Татьяна Доронина
Исследовательский проект «Вредная привычка: жевать или не жевать жвачку?»
▼ Скачать + Заказать документы
География проекта : МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек», группа старшего дошкольного возраста «Солнышко»
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста. (5-6 лет)
Срок реализации: 01.02.2016-12.02.2016
Введение: По данным исследований Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит: от образа жизни, экологии, генотипа и медицинского обслуживания. На наследственность и окружающую среду мы не можем воздействовать, поэтому необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни.
Публикация «Исследовательский проект „Вредная привычка: жевать или не жевать жвачку?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Привычки. Полезные и вредные
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Доминирующим направлением в деятельности нашего ДОУ является тема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Образовательная область «Физическая культура» предполагает решение задачи по формированию положительных привычек, обеспечивающих ЗОЖ. Анализ наличия у детей вредных привычек показал, что самой распространенной является жевание резинки. О том, что дети, многие взрослые, напоминают жвачных животных, жуют на улице, в транспорте, в детском саду, не задумываясь о том, что они стали заложниками рекламных акций и до конца не осознали, какой вред они наносят своему здоровью.
Как известно, наиболее благоприятный период для формирования положительных привычек - дошкольный.
Нами выявлено противоречие: с одной стороны, красочная реклама жевательной резинки, как супер эффективного средства борьбы с кариесом; с другой стороны – свидетельства медиков о вреде жевания для желудочно-кишечного тракта. Обзор литературы по интересующей нас проблеме позволил нам выявить плюсы и минусы процесса жевания жвачки.
Положительным является использование жевательной резинки первые, час-полтора после приема пищи -жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.
Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта.
Отрицательное: о том, что жевательные резинки безвредны и даже полезны, утверждают практически все рекламодатели. Но так ли это в действительности?
В настоящее время современная педиатрия отмечает, что нельзя жевать жвачку детям до трех лет. Кроме того, нельзя ее жевать и детям (да и взрослым тоже) с больным желудком. Детям старше трех лет можно покупать только белую жвачку (без красителей) и жевать ее не более 3-4 раз в день, причем только после еды и не дольше 15 минут. Натощак жевать резинку детям позволять не стоит, поскольку при жевании выделяется желудочный сок, а так как пища при этом не поступает, желудок начинает переваривать сам себя, что может спровоцировать развитие язвы или гастрита.
И еще один интересный факт. Некоторые психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстниками значительно ниже уровень интеллекта. Это объясняется тем, что резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.
Наглядно видно, что минусовых значений у жевательной резинки гораздо больше, чем положительных.
Анализ литературы показал, что в настоящее время нет публикаций, раскрывающих систему работы по формированию у дошкольников представлений о вреде для здоровья жевания резинки.
Актуальность проблемы:
Социальная востребованность и недостаточная теоретическая и методическая разработанность актуализировали выбранную нами тему проекта и обозначили цель :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к вредным привычкам, в частности к жеванию резинки.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей представления о ЗОЖ, о пользе положительных привычек.
2. Учить понимать какой вред наносит жевательная резинка организму.
3. Развивать навыки самоконтроля собственных привычек.
4. Воспитывать культуру питания и общения.
5. Способствовать переносу полученных детьми знаний и навыков в семейные условия.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что если у воспитанников ДОУ и их родителей в результате проекта будет сформировано осознанное отношение к вредной привычке – жеванию жевательной резинки, то вред наносимый ею на организм ребенка- дошкольника будет минимальный.
Последствия не решения проблемы:
1. Недостаточный уровень сформированности у детей старшей дошкольной группы положительных привычек.
2. Отсутствие у детей представлений о ЗОЖ и вреде жевательной резинки.
3. Недостаточный уровень культуры питания и общения.
3. Наличие у детей признаков ненормального функционирования желудочно-кишечного тракта.
Механизмы реализации проекта.
Реализация проекта планируется поэтапно, исходя из поставленных задач:
Этап Задачи Мероприятия Участники
1 этап " Организационно- диагностический"
01.02.2016 – 03.02.2016
Мероприятия:
Опрос- анкетирование детей с целью выявления знаний о жевательной резинке.
Проведение выставки для знакомства детей с разнообразием жевательных резинок.
Просмотр видеофильмов о вреде и пользе жевательной резинки.
Разработка и проведение консультации для родителей.
2 этап: Практический "Образовательно- развивающий"
04.02.2016-10.02.2016
Задачи:
- Познакомиться с историей жевательной резинки, определить с детьми что такое жевательная резинка.
- Выявить положительное и отрицательное воздействия жевательной резинки на организм ребенка.
- Формировать у детей осознанное отношение к профилактике вредных привычек (жевание жевательной резинки)
- Учить трансформировать полученные знания детей в жизненную практику.
Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах профилактики вредных привычек у детей.
Мероприятия:
Серия бесед («Я и ЗОЖ»,«Учусь понимать свой организм»,«Привычка – вторая натура», «Жевательная резинка : друг или враг моему организму»)
Серия опытов : «Свойства жевательной резинки»
Развлечение: «Я здоровым быть хочу, на резинку не гляжу»
Консультация для родителей : «Как избежать вредных привычек у моего ребенка».
3 этап "Контрольно- прогностический"
11.02.2016-12.02.2016
Задачи:
Выявление результативности проведенной, работы.
Определение перспектив дальнейшей работы.
Подведение итогов проекта.
Мероприятия:
Разработать с детьми информационный буклет для детей старшего дошкольного возраста
«Чтобы быть всегда здоровым, улыбаться, не грустить – надо правила ребятам про жвачку заучить!»
Ожидаемые результаты:
1. Высокий уровень сформированности представлений о вреде и пользе жевательной резинки у детей старшего дошкольного возраста.
2. Осознанное отношение к вредным привычкам, как одного из показателей ЗОЖ.
3. Развитые навыки самоконтроля собственных привычек.
4. Повышение уровня культуры питания и общения.
5. Трансформирование полученных детьми знаний о вредных привычках в семью.
Практическая значимость работы заключается:
В работе с детьми: сформировано осознанное отношение ребенка- дошкольника к ведению здорового образа жизни, на примере отказа от вредной привычки - жевательной резинки.
В работе с родителями: высокая мотивация семьи в поддержании здорового образа жизни.
Список используемой литературы:
1. ж. Досуг 4/2006 г. «Ослепительная улыбка на всю жизнь».
2. ж. Досуг 6/2006 г. «Правильное питание залог долголетия».
3. Е. Никитина «Наше здоровье в наших руках».
4. Р. Ротенберг «Расти здоровым» 2002 г.
5. О. И. Гусева «От улыбки станет всем светлей//Наука и жизнь» 2009 г. №3.
6. Г. Г. Кулинич «Вредные привычки : профилактика зависимости», изд. Москва Вако.
7. «Иллюстрированная энциклопедия дошкольника». Москва. Астрель.
8. www.wild-mistress.ru
9. www.1tl.ru
10. www.zdr.ru