьми ряд опытов:
• Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Мы наливали ее в сосуды разной формы, вспомнили с детьми, где и как разливаются лужи.
• Вода не имеет вкуса. Сначала мы пробовали простую кипяченую воду. Затем положили в один стакан соль, в другой сахар, размешали и попробовали.
• Вода не имеет запаха. Мы задались вопросом - чем пахнет вода? Понюхали воду с растворами сахара и соли. Ничем не пахнет. Затем капнули в один из стаканов пахучий раствор валерьяны.
• Вода не имеет цвета. Мы взяли 3 стакана с чистой водой, она бесцветна, далее в один стакан положили кристаллик марганца, во второй капнули раствор зеленки медицинской.
• Животворное свойство воды. Мы заранее срезали веточки быстрораспускающегося дерева - береза. Взяли сосуд, налили в него воды. Вместе с детьми рассмотрели веточки. После этого поставили веточки в воду и проговорили с детьми, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставили ветки на видное место и наблюдали, как набухают почки и распускаются листики. Прошло время, и веточки ожили.
• Испарение. Мы вскипятили воду в кастрюле, накрыли ее крышкой и наблюдали, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Обрызгали из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже набольшую лужицу.
Поместили пакетик на лист и надежно прикрепили его к стеблю скотчем. Поставили растение на 3 часа на солнце. Пакет изнутри запотел. Растение теряет влагу через испарение.
• Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды. Мы подышали на зеркало, зеркало затуманилось, так как на нем оседают мельчайшие капельки влаги. Воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.
Мы наблюдали таяние снега и замерзание воды. Пришли к выводу, что вода это сложное вещество, состоящее из молекул. Молекулу воды мы нарисовали и слепили.
3 этап (рефлексирующий)
Дети искали информацию о круговороте воды в природе и его значении для живых существ. Сначала ребята выступали со своим докладом перед детьми нашей группы, потом они поделились полученными знаниями с детьми средней группы №1 «Цыплята», мы организовали ученый мини-совет.
Мы пригласили родителей, чтобы задать им вопрос «Откуда взялась вода в кране?». Дети делились с родителями знаниями, которые они получили в ходе разрешения проблемы. Темы детских выступлений: откуда взялась вода?; молекула воды; почему идет дождь?; почему идет снег?; может ли капля воды точить камень?; круговорот воды и его значение в природе?; есть ли предел загрязнения вод; как нужно беречь воду.
Содержание ученого совета, проведенного с участием родителей:
Лирическое вступление, дети читают стихотворение:
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума-
По домам пошла сама!
А бывало с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой!
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей-
Шевельнул одной рукой-
И вода бежит рекой!
Воспитатель загадывает родителям загадки:
1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
Мы слушаем выступление Ярослава П. на тему «Откуда взялась вода».
2. Молоточком бьет по крыше
То погромче, то потише.
Не кузнец и не сапожник-
Это с неба каплет… (дождик)
Восп. Сколько знаем мы дождей?-
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Слушаем выступление Алеши В. на тему «Почему идет дождь?»
4. Нахмурилось небо
(Наверно не в духе,
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже не тают. (снег)
Слушаем выступление Даши А. на тему «Почему идет снег?»
5. Вода по воде плывет.
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот-
Не вода в ручье, а… (лед)
6. Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки. (град)
Воспитатель спрашивает детей и родителей что такое лед, снег, дождь, град. Дети отвечают, что это состояния воды, вода – это сложное вещество.
Слушаем выступление Сони П. на тему «Молекула воды», Гриши А. «Может ли капля воды точить камень?»
Гриша А. загадывает загадку:
7. Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл
Даже солнце заслонил. (облако)
Воспитатель загадывает загадки:
8. Нахмурится, насупится
В слезы ударится-
Ничего не останется. (туча)
9. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (круговорот воды)
Рома Н. читает стихотворение:
Я в конец себя измучил,
Все никак не мог понять:
И откуда эти тучи появляются опять?
Мы слушаем выступление Ромы на тему «Круговорот воды в природе»
Воспитатель читает строки из поэмы В. В. Маяковского:
Больше всего мне понравилась ванная.
---
Вода в кране холодная крайне.
Кран другой - тронешь рукой.
---
Сидишь и моешься долго, долго.
Словом, сидишь, пока охота.
---
И уж распаришься, разжаришься уж!
Тут – вертай ручки: и каплет
Прохладный дождик-душ
Из дырчатой железной ручки.
Педагог спрашивает у детей, любят ли они купаться в ванне и под душем? Умеют ли плотно закрывать кран? Всегда ли следят, чтобы из крана попусту не текла вода?
Воспитатель подчеркивает, что только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.
Воспитатель спрашивает детей, для чего еще нужна вода. Дети без труда перечисляют, где в быту используют воду. Обобщаем, что без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь.
Предлагается послушать, о чем говорят капли, когда падают из неплотно закрытого крана, и прочитать стихотворение С. Погореловского в исполнении Насти Гайко:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет…
Мы слушаем выступление Насти на тему «Как нужно беречь воду»
Воспитатель подчеркивает, что чистую воду надо беречь, и предлагает детям и родителям показать, как они умеют это делать. Дети и родители делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в ряд на расстоянии вытянутых рук. Около первых игроков каждой команды стоит ведро с водой. Это колодец. Первые игроки черпают воду маленьким ведерком из колодца и передают его по эстафете. Последние игроки поливают цветник. Похвалы заслуживает та команда, которая меньше расплескала воды.
Воспитатель предлагает придумать детям и родителям знак, который бы обозначал, что кран следует закрывать плотно. Лучшие рисунки прикрепили к стене у кранов в умывальной комнате, как напоминание: не забывать закрывать плотно кран. Дополнили такой знак четверостишием, которое дети выучили наизусть:
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
Воспитатель, его помощник, родители должны быть бережливыми, не допускать, чтобы вода из крана текла бесполезно. Если взрослые не будут личным примером показывать свое бережное отношение, их наставления вызовут, лишь недоумение у детей. Все должны бережно относиться к чистой воде, иначе времена, когда мы неограниченно пользовались водой, плескались в ванне и под душем, могут навсегда уйти в прошлое. Давайте подумаем об этом, ведь жизнь кончается не завтра.
4. Постановка новой проблемы
Дети вместе с воспитателем и родителями определили новую проблему: придумать правила бережного пользования водой.
Цель: учить детей и взрослых беречь воду, не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.