МААМ-картинки

Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста

Татьяна Хорькова
Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : практико – ориентированный.

Автор проекта : Хорькова Татьяна Яковлевна, воспитатель группы раннего возраста.

Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2013г – май 2015г).

Участники: Хорькова Татьяна Яковлевна (воспитатель, родители, дети группы раннего возраста.

Целевая группа: 17 детей.

Общие сведения о детях: возраст от 1,5 лет – до 3 лет, ясельная и I младшая группа.

Мальчиков: 9 человек.

Публикация «Проект „Сундучок потешек“ для детей раннего возраста» размещена в разделах

Девочек: 8 человек.

Особенности здоровья детей :

группа здоровья: I –

II –

III –

хронические заболевания:

Обоснование:

Ребёнок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатели) должны окружить малышат любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарёв, С. А. новосёлов, Н. М. Анорина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что значение законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка позволяет грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь.

В последние годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.

В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.

Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками.

Задачи: 1. Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.

2. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

3. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.

Стратегии реализации проекта :

Первый этап:

- Изучение методической литературы.

- Подбор фольклорных произведений.

- Составление календарного плана.

- Создание картотеки.

- Разработать консультации для родителей.

Второй этап:

- Установить доверительный контакт между участниками проекта.

- Привлечение участников проекта к реализации.

- Непосредственная работа по проекту.

Третий этап:

- Сундучок потешек.

- дидактическая игра «На что покажет – о том расскажем».

- Развлечение.

- Сообщение для педагогов.

Необходимые условия для реализации проекта :

Организационные:

- большая светлая комната;

- лампы дневного освещения.

Материально – технические:

- книжки – малышки.

- книжки – раскраски.

- картон.

- иллюстрации к стихам, потешкам.

- сундучок.

- аудиоаппаратура.

- диски, кассеты с фольклором.

- пальчиковый театр.

- мелкие игрушки – зверюшки.

Педагогические условия:

- Используется магнитофон, музыка, пальчиковый театр.

- Хвалить за каждый успех.

Психологические условия:

- Позитивный настрой взрослых и детей.

Внешние условия:

- Данная программа предусматривает тесное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Методические:

- Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». С-П «Детство - Пресс» 2000г.

-Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 1997г.

- В. Ветрова «Ладушки, ладушки…» М. 1995г.

- Г. Науменко «Гуленьки» М. 1982г.

- Интернет.

- Л. Кузьмин. «У нас полный дом ребят» Пермь 1990г.

- В. Берестов. Матрёшкины потешки. М. 1982г.

- Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. М. 1999г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова.

-Л. Павлова. роль детского фольклора в воспитании ребёнка первого года жизни. Д/в №12 – 1986г.

Предполагаемый результат:

Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е, всесторонне развивает ребёнка.

Трансляция проекта :

- На родительском собрании.

- На педсовете.

Дальнейшее развитие проекта :

- Рекомендовать коллегам, заинтересованной этой проблемой.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Практико-ориентированный краткосрочный проект «Шашечный дебют» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шадейский детский сад» Проект «Шашечный дебют» Составила: Хорькова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 14:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хорькова (УИ 80580) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД