МААМ-картинки

Использование фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Кустова Любовь
Использование фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

В системе образования в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. И в этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению.

Перед дошкольными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств. Одним из важных направлений работы нашего детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры. В учреждении функционирует мини-музей «Горница», в котором разместились старинные предметы культуры, труда и быта крестьян пермской деревни. Руководитель музея Антропова А. П вводит детей в особый мир старины путем действенного познания. Основными формами работы с дошкольниками являются игровые занятия, экскурсии, народные развлечения и праздники Меня, как педагога, проработавшего с детьми много лет, всегда привлекала идея ознакомления дошкольников с музыкальным фольклором.

Публикация «Использование фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Искусство фольклора уникально : оно рождается и существует в среде творцов и исполнителей. Он с рождения присутствует в жизни ребенка: это потешки, прибаутки, колыбельные, хороводные игры с пением и т. д.

Исследования и мысли ученых и писателей (Л. Н. Толстой, А. М. Горький, Г. С. Виноградова и др.) говорят о том, что фольклор обладает большими воспитательными возможностями :

Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной работы на основе народных традиций мы видим, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, т. к. народная культура обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества.

В русском фольклоре, по моему мнению, каким – то особым образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. Воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками.

Считаю, что большая роль в приобщении детей к народной культуре принадлежит музыкальному руководителю. Поэтому на своих занятиях знакомлю детей с народной музыкой, хороводными играми, закличками, потешками, народными музыкальными инструментами. С учетом реализуемой в дошкольном учреждении комплексной программы и возраста детей, стараюсь включать в совместную деятельность с детьми фольклорный материал который отражает различные виды музыкальной деятельности и куда входит:

-слушание народной музыки;

-пение народных песен;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных инструментах

Исходя из возрастных категорий распределила фольклорный материал в соответствии с возрастными категориями дошкольников :

-младший дошкольный возраст (2 – 3 года) – введение в мир фольклора;

-средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) – знакомство с азами народной культуры;

-старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – активный этап освоения фольклора

В 1,5 – 3 года ребенок реагирует на звучание музыки, которая воздействует на ребенка на самых ранних этапах, а потому основными видами деятельности детей в этом возрасте на занятиях с элементами фольклора, являются слушание - восприятие и игры (музыкальные и словесные).

Вводя в мир фольклора, знакомлю детей с песенными и стихотворными детскими жанрами: колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, закличками. Песенный материал подбираю несложный по мелодичному и ритмичному строю в соответствии с образами (петушок, зайка, котик.) Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Всю деятельность с детьми в младшем возрасте провожу только в игровой форме, так как создание игровой ситуации вызывает у детей повышенный интерес к выполнению того или иного задания. Забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации : у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». И что очень важно -каждый ребенок не зритель, а активный участник. На данном возрастном этапе знакомлю детей с народными инструментами. Интерес к ним возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть, и я предоставляю эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не свожу этот момент к шалости, а учу его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, ложки на бег лошадки и т. д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению

В среднем возрасте знакомлю детей с народным календарем, обращаю внимание детей на виды фольклорных песен : лирических, плясовых, шуточных, игровых, увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Также осваиваю малые фольклорные жанры : считалки, заклички, небылицы, прибаутки и т. д. Музыкальный материал для детей данного возраста более развернут, тематика разнообразнее, мелодическая и ритмическая структура сложнее. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках.

В средней группе предлагаю ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку. Продолжается работа и с детскими музыкальными инструментами. Показываю детям, как можно исполнить ту или иную мелодию например на ложках

В старшем возрасте ввожу новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах. Побуждаю детей к подбору знакомых мелодий и самостоятельных импровизациях на музыкальных инструментах, включаю в праздники и досуги исполнение мелодии в оркестровом исполнении.

Особое внимание уделяю разнохарактерности музыкальных образов : от веселых, озорных до лирических и нежных. Это помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать движение в пляске. Например, в таких, как «Кадриль», «Танец с балалайками», предающие удаль, озорство, задор; «На горе-то калина», создающая образ русских красавиц, плавно и величаво двигающихся в танце

Хотелось бы отметить, что данная работа осуществляется в тесном взаимодействии с руководителем музея. И традиционно в детском саду отмечаются народные праздники: в Рождество дети колядуют, весной празднуют Масленицу, Пасху, Троицу, Семик, где дети выступают в роли ряженых, поют частушки, водят хороводы, играют в народные игры, играют на народных инструментах. Все праздники проходят ярко, красочно, эмоционально. Все мероприятия в детском саду проходят совместно с родителями.

В заключении хотелось бы сказать, что целенаправленная систематическая и последовательная работа в данном направлении приводит к тому, что дети не только знакомы с фольклором, но и любят его, используют в своей жизни.

Нельзя прервать связь времен и поколений, чтобы не исчезла душа русского народа. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,.

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного учреждения Сейчас, в период нестабильности в обществе одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 сентября 2014 в 20:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД