елена шумова
Использование физминуток в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование физкультминуток в коррекционной работе».
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Публикация «Использование физминуток в коррекционной работе» размещена в разделах
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированность мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М. И., Исенина Е. И., Фомина Л. В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
Физкультминутки включаются в занятия логопедов, воспитателей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их может быть 1-2 по 2-3 минуты.
Условно все физкультминутки можно разделить на упражнения без речевого и с речевым сопровождением.
Среди упражнений без речевого сопровождения выделяются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражнения с элементами йога-гимнастики и психогимнастики. Проводятся они, как правило, на начальном этапе обучения с целью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правильному и точному выполнению заданий.
Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря и т. п., которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю".
Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом периоде обучения. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным сопровождением.
Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их, соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач :
—снять напряжение после изучения нового материала,когда требовалась
максимальная концентрация произвольного внимания и памяти;
—развивать память, внимание, эмоции;
—содействовать развитию дыхания;
—закреплять произношение отдельных звуков речи;
—развивать просодическую сторону речи.
В текстах физкультминуток используются веселые, забавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональному восприятию, вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию движений, усвоению новых слов; игры разных народов, произведения устного народного творчества, в которые при необходимости можно внести изменения, адаптируя их с учетом речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.
Очень важно, чтобы логопед знал текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультминутки теряется.
Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо воспитателя, логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуляцию. Логопед, воспитатель должен хорошо видеть каждого ребенка, оценивать качество выполнения движений, ритм, плавность, согласованность движений с речью.
Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Проведение физкультминуток предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
Информацию подготовил: Воспитатель Е. И. Шумова