алсу аминева
Использование фольклора в развитии двигательной активности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Публикация «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей младшего возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Что же относится к детскому фольклору? Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Утро в нашей группе начинается с утренней зарядки, где используются элементы физических упражнений с вкраплением фольклора в стихотворной форме. Все это помогает создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость, повысить уверенность в себе. Физические упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него. Правильно подобранные физические упражнения способствуют физическому развитию.
Большое удовольствие детям доставляет прогулка, как одна из форм оздоровления и закаливания с ее подвижными играми и упражнениями соревновательного характера.
Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.
В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.
Немало уделяю внимания практическим методам, таким как: пальчиковым и подвижным играм, играм - хороводам. Например: пальчиковая игра «Динь-динь-дон ходит кошка с бубенцом» и подвижная игра «Мышки и кот» позволяют детям объяснить повадки кошки (кошка любит ловить мышей). Также дети очень любят перебирать пальчики наделяя их именами своих родных, например:
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - я, вот и вся моя семья.
Это доставляет им огромную радость и воспитывает любовь к близким людям.
Использование подвижных и хороводных игр: «Лиса и зайцы», «Мы на луг ходили…», «Караваи», «Ладушки-ладушки», «У медведя во бору», «Пузырь» и т. д. позволяет не только поднять настроение детям, но и активизируют их двигательную активность, речь, позволяют научить детей играть вместе.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Утром во время приема детей бывают ситуации, когда ребенок не хочет расставаться с родителями, я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок Золотой гребешок.
Или Хвостик закорючка.
С помощью народных песенок, потешек воспитываю у детей положительное отношение к режимным моментам:
При умывании: Водичка - водичка
Умой моё личико.
Буль-буль-буль журчит водица,
Все ребята любят мыться.
При причё сывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд.
Во время приё ма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую, и т. д.
Работу по использованию малых форм фольклора в развитии детей провожу совместно с музыкальным руководителем. Организуем неожиданные встречи, сюрпризные моменты для детей например : встреча с дедом морозом, мишкой - топтыжкой, зайчиком, лисичкой, куклой Лялей где дети вместе с персонажем играют в различные игры такие как «Скачут зайки скок - прискок», «Мы милашки куклы - неваляшки». Во время проведения таких игр активизируется в речи детей малые формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи, а так же, что немаловажно, вызывает множество положительных эмоций.
Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки.