Наталья Муравьева
Исследовательский проект «Звуки вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗВУКИ ВОКРУГ НАС
С самого рождения нас окружает многообразие звуков. Мир звуков удивителен и интересен. В один прекрасный день, после музыкального занятия, дети меня спросили: почему ложки это тоже музыкальные инструменты. Как так, вроде простые вещи: ложки, а могут издавать звуки, которые вплетаясь в музыкальную мелодию, украшают её и создают свой неповторимый тембр и окраску этой мелодии. Если посмотреть вокруг: нас окружает множество безликих предметов. Но стоит к ним прикоснуться, и вещи оживут и зазвучат каждая по своему. С этого вопроса и началось наше путешествие в мир звуков.
Цель проекта:
Публикация «Исследовательский проект „Звуки вокруг нас“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
- Выяснить причину возникновения звука.
- Исследовать звуковую природу любых предметов и материалов.
- Узнать о разнообразии звуков.
Наш голос
Сначала мы послушали свой голос, убедились, что у всех нас голоса разные: кто-то говорит громче, звонче; у другого речь плавная. Все мы произносим слова, которые складываются из звуков.
Органы слуха – наши уши, помогают нам слышать и различать звуки. Слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с взрослыми и сверстниками. Когда мы говорим, мы произносим звуки.
Положим ладонь на горлышко, произнесём разные слова то шепотом, то очень громко, то тихо. Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Звук – это колебание, дрожание чего- либо.
Всё звучит.
Почему неживой предмет начинает звучать? Есть ли голос у деревянной линейки? Проверяем: один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями
Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
Натягиваем нить и трогаем её пальчиками. Вслушиваемся, звучит? Ладошкой дотронулись, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется нить. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Дети самостоятельно исследуют другие предметы на звучание. Выбирают предмет, заставляют его звучать, объясняют, как сделать, чтобы звук смолк.
Используем всё, на что упал взгляд: бумага, пластмассовые кубики, машинки, камешки, деревянные игрушки, шарики от пинг-понга. мячи.
Настя заметила, что и она может производить звуки не только голосом, но и посредством движений. Что нам и продемонстрировала : потопала, похлопала, попрыгала.
Получилась увлекательная игра: «У кого звук громче, звонче, тише».
Вывод: причина возникновения звука у предметов – колебание, движение.
Так звучат обычные бытовые предметы, а как же музыкальные инструменты звучат?
Проверим? Не стали откладывать в долгий ящик, взяли инструменты, что были в детском саду.
Каждая из девочек, попробовала поиграть на разных музыкальных инструментах: дудочке, барабане, ксилофоне, балалайке.
Каждая тронула струну инструмента, вслушалась в его звук и потом ладошкой прижала струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился?
Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Так и с другими инструментами: пока палочка стучит, вдувается воздух, мы слышим музыку.
Звуки существуют вокруг нас, даже когда мы ничего не делаем, что бы их произвести. Рядом всегда есть бытовые шумы — скрип двери,
звук шагов, голоса радио и телевидения, телефонный звонок, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан,шелест страниц, шум проезжающей за окном машины, дальний гудок поезда.
На прогулке нас окружают звуки природы: шум ветра, шелест листвы, пение птиц, раскаты грома, звон капели и скрип снега.
Сейчас за окном зима и мы слушали звуки зимней природы. Музыка зимы сложилась у нас из скрипа снега под ногами, хруста сжатого снежка в кулаке,
щебетания птиц на кормушке, шума ветра и постукивания веточек деревьев после отряхивания их от снега.
Изучив богатую палитру звуков, окружающих нас, мы разделили все звуки
на три группы. Для обозначения групп мы выбрали три цвета: бытовые
звуки обозначили красным цветом, т. к. среди них часто слышатся громкие,
резкие звуки; зелёным цветом обозначали природные звуки, те, что порой
ласкают слух; голубым – звуки музыкальные, т. к. они нас радуют и
воодушевляют (хочется танцевать и прыгать до неба).
Подводя итог нашего исследования мы изготовили погремушки - наши шумовые инструменты.
Так как наш проект начался с шумового оркестра, то и закончить его мы решили изготовлением инструментов для шумового оркестра. Выбрали погремушку, точнее погремушки с самыми различными наполнителями. Приготовили материал: крупа: рис, перловка, греча; камешки, бусинки, семена:
подсолнечника, тыквы, арбуза.
В качестве корпуса использовали капсулы от киндер – сюрприза, держатели – трубочки для коктейлей. Готовые погремушки проверили на звук. Убедились: разные крупы в капсулах звучат по-разному. Это зависит не только от того какая крупа, но и от степени наполненности капсулы. Чем больше крупы, тем звук глуше. Камушки и бусинки в капсуле звучат звонче, чем крупы и семечки.
Результат проекта.
Звуки возникают от колебания, дрожания. движения предмета.
У каждого предмета есть свой звук, который возникает от различных взаимодействий с этим предметом.
Звуки бывают разными по своей природе: бытовые, природные, музыкальные.