Татьяна Хорькова
Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико – ориентированный.
Автор проекта : Хорькова Татьяна Яковлевна, воспитатель группы раннего возраста.
Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2013г – май 2015г).
Участники: Хорькова Татьяна Яковлевна (воспитатель, родители, дети группы раннего возраста.
Целевая группа: 17 детей.
Общие сведения о детях: возраст от 1,5 лет – до 3 лет, ясельная и I младшая группа.
Мальчиков: 9 человек.
Публикация «Проект „Сундучок потешек“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Девочек: 8 человек.
Особенности здоровья детей :
группа здоровья: I –
II –
III –
хронические заболевания:
Обоснование:
Ребёнок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатели) должны окружить малышат любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарёв, С. А. новосёлов, Н. М. Анорина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что значение законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка позволяет грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь.
В последние годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.
В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками.
Задачи: 1. Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.
2. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.
3. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
Стратегии реализации проекта :
Первый этап:
- Изучение методической литературы.
- Подбор фольклорных произведений.
- Составление календарного плана.
- Создание картотеки.
- Разработать консультации для родителей.
Второй этап:
- Установить доверительный контакт между участниками проекта.
- Привлечение участников проекта к реализации.
- Непосредственная работа по проекту.
Третий этап:
- Сундучок потешек.
- дидактическая игра «На что покажет – о том расскажем».
- Развлечение.
- Сообщение для педагогов.
Необходимые условия для реализации проекта :
Организационные:
- большая светлая комната;
- лампы дневного освещения.
Материально – технические:
- книжки – малышки.
- книжки – раскраски.
- картон.
- иллюстрации к стихам, потешкам.
- сундучок.
- аудиоаппаратура.
- диски, кассеты с фольклором.
- пальчиковый театр.
- мелкие игрушки – зверюшки.
Педагогические условия:
- Используется магнитофон, музыка, пальчиковый театр.
- Хвалить за каждый успех.
Психологические условия:
- Позитивный настрой взрослых и детей.
Внешние условия:
- Данная программа предусматривает тесное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.
Методические:
- Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». С-П «Детство - Пресс» 2000г.
-Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 1997г.
- В. Ветрова «Ладушки, ладушки…» М. 1995г.
- Г. Науменко «Гуленьки» М. 1982г.
- Интернет.
- Л. Кузьмин. «У нас полный дом ребят» Пермь 1990г.
- В. Берестов. Матрёшкины потешки. М. 1982г.
- Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. М. 1999г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова.
-Л. Павлова. роль детского фольклора в воспитании ребёнка первого года жизни. Д/в №12 – 1986г.
Предполагаемый результат:
Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е, всесторонне развивает ребёнка.
Трансляция проекта :
- На родительском собрании.
- На педсовете.
Дальнейшее развитие проекта :
- Рекомендовать коллегам, заинтересованной этой проблемой.